УДК 34

Школы юридической мысли: различные подходы к праву

Ван Цзясинь – Юго-Западный университет (Китай, Чэнду).

Аннотация: Существует несколько школ юридической мысли, представляющих различные подходы к пониманию и интерпретации права. Каждая из этих школ предлагает свой взгляд на то, как должны рассматриваться и применяться правовые нормы. В данной статье рассмотрены школа натурального права, школа позитивного права, историческая школа права и реалистическая школа права.

Ключевые слова: право, школы права, рассмотрены школа натурального права, школа позитивного права, историческая школа права и реалистическая школа права.

То, как судьи применяют закон к конкретным делам, включая споры, связанные с миром бизнеса, частично зависит от их философских подходов к праву. Таким образом, изучение права, или юриспруденции, предполагает изучение различных школ юридической мысли и того, как подходы к праву, характерные для каждой школы, могут повлиять на принятие судебных решений.

Извечный вопрос о природе права связан с окончательностью национальных законов. Что, если значительное число граждан страны сочтет конкретный закон “плохим”? Должны ли они подчиняться этому закону? Согласно теории натурального (естественного) права, существует высший, или универсальный, закон, применимый ко всем людям. Каждый писаный закон должен отражать принципы, присущие естественному праву. Если это не так, то он теряет свою легитимность и не нуждается в соблюдении. Традиция естественного права - одна из старейших и наиболее значительных школ юриспруденции. Оно восходит ко временам греческого философа Аристотеля (384-322 до н.э.), который проводил различие между естественным правом и законами, управляющими конкретной нацией. Согласно Аристотелю, естественное право универсально применимо ко всему человечеству.

Представление о том, что у людей есть “естественные права”, вытекает из традиции естественного права. Те, кто утверждает, что иностранное правительство, например, лишает определенных граждан их прав человека, неявно апеллируют к более высокому закону, который имеет универсальную применимость. Вопрос об универсальности основных прав человека также возникает в контексте международных деловых операций. Американские компании, осуществляющие свою деятельность за рубежом, часто нанимают иностранных работников в качестве наемных работников. Должны ли те же законы, которые защищают сотрудников США, применяться к этим иностранным сотрудникам? Этот вопрос имплицитно коренится в концепции универсальных прав, которая берет свое начало в традиции естественного права. [1]

Позитивное право, или национальное право, является писаным законом данного общества в определенное время. В отличие от естественного права, оно применяется только к гражданам этой нации или общества. Те, кто придерживается юридического позитивизма, считают, что не может быть более высокого закона, чем позитивный закон страны. Согласно позитивистской школе, не существует “естественных прав”. Скорее, права человека существуют исключительно благодаря законам. Если законы не будут соблюдаться, это приведет к анархии. Таким образом, является ли закон “плохим” или “хорошим”, не имеет значения. Закон есть закон, и ему следует подчиняться до тех пор, пока он не будет изменен – упорядоченным образом в рамках законного процесса законотворчества. Судья, придерживающийся этой точки зрения, вероятно, будет более склонен подчиняться существующему закону, чем судья, придерживающийся традиции естественного права. [2]

Историческая школа юридической мысли подчеркивает эволюционный процесс права, концентрируясь на происхождении и истории правовой системы. Эта школа обращается к прошлому, чтобы выяснить, какими должны быть принципы современного права. Правовые доктрины, которые выдержали испытание временем – те, которые работали в прошлом, – считаются наиболее подходящими для формирования нынешних законов. [1] Следовательно, закон обретает свою легитимность и авторитет благодаря соблюдению стандартов, которые, как показало историческое развитие, являются работоспособными. Последователи исторической школы с большей вероятностью, чем представители других школ, будут строго следовать решениям, принятым в прошлых делах.

В 1920-х и 1930-х годах ряд юристов и ученых, известных как юридические реалисты, восстали против исторического подхода к праву. Правовой реализм основан на идее, что право является лишь одним из многих институтов общества и что оно формируется социальными силами и потребностями. [3] Поскольку право - это дело рук человека, эта школа утверждает, что судьи должны учитывать социальные и экономические реалии при рассмотрении дел. Юридические реалисты также считают, что закон никогда не может применяться с полным единообразием. Учитывая, что судьи - это люди с уникальными личностями, системами ценностей и интеллектом, разные судьи, очевидно, будут по-разному подходить к одному и тому же делу. Судьи-женщины, например, могут быть более склонны, чем судьи-мужчины, рассматривать вопрос о том, может ли то или иное решение оказать негативное влияние на занятