УДК 34, 33

Регулирование финансовых рынков: современные тенденции и проблемы. Анализ современных механизмов регулирования финансовых рынков

Крупина Кристина Денисовна – студент Юридической школы Дальневосточного Федерального Университета.

Бондарева Ольга Юрьевна – студент Юридической школы Дальневосточного Федерального Университета.

Аннотация: Статья посвящена анализу финансовых рынков на государственном уровне, рассмотрены механизмы регулирования деятельности финансовых институтов, изучено состояние финансового рынка как важного элемента современной финансовой системы. Исследование также включает в себя анализ законодательной базы современной России в рамках данного вопроса, актуальные проблемы регулирования финансовых рынков на международном уровне. Выявлены общие закономерности и тенденции жизнедеятельности финансовых рынков, а также проблемы регулирования Центрального Банка РФ как мегарегулятора финансовых рынков и пути решения комплекса противоречий.

Ключевые слова: финансовые рынки, правовые механизмы, финансовые институты, Международный Валютный Фонд, мегарегулятор финансового рынка, Центральный Банк РФ, надзор.

Финансовые рынки играют важную роль в мировой экономике, предоставляя компаниям и инвесторам возможность проводить финансовые операции и инвестировать свои средства. Для начала необходимо рассмотреть основные понятия, связанные с ними. Финансовый рынок — система экономических взаимоотношений, обеспечивающих аккумулирование, перераспределение и инвестирование денежных средств предприятий, банков, финансово-кредитных институтов, посредством осуществления операций по купле-продаже финансовых инструментов. В широком смысле они включают в себя рынки ценных бумаг, ссудных капиталов, драгоценных металлов, валютный, страховой рынки, способствующих обмену данными объектами в соответствии с международными и установленных отдельными государствами нормами. В данной статье мы рассматриваем основные тенденции регулирования финансовых рынков.

 Регулирование представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение стабильности и прозрачности финансовой системы, защиту интересов участников рынка и потребителей финансовых услуг, а также предотвращение возможных финансовых кризисов. Регулирование также включает в себя мониторинг финансовых инструментов, установление требований к финансовым институтам, контроль за соблюдением норм и правил и наказание за их нарушение. В его основе лежат законы, нормативы, устанавливающие правила на финансовых рынках.

Основные цели регулирования финансовых рынков включают в себя обеспечение финансовой стабильности, защиту инвесторов, противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма, а также поддержание честной конкуренции. Финансовые регуляторы и надзорные органы, а также международные организации участвуют в процессе регулирования. Они устанавливают цели, разрабатывают правила, осуществляют надзор и контроль за деятельностью финансовых учреждений.

Регулирование деятельности финансовых рынков не обходится без правовых механизмов для их стабильности и прозрачности. Они представляют собой процессы, обеспечивающие воздействие на действующие экономические отношения. Они создают основу для соблюдения законов, правил и норм поведения на финансовых рынках.

Надзорные органы, посредством правовых механизмов, устанавливают правила и нормы, которым должны следовать участники финансовых рынков. Посредством установления стандартов отчетности, документооборота, осуществляется контроль за рисками и финансовой устойчивостью участников рынка.

Говоря о современных тенденциях в регулировании финансовых рынков в мире, международные организации также играют значительную роль в их регулировании путем содействия стабильности мировой финансовой системы. Они разрабатывают стандарты для регулирования банковской деятельности, финансовых инструментов, корпоративного управления и прочих аспектов финансового рынка. К организациям, отвечающим за стабильное функционирование финансового рынка на международном уровне, относится, например, Международный валютный фонд (МВФ).

Российская Федерация является членом МВФ. Эта международная организация преследует основные цели: развитие сотрудничества между государствами-членами в области кредитно-денежной политики, стабилизация обменных курсов, расширение международной торговли, кредитования, что непосредственно входит в предмет регулирования финансового рынка. Так, Государствам-членам ЕС необходимо в соответствии с рекомендациями МВФ разработать стратегические планы по совершенствованию национальных экономик на мировых рынках.

Несомненно, в условиях глобализации финансовых рынков возникает множество проблем и вызовов, с которыми сталкиваются государства, крупные корпорации, инвесторы и другие участники. Мы предлагаем рассмотреть наиболее актуальные проблемы, а также предложить пути их решения.

Одна из главных проблем - сложность контроля за крупными трансграничными финансовыми операциями, что может привести к утечкам капитала или финансовому кризису. Ограничения могут возникать ввиду пересечения юрисдикций, а именно различий в правовых системах, нормах и стандартах регулирования между разными странами. Например, сложности могут возникнуть при покупке и продажи криптовалюты на мировом уровне, ведь каждое государство устанавливает свои правила и механизмы регулирования данной сферы отношений. Вследствие чего становится ясна необходимость согласования и усиления международного регулирования для обеспечения стабильности и безопасности мировых финансовых рынков.

Следующая проблема - рост финансовой нестабильности: глобализация усиливает связь между различными финансовыми системами, что может привести к более быстрому распространению финансовых кризисов. Так, начавшийся в одной стране кризис быстро распространится на другие из-за взаимосвязей на финансовых рынках. Например, 1997—1998 года стали периодом Азиатского финансового кризиса в Восточной и Юго-Восточной Азии, который разразился в июле 1997 года и стал серьёзным потрясением мировой экономики в конце 1990-х годов. Причиной такого явления стал чрезвычайно быстрый рост экономик Южной Кореи, Сингапура, Гонконга и Тайваня, которые демонстрировали высокие темпы экономического развития, вследствие чего массивный поток капитала двинулся в эти страны, что спровоцировало рост государственного долга, перегрев экономики и финансовый кризис в конечном итоге, оказавший влияние на экономики Индонезии, Малайзии, Японии, Южной Кореи и других стран.

Наконец, возникновение технологических вызовов: развитие технологий, таких как высокочастотная торговля и использование алгоритмов в финансовых операциях, создает вызовы для регуляторов. Эти технологии могут увеличить скорость и многоступенчатость рыночных операций, делая регулирование более сложным и объемным.

Решение данных проблем требует усиления сотрудничества между различными странами и организациями, разработки единых международных стандартов и норм регулирования, способных учитывать глобальные финансовые потоки и изменения. Только таким образом можно обеспечить стабильность и эффективное функционирование мировых финансовых рынков.

Важнейшую роль в регулировании финансовых рынков играет государство, так как оно обеспечивает устойчивость и надежность финансовой системы внутри страны. Оно определяет правила и нормы, которым должны следовать участники финансовых рынков, чтобы предотвратить мошенничество, манипуляции и другие негативные явления. В соответствии со статьей 3 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” целями деятельности Центрального Банка РФ является развитие и обеспечение стабильности финансового рынка в России. Государство также контролирует деятельность финансовых институтов и регулирует их деятельность, чтобы защитить интересы клиентов и инвесторов. Оно также может устанавливать ограничения на размеры и структуру финансовых операций, чтобы предотвратить излишнюю рискованную деятельность. Например, в рамках контроля и надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг он использует такой механизм регулирования, как аттестация, когда деятельность специалистов финансового рынка возможна только после прохождения аттестации в организации, аккредитованной Банком России.

В то же время в рамках деятельности Центрального Банка как мегарегулятора финансового рынка выявляются некоторые проблемы. Во-первых, финансовые рынки представляют собой достаточно объёмную сферу деятельности, которая требует распределения функций между компетентными органами. В современных реалиях же всё регулирование сосредоточено в руках ЦБ РФ, что может привести к упущению специфики той или иной сферы финансовых рынков. Центральный банк как единственный субъект регулирования может просто не справиться с тем объемом и задачами, которые необходимы для всестороннего регулирования. Во-вторых, деятельность Центрального банка как мегарегулятора финансовых рынков приведет к бюрократизации в принятии решений, отсутствии гибкости в регулировании и закреплении жестких методов и правил банковского надзора, ведь Центробанк и без того является главным эмиссионным и кредитно-денежным регулятором государства. В-третьих, концентрация всех функций по регулированию в руках Центробанка становится причиной столкновения интересов крупных инвесторов финансовых рынков и других субъектов с Центральным банком РФ за участие в капитале. Наконец, вопрос о правовом статусе Центрального банка остается открытым по настоящее время. Согласно статье 1 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Однако статья 75 Конституции РФ лишь определяет Центробанк как единственный субъект, обладающий правом денежной эмиссии. Являясь юридическим лицом, Банк России тем не менее осуществляет функции органа государственной власти, обладающего аппаратам принуждения. Например, согласно статье 34 Федерального закона “О национальной платежной системе” Банк России может привлечь поднадзорную организацию и ее должностных лиц к административной ответственности, а также взыскать с операторов платежных систем предусмотренные законом штрафы. Такая правовая неопределенность приведет к потере контроля над финансовыми рынками и невозможности тщательного контроля за происходящими внутри финансовой системы процессами. Мы предлагаем эффективные, на наш взгляд, пути решения возникших проблем, в частности, повышение прозрачности операций, совершенствование механизмов надзора и усиление мер по предотвращению мошенничества, обучение участников рынка этике и соблюдению правил в принятии финансовых решений. Дополнительные меры могут включать в себя создание согласованных международных стандартов, сотрудничество государств для борьбы с пересекающимися проблемами, поощрение инноваций и развития в финансовых технологиях для более эффективного мониторинга и контроля, а также использование гибких подходов к регулированию в целях адаптации к быстро меняющейся природе финансовых рынков.

Говоря о правовом регулировании, стоит отметить, что на финансовых рынках действует ряд нормативно-правовых актов, включающий в себя законы, постановления, инструкции и нормативы центральных банков, а также регуляторов финансовых рынков. Каждая страна создает свои механизмы регулирования, которые обеспечивают стабильность и надзор за деятельностью финансовых рынков. К числу нормативно-правовых актов относятся, в частности: Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", Федеральный закон "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" Федеральный закон "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" и другие. Таким образом, в Российской Федерации работают сильные механизмы регулирования, позволяющие сохранять стабильность и нерушимость финансовых рынков даже в кризисных ситуациях.
Подводя итог сказанному, отметим, что современное регулирование финансовых рынков стремится к балансу между стимулированием инноваций и обеспечением стабильности. Современные тенденции в регулировании финансовых рынков сводятся к акценту на цифровых технологиях для улучшения мониторинга и регулирования, ужесточению требований к кибербезопасности, стремлению к более прозрачным и эффективным рыночным структурам. Несомненно, в настоящее время уделяется внимание устойчивости финансовой системы к различным рискам, например, санкционным. Регулирование стремится к предотвращению отмывания денег и финансирования терроризма, а также поддержке инноваций в финансовой сфере при соблюдении высоких стандартов безопасности.

Список литературы

  1. Финансовые рынки и институты : учебное пособие / Е. Г. Князева, Е. А. Разумовская, М. И. Львова, Н. Н. Мокеева, О. В. Толмачева ; под общ. ред. О. В. Толмачевой ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2020. — 96 с.
  2. Акмулина О. В. Россия в Международном валютном фонде / О. В. Акмулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 11 (458). — С. 72-74.
  3. Ващенко И.Ю. Правовое регулирование международного валютного фонда // Вестник ВУиТ. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-mezhdunarodnogo-valyutnogo-fonda (дата обращения: 05.01.2024).
  4. Лепешкина К. Н. Особенности распространения кризисов на мировом финансовом рынке // Вестник ВУиТ. 2011 URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-rasprostraneniya-krizisov-na-mirovom-finansovom-rynke?ysclid=lr7c4iqhin215049937
  5. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 28.
  6. Быля А.Б. Роль Банка России в регулировании финансового рынка в условиях санкционной политики со стороны недружественных государств. Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2023;(7):166-174.
  7. Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ. 2002.
  8. Костюков Александр Николаевич Центральный банк Российской Федерации регулятор финансовых рынков // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2013.№4(37).URL:https://cyberleninka.ru/article/n/tsentralnyy-bank-rossiyskoy-federatsii-regulyator-finansovyh-rynkov (дата обращения: 19.01.2024).