УДК 339.54.012

Государственное управление в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности

Степенко Валерий Ефремович – доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой Уголовно-правовых дисциплин Тихоокеанского государственного университета.

Кузьмина Дарья Андреевна – магистрант Тихоокеанского государственного университета.

Аннотация: В статье рассмотрена юридическая сущность государственного управления в сфере поддержания общественного порядка и общественной безопасности в стране. Определен перечень органов, уполномоченных осуществлять поддержание общественного порядка и общественной безопасности, показаны их функции.

Ключевые слова: государственное управление, общественный порядок, общественная безопасность, органы исполнительной власти, органы внутренних дел.

Актуальность темы исследования обусловлена высоким уровнем проблемных вопросов, которые связан с обеспечением общественного порядка (далее – ОП) и общественной безопасности (далее – ОБ). Нарастающие кризисные явления в обществе, сложная международная обстановка, делают актуальным поиск путей обеспечения безопасности и ОБ в стране.

В нашей стране определен комплекс органов государственной власти, которые являются уполномоченными решать вопросы, которые связаны с охраной ОП и ОБ. Так, законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти уполномочены определить основные направления государственной политики (далее – ГП) в сфере безопасности в общественных местах.

Принятие нормативных актов и разработка ГП в области обеспечения ОБ является важнейшим направлением деятельности законодательных органов власти. Федеральное собрание на основе Конституции РФ формируют зако­нодательную базу в области обеспечения ОБ России, а помимо этого осуществляет парламентский контроль в этой сфере. Благодаря их усилиям формируется комплекс норм права, обеспечивающих права и обязанности граждан, а помимо этого и меры их ответственности за нарушения ОП и ОБ.

Президент РФ осуществляет общее руководство всеми государственными органами, обеспечивающими безопасность, а помимо этого именно он возглавляет Совет Безопасности РФ. Кроме того, Президент РФ призван планировать защиту национальных интересов государства и национальных приоритетов, определять цели, задачи и меры в области охраны ОП и обеспечения ОБ. Помимо этого Президент нашей страны осуществляет управление правоохранительными органами исполнительной власти, которые реализуют функции, связанные с обеспечением соответствующей национальной безопасности. Президент РФ реализует контроль за трудовой деятельностью органов исполнительной власти, которые являются уполномоченными лицами в вопросах поддержания ОП, включая органы МВД РФ.

Как орган исполнительной власти Правительство РФ в области обеспечения ОБ и ОП реализует определенный перечень полномочий. К данным полномочиям относятся:

  • принимает участие в определении основных направлений ГП в сфере обеспечения ОБ и безопасности в целом;
  • принимает участие в определении комплекса мероприятий федеральных целевых программ, которые направлены на соответствующее поддержание ОП и ОБ;
  • определяет основные компетенции федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности, которые контролируются и регулируются Правительством РФ;
  • осуществляет организацию за обеспечением федеральных органов исполнительной власти, в том числе и субъектов РФ, а помимо этого органов местного самоуправления всеми необходимыми средствами и ресурсами, которые требуются для реализации задач в сфере обеспечения безопасности страны;
  • обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых согласно федеральным законам к обеспечению ОБ нашего государства;
  • организует разработку и осуществление мер, которые направлены на предупреждение терроризма и минимизацию и (или) всевозможных ликвидацию последствий проявлений терроризма и др. [1]

Совет Безопасности принимает довольно активное участие в формировании ГП в области обеспечения ОБ. Он представляет собой конституционный совещательный орган, которые реализует содействующую функцию президенту нашей страны в осуществлении его полномочий по вопросам, которые связаны с обеспечением национальных интересов страны и ее безопасности, включая ОБ и ОП. [2]

Место органов исполнительной власти и их отличительная специфика определяется компетенцией, которая определена на законодательном уровне. Указанная компетенция характеризуется совокупностью всех возложенных на них задач и функций управления, а помимо этого объемом обязанностей и прав. Именно на них возлагаются полномочия по реализации положений нормативных актов об обеспечении ОП и ОБ. К ним относятся следующие органы: Вооруженные силы РФ, ФСБ, органы пограничной и налоговой служб, МЧС и т.п. [3]

Среди органов исполнительной власти в решении задач по вопросам, связанным с обеспечением прав и интересов граждан страны, органы внутренних дел, руководство которыми осуществляет МВД РФ, занимают особое место. Оно обусловлено общим предназначением полиции необходимостью защищать личность от необоснованных и противоправных пося­гательств как со стороны граждан, так и со стороны государст­венных органов, допускающих нарушения общественного порядка и ОБ.

Многообразие функций и задач, а также ежедневный контроль за повседневной жизнью граждан делают их центральным звеном в системе обеспечения прав граждан и поддержания ОП. В ходе осуществления различных видов деятельности (например, контрольно-надзорной работы, разрешительной и юрисдикционной деятельности, предоставлением госуслуг) осуществляется работа по охране и защите прав граждан в сфере охраны ОП и ОБ.

Общие функции характеризуют миссию органов внутренних органов внутренних дел, их основное предназначение. К их основным функциям в области обеспечения ОП и ОБ относятся:

  • обеспечение охраны общественного порядка;
  • противодействие преступлениям и административным правовым нарушениям;
  • оказание помощи гражданам, которые пострадали от преступных деяний, а помимо этого и административных правовых нарушений посредством привлечения к соответствующей ответственности виновных, возмещения вреда и т.д.;
  • выявление и раскрытие преступных деяний средствами следственной, а помимо этого и оперативно-розыскной деятельности;
  • розыск лиц, которые совершили преступные деяний, которые скрываются от органов дознания, следствия и суда, которые уклоняются от исполнения назначенного им уголовного наказания и т.д.;
  • производство по делам об административных правонарушениях в рамках собственной компетенции, осуществление дознания и следственной деятельности.

Независимо от правомерности или неправомерности действий гражданина полиция стоит на страже его прав. Так, право гражданина на защиту об посягательств корреспондирует обязанность сотрудника полиции эту защиту в пределах своей компетенции ему предоставить, а именно: принять заявление, провести определенные процессуальные действия, оградить гражданина от определенной опасности, оказать помощь в случае нападения третьих лиц и др. 

Если за совершение правонарушений или преступлений в сфере общественного порядка и общественной безопасности гражданин привлекается к ответственности, то сотрудник полиции, пресекая соответствующее противоправное поведение, обязан предоставить привлекаемому к юридической ответственности помощь в защите его прав, предоставленных законом [4].

Помимо этого институты судебной власти принимают довольно активное участие в вопросах обеспечения ОП и ОБ. Они принимают участие в обеспечении ОП и ОБ в рамках реализации своих следующих процессуальных функций:

  • осуществление правосудия в отношении лиц, которые совершили преступные деяния и правовые нарушения, покушающиеся на ОП и ОБ;
  • рассмотрении жалоб по вопросам охраны ОП от граждан и общественных организаций.[5]

Таким образом, в российском законодательстве определена система органов, призванных реализовать государственную политику в области поддержания ОП и ОБ. Они своими действиями поддерживают формирование соответствующей правовой базы, реализацию мер по поддержанию ОП и ОБ, а помимо этого проведение контрольно-надзорных мероприятий и привлечение виновных лиц к соответствующей юридической ответственности.

Список литературы

  1. О Правительстве Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 6.11.2020 г. № 4-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. - - № 45.- Ст. 7061
  2. О некоторых вопросах Совета Безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 7.03.2020 г. № 175 // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 10. - Ст. 1323.
  3. Хетагуров В.В. Понятие общественного порядка и общественной безопасности // Молодой ученый. 2021. № 20 (362).
  4. Дизер О.А. Административно-правовая охрана общественного порядка и общественной безопасности в условиях формирования цифрового пространства//Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2020. № 3 (89). С. 63-70.
  5. Маркушин, А. Г. Основы управления в органах внутренних дел : учебник для вузов / А. Г. Маркушин, О. Л. Морозов. - М. : Издательство Юрайт, 2019. — С. 89.