УДК 342.9

Понятие и особенности административно-правового регулирования применительно к сфере информатизации

Ковалевская Ольга Юрьевна – помощник судьи Хабаровского краевого суда.

Аннотация: В статье рассмотрено понятие административно-правового регулирования как основной составляющей государственного управления, механизм административно-правового регулирования и его элементы, а также традиционные и новые методы, появившиеся в сфере информатизации. Исследованы основные направления административно-правового регулирования в сфере информатизации и выявлены особенности регулирования.

Ключевые слова: административно-правовое регулирование, механизм, методы, информатизация, направления, особенности.

Развитие современной цифровой реальности диктует необходимость модернизации разных сфер жизни общества. Модернизация должна осуществляться на основе норм права. Под административно-правовым регулированием следует понимать совокупность юридически значимых норм и правил, которые устанавливаются государством для регулирования отдельных сфер общественной жизни.

В юридической науке принято рассматривать административно-правовое регулирование как основную составляющую государственного управления. Исходя из этого, административно-правовое регулирование следует определить как «исполнительно-распорядительную деятельность государственных организаций, обладающих государственно-властными полномочиями, направленную на стабилизацию общественных отношений путем принятия нормативных правовых актов и обеспечения их выполнения»[7].

Говоря о понятии административно-правовое регулирование нельзя обойти вниманием, механизм административно-правового регулирования, который играет важную роль, выполняя «роль регулятора общественных отношений и придает им системность и организованный характер»[6, с. 126]. Элементами такого механизма являются «юридические нормы, правоприменительные акты и административно-правовые отношения, основанные на правилах конкретного законодательного предписания»[3, с. 11].

Применение информационных технологий в деятельности органов государственной власти придает им такие черты как прозрачность, доступность и приближает их к населению, снижает коррупционные риски. Новые информационные технологии не только влияют на сферу государственной деятельности, но и подвергают ее значительной трансформации.

Основные направления административно-правового регулирования в сфере информатизации определены в ст. 12 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ. Такими направлениями являются:

  • регулирование отношений, возникающих в связи с осуществлением поиска и получением, а в последующем, передачей, а также производством и распространением информации, что в свою очередь реализовывается с применением информационных технологий (информатизации);
  • обеспечение развития и взаимодействия информационных систем различного назначения для того, чтобы предоставить гражданам, организациям, органам публичной власти информацию;
  • создание условий, способствующих эффективному использованию в нашей стране информационно-телекоммуникационных сетей;
  • «обеспечение информационной безопасности детей»[9].

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на период 2017-2030 гг. объединяет триединую задачу, стоящую перед нашим государством: цифровизация, безопасность, эффективность государственного управления[8].

Эволюционный процесс становления и развития информационного общества является непрерывным и подразумевает основательное правовое регулирование. Таким образом, в дальнейшем процессе формирования информационного общества в нашей стране одним из основных направлений становится административно-правовое регулирование с использованием информационных технологий в государственном управлении.

В условиях развития цифрового общества «методы административно-правового регулирования - принуждение, разрешительный и регистрационный, показывают недостаточную эффективность»[4, с. 123]. На смену им приходят другие методы административно-правового регулирования, такие как электронное взаимодействие, согласование, координация действий по развитию информационного общества. Характерными чертами методов административно-правового регулирования являются их безусловный характер, подчиненность предписаниям, распространенность на неограниченный круг лиц. Основное средство административно-правового регулирования – это предписание «должно быть дополнено положительными экономическими стимулами»[1, с.15].

В настоящее время в России осуществляется модернизация электронной сферы государственного управления, которая «обусловлена не только технологическими сдвигами и формированием единого информационного пространства»[3, с. 20], но и создает условия для повышения эффективности деятельности государственной власти.

Под информатизацией следует понимать внедрение информационных технологий в уже существующие административно-управленческие процессы. Административно-правовое регулирование в сфере информатизации обладает рядом особенностей.

Первая особенность заключается в стремительном развитии информационных технологий, а законодательство нашей страны не успевает адаптироваться к новым тенденциям и вызовам. Например, понятие искусственный интеллект определено в законодательстве, однако понятие нейросети до сих пор не определено, что приводит к определенным правовым коллизиям, так как искусственный интеллект является общим понятием, а нейросеть, соответственно становится формой его реализации.

Перспективы использования нейросети в системе судопроизводства очевидны, например, в случае несоответствия формальным критериям документа, нейросеть может оставить исковое заявление без движения. С помощью нейросети можно распознать подлинность подпись, что имеет большое значение в гражданском праве, например при составлении и заключении гражданско-правового договора.

Вторая особенность административно-правового регулирования в сфере информатизации связана с необходимостью защиты личных данных и их гарантиями. Осуществляя правовое регулирование в этом направлении, государством принимаются нормативные правовые акты различного уровня, начиная от федеральных законов до локальных правовых актов. 

Третья особенность связана с угрозами кибербезопасности и совершенствованием мер по обеспечению безопасности в сфере информатизации. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации определены национальные интересы в информационной среде, информационные угрозы, а также стратегические цели и направления деятельности государства для обеспечения информационной безопасности[2].

Четвертая особенность связана с защитой интеллектуальной собственности, в этом направлении достаточно дискуссионным вопросом является вопрос прав на объекты, созданные нейросетью, к какому виду прав их отнести, к цифровому, смежному или авторскому праву.

В целом, информационные технологии способствуют развитию основных функций государственного управления и более эффективному решению задач, стоящих перед органами государственной власти.

Список литературы

  1. Ага-Кулиева Ю.Э. Особенности административно-правового регулирования // Сборник. Конституция и жизнь современного общества. 2015 С. 10-15.
  2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утверждена Указом Президента Российской Федерации 5 декабря 2016 г.// URL.: https://rg.ru/documents/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok.html?ysclid=lrt8uhv185342123056 (дата обращения 25.01.2024).
  3. Змунчила А.В. Административно-правовое регулирование деятельности правоохранительных органов в условиях цифровизации и информатизации// Актуальные проблемы пенитенциарной науки и практики. 2022 № 1 (17) с. 19-21
  4. Кобаев Б.Г. , Золоева З.Т. Некоторые аспекты административно-правового регулирования деятельности органов исполнительной власти в условиях цифровой реальности//Гуманитарные и юридические исследования. 2020. С. 119-124.
  5. Королев П.Е. Административно-правовое регулирование цифровой экономики: тенденции государственного управления хозяйственной деятельностью // Учет и контроль. 2023. № 9. С. 7-15
  6. Крылова Ю.А. Механизм административно-правового регулирования // Право и государство: теория и практика. 2019. № 1 (169). С. 126-127
  7. Петрова В.Ю., Семенов А.А. Понятие административно-правового регулирования .Теория и практика общественного развития. 2015 // URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-administrativno-pravovogo-regulirovaniya?ysclid=lrswow5wmx526910287 (дата обращения 24.01.2024).
  8. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» // URL.: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения 25.01.2024)
  9. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (ред. от 12.12. 2023)// URL.: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798 /fac1b6378ca0514af2d5916d4469d8712412ac50/?ysclid=lrrxo2j5od198229820 (дата обращения 25.01.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: