УДК 341

Правовая природа туристической деятельности по законодательству Российской Федерации

Михайлов Филипп Николаевич – кандидат юридических наук, руководитель учебных программ кафедры юриспруденции факультета социальных и гуманитарных наук Государственного университета «Дубна».

Черненко Михаил Данилович – кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденции факультета социальных и гуманитарных наук Государственного университета «Дубна».

Аннотация. В настоящей статье раскрывается содержание понятий «правовая природа», «туристическая деятельность», «туристический продукт», приводятся законодательные определения различных видов туризма, объясняется отсутствие единства мнений относительно правовой природы туристической деятельности, обосновывается, что правовым основанием предоставления туристического продукта является договор возмездного оказания услуг.

Ключевые слова: туризм, туристическая деятельность, турист, туроператор, туристический продукт, услугодатель.

Любое объективно существующее социальное явление обладает рядом признаков, которые позволяют отграничить его от реальностей, формально сходных с ним. Правовая категория, отражающая совокупность таких признаков, в юридической науке называется правовой природой явления, нормы, деятельности. Таким образом, определить правовую природу туристической деятельности значит выявить ее сущностные признаки и место в юридической сфере.

Туристическая деятельность, или туризм представляет собой вид активного отдыха человека. В связи с этим следует сказать, что данный термин не является исконно русским. В русский язык он пришел из французского языка, где tourisme происходит от tour (прогулка, поездка). Французское слово «tourisme» означает путешествие, совершенное в свободное от работы время.

Согласно Манильской декларации по мировому туризму 1980 года туризм является видом активного отдыха, путешествия, совершаемых с целью познания новых территорий.

В Российской Федерации туристическая деятельность получила законодательное закрепление более двадцати пяти лет назад, а именно с принятием Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации». Вместе с тем научное понимание туристической деятельности все еще остается дискуссионным. По мнению В.Г. Гуляева, туризм представляет собой осуществление гражданами (подданными) любых государств, а также апатридами временных выездов с места их постоянного пребывания в другое место внутри страны их проживания, в другую страну с оздоровительной, познавательной, спортивной и другой целью, не входящими в их служебные обязанности [2, с. 32 - 45]. В.А. Квартальнов определяет туризм как не связанное с выполнением рабочей функции перемещение граждан с местности, на которой они постоянно проживают, на другую отдаленную от нее территорию для ознакомления с ней, отдыха, оздоровления, достижения спортивных результатов и других подобных им целях [3, с. 23 - 30]. По мнению С.Н. Братановского, туризм, став в последние десятилетия популярным способом проведения людьми своего свободного времени, является определенным средством отношений между ними [1, с. 18 - 23].

В статье 1 названного выше закона называются виды туризма и приводятся их определения. Так, согласно ей под внутренним туризмом следует понимать туризм, осуществляемый в пределах России лиц, постоянно проживающих на ее территории. Выездной туризм – это туризм лиц, постоянно проживающих на территории России, осуществляемый за ее пределы. Въездным туризмом является осуществляемый в границах Российской Федерации туризм лиц, временно находящихся на ее территории. Термином «международный туризм» обозначаются как выездной, так и въездной туризмы, а понятием «социальный туризм» - туризм, хотя бы частично осуществляемый не за счет средств конкретного туриста, а за счет средств государственного или муниципального бюджетов, либо в какой-то мере финансируемый из средств его работодателя. Самодеятельный туризм – это туризм, проведение которого туристы организуют самостоятельно.

Юридическая наука все еще не выработала единого мнения относительно правовой природы туристической деятельности, что вызвано ее сложным характером. Точек зрения по вопросу правовой природы туристической деятельности в настоящее время сформировано немало. Вместе с тем достаточно распространенными из них являются только две.

Согласно первой из них туристический продукт следует рассматривать как право на получение услуги, вытекающей из договора розничной купли-продажи, заключенного между туристом и туроператором. Основу данного договора составляет положение, согласно которого при его заключении туроператоры продавали туристу только право на получение конкретной услуги, а не ее саму. Предоставляется же она туристу контрагентами, не состоящими с ним в гражданско-правовых отношениях.

