УДК 34

Последствия уклонения от электронной повестки

Ермолаева Мария Сергеевна – студент факультета мировой экономики и права Сибирского Государственного Университета Путей и Сообщения.

Аннотация: Статья посвящена исследованию законодательства о военном учете, а также последствия уклонения от электронных повесток. В данный момент это актуально, поскольку 14 апреля 2023 году был принят Федеральный закон N 127-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Вследствие чего была дополнена статья №3 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Также, в статье, проведен анализ законодательных норм, регулирующих важную социальную и политическую категорию – воинскую обязанность, которая играет огромную роль в поддержании и укреплении обороноспособности государства. Рассмотрены зарубежные аналоги, созданного в России, Реестра воинского учета.

Ключевые слова: военная служба, повестка, воинский учет, неявка, призывной возраст граждан, последствия уклонения.

Служба в армии признана одной конституционных обязанностей, обеспечивающих территориальную целостность и защиту политических интересов страны. Проводимая в России, на протяжении последних нескольких лет, реформа законодательства о воинской обязанности и военной службе, заключающаяся в цифровизации воинского учёта и временном ограничении некоторых прав россиян, направлена на обеспечение явки граждан по повестке в военный комиссариат. Согласно Конституции Российской Федерации граждане мужского пола от 18 до 27 лет обязаны пройти военную службу по призыву [4]. Это исполнение воинского долга гражданами призывного возраста в течение двенадцати месяцев. Указанный срок предусмотрен подпункт "д" пункт 1 статья 38 Закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [7]. Началом военной службы считается день присвоения воинского звания рядового, а окончанием – день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах Российской Федерации, органах государственной охраны и других войсках. Но, не все граждане подлежат военному призыву, установленный перечень определяется пунктом 2 статьи 22 этого же закона.

Но, не зависимо подлежит гражданин военному призыву или нет, он обязан стоять на воинском учете. Постановка на воинский учет осуществляется с 1 января по 31 марта в год достижения молодым человеком 17 лет. В соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 2023 г. N 127-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [8].

В соответствие с данным законом было предусмотрено 1) вручение повестки посредством заказного письма по месту жительства или пребывания; 2) обязанность лица, получившего повестку самостоятельно явиться в комиссариат, в случае истечения срока явки по документу. Минобороны России поручило сотрудникам военкоматов с началом призыва на срочную службу рассылать повестки в электронном виде. В соответствии с поправками Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Оповещение гражданина о постановке и снятии с воинского учета будет осуществляться автоматически в электронной форме через единый портал Госуслуг. Личной явки граждан в военный комиссариат при этом не потребуется.

ФЗ-127 закрепляет более расширенный перечень изменений: создание Реестра воинского учёта - единого реестра граждан, обязанных явится по повестке военного комиссариата, согласно ст. 1; ограничение ряда прав граждан, направленных на обеспечение явки в военкомат. Так, по истечении 20-дневного срока на физическое лицо, согласно статье 7 ФЗ, накладываются следующие санкции: 1) ограничение на управление транспортным средством; 2) запрет на выезд за пределы РФ (указанное ограничение действует до исполнения обязанности явиться по повестке в военный комиссариат, решение формулируется автоматически, подписываться электронной подписью военного комиссара и отправляться гражданину в его личный кабинет на едином портале Госуслуг, а также в управления ФСБ России, МВД России и отражаться в Реестре воинского учета); 3) подпункты а-е 4 пункта обсуждаемой статьи, ограничивают оборот недвижимости, транспортных средств, кредитных договоров, а также регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Здесь мы можем наблюдать, что ограничение затрагивают гражданские правоотношения. Данное изменение представляется достаточно существенным, поскольку фактически ограничиваются конституционные права граждан, что повлекло за собой широкое обсуждение норм в обществе. Однако, формально поправки не противоречат Конституции РФ - «временные обеспечительные меры» считаются необходимыми в связи с участившимися случаями отказа принимать повестку, которые подрывают возможность обеспечения национальной безопасности страны.

Принятие данного закона обусловлено рядом важнейших факторов, направленных на укрепление национальной безопасности России, путем сокращения лиц, уклоняющихся от призыва. Данное изменение представляется достаточно существенным, поскольку фактически ограничиваются конституционные права граждан, что повлекло за собой широкое обсуждение норм в обществе.

Российская Федерация не является первой страной осуществившей цифровизацию в сфере воинской обязанности и военной службы граждан, так, электронные реестры воинского учета в зарубежных странах на протяжении многих лет являются важным инструментом учета военнообязанных. Электронные реестры упрощают процедуру подачи заявлений на призыв, определения призывных категорий и контроля за сроками прохождения военной службы. В разных странах могут быть различные системы воинского учета и электронных реестров. Например, в США существует электронная система DEERS (Defense Enrollment Eligibility Reporting System), куда входят данные о военнослужащих и членах их семей. В Великобритании электронные реестры ведутся в системе Joint Personnel Administration (JPA), в Канаде - посредством системы Human Resource Management System. Система включает в себя средства управления персоналом, возможности анализа и отчетности. Integrated Human Resource System (IHRS) используется Вооруженными Силами Австралии [2], [3]. Система обеспечивает возможности управления кадрами, такие как учет истории службы, мобилизации военнообязанных и оплаты труда. Перечисленные электронные базы имеют схожий функционал, но отличаются в деталях и специфике, зависящей от разных стран и организаций [5].

Причинами проведения данной реформы видится наличие определенных трудностей, связанных с недостаточной цифровизацией информации в военкоматах. В пример следует привести: направление повесток тем гражданам, которые не подлежат призыву – об этом свидетельствуют обращения, когда многодетным или имеющим отсрочку, или ограничения по состоянию здоровья мужчинам вручали документ. Использование современных сервисов направлено на упрощение взаимодействия граждан с военными комиссариатами, а также снижение напряжения в обществе, касательно юридически-необоснованно призванных лиц. Цифровизация способствует улучшению правовой защиты граждан, так как базы данных и системы учета позволяют повысить качество хранения, обработки и использования документации и исключить возможность ее утери или уничтожения. Это, в свою очередь, способствует более эффективному контролю за исполнением воинской обязанности.

Можно сделать вывод, что довольно обширный перечень поправок обусловлен необходимостью обеспечить военные комиссариаты универсальным средством рассылки документа, вне зависимости от местонахождения получателя.

Стоит отметить, что вступление в законную силу обсуждаемых поправок косвенно влияет на граждан, находящихся за границей и уклоняющихся от несения обязательной военной службы. Так, дополненный федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» направлен на пресечение тенденции эмиграции из России, что обуславливает его принятие как стратегическое решение, учитывающее межгосударственные документы [1]. Оно будет реализовано посредством направления электронных повесток, лицам, подлежащим призыву: в течение 27 дней (7 дней предоставляется на вручение повестки, 20 – на явку в военкомат) на имущество, зарегистрированное в РФ, будут наложены ограничения, согласно положениям изменяемых федеральных законов.

Электронный ресурс направлен на решение недоработок, выявляемых при призыве на срочную службу, что свидетельствует о его теоретической способности привести систему мобилизационных сборов в корректный вид и содержать проверенную, более точную и обновляемую информацию, за счет задействованных организаций, отмеченных в статье 3 Закона о внесении поправок в ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ [6]. Данный аргумент представляется объективным и существенным, так как поможет избежать судебных разбирательств с гражданами, желающими оспорить призыв, будет способствовать повышению уровня соблюдения конституционных гарантий граждан.

Список литературы

  1. Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства от 7 сентября 1995 года.; URL: https://docs.cntd.ru/document/8311276 (дата обращения: 10.01.24)
  2. Официальный веб-сайт правительства Соединенных Штатов; URL: https://www.defense.gov/Contact/Help-Center/Article/Article/2742527/updating-defense-enrollment-eligibility-reporting-system/ (дата обращения: 10.01.24)
  3. Объединенное кадровое управление в полной мере использования ттехнологи COTS; URL: https://bootcampmilitaryfitnessinstitute.com/wp-content/uploads/2014/10/0-5-mod-defence-contracts-bulletinpdf (дата обращения: 13.01.24)
  4. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями на 4 октября 2022 года) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru- 06.10.2022 (дата обращения: 11.01.24)
  5. Росенко М.И. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в контексте цифровизации воинского учета и введения геномной регистрация мигрантов // Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 222-224.
  6. Лукин В.П. Специальный доклад «О соблюдении прав граждан в связи с прохождением военной службы по призыву». М., 2005. – 11 с.: Сайт: khpg.org [Электронный ресурс] URL: http://library.khpg.org/files/docs/1407250255.pdf (дата обращения: 11.01.24)
  7. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 14.04.2023) "О воинской обязанности и военной службе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.05.2023)// URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/ (дата обращения: 12.01.24)
  8. Федеральный закон от 14.04.2023 № 127-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"// [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_444711/ (дата обращения: 12.01.24)