Согласно другой такой точки зрения правовой формой туристических отношений является договор по возмездному оказанию услуг. Его сутью является то, что у туриста - гражданина, заключившим такой договор, по отношению к турагенту - противной стороне договора возникает право требовать от турагента оказания ему предусмотренную договором конкретную услугу.

Таким образом, преобладающей позицией касательно выявления правовой природы туризма является ее определение согласно нормам ГК РФ, несмотря на то, что его структурой не предусмотрен раздел, посвященный договорам об оказании туристических услуг.

В статье 128 ГК РФ услуги определяются как один из видов объектов гражданских прав.Содержание и другие составляющие характеристики договора возмездного оказания услуг приводятся в статьях 779 – 783 ГК РФ. В соответствии с ними исполнитель должен совершить по заданию заказчика указанные им действия в его пользу, или к выгоде указанных заказчиком лиц, а заказчик обязан оплатить исполнителю выполненную им работу. При этом согласно статье 779 (Договор возмездного оказания услуг) ГК РФ нормы главы 39 (Возмездное оказание услуг) ГК РФ применяются к договорам оказания услуг по туристическому обслуживанию отдельных граждан и их коллективов.

Туристический продукт имеет экономическую и юридическую сущности. С экономической точки зрения туристический продукт представляет собой систематизированный комплекс туристических услуг, а правовой – он представляет собой любого гражданина, а не только туриста получить отдельную туристическую услугу, либо их комплекс. Таким образом, определение правовой природы туристической деятельности предполагает выяснение сущности туристического продукта.

Главным свойством понятия «туристский продукт», т.е. его сущностью, является то, что туристские услуги предоставляются конкретному туристу не самой туристической организацией, с которой он заключил договор возмездного оказания услуг, а работниками предприятий туристической индустрии, находящихся на территории, на которую совершается путешествие.

Вместе с тем данный подход к определению правовой природы туризма не дает ответа на основной ее вопрос, которым является вопрос о том, что представляет собой предмет договора, заключаемого между туристической организацией и туристом, - «туристского договора». Основной же целью такого договора является создание гражданам благоприятных условий для активного отдыха вне места их постоянного проживания. Сущность «туристских договоров» выражается в оказании туристу услуг по его перевозке и размещению, организации его питания, познавательных экскурсий и спортивных походов, и других такого рода мероприятий.

Таким образом, в связи с предоставлением туристического продукта возникают договорные отношения не однородного характера.

Данный вывод подтверждается следующими положениями.

Согласно первому из них туроператор может представлять исполнителей туристических услуг, действуя при этом в соответствии с выданной ими доверенностью. Заключая договора агентирования, либо договора поручения, туроператор и услугодатели вступают в договорные отношения. Вместе с тем, имея в своем распоряжении помещения или транспортные средства туроператор может сам оказывать туристические услуги. Во-вторых, туроператор вправе к выгоде туриста заключать с услугодателем договор, но требовать от него исполнения предусмотренных им обязательств может только конкретный турист. Следующие положение состоит в том, что при заказе конкретных услуг туроператор может выступать как представитель туриста, так и как представитель услугодателя, действующий в соответствии с выданными ими доверенностями.

Из сказанного выше вытекает, что, по общему правилу, в оказании туристических услуг организация-туроператор напрямую не участвует, поскольку турист заключает договор непосредственно с организациями-услугодателями. В связи с этим турист расторгнуть договор с туроператором не может, а значит не может и получить возмещение убытков, причиненных ему турагентом, не исполнившим вовсе, или исполнившим недолжным образом свои обязательства.

Таким образом, правовой формой соглашения гражданско-правового характера, целью заключения которого является реализация туристского продукта, выступает договор возмездного оказания услуг. Правовая природа данного соглашения обусловлена тем, что в соответствии с ним осуществляется оказание комплекса туристических услуг.

Список литературы

  1. Братановский С.Н. Правовые основы международного туризма // Туризм: право и экономика, 2015, № 4.
  2. Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности. М., 2010.
  3. Квартальнов В.А. Туризм как объект научного исследования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. (часть 1).

Интересная статья? Поделись ей с другими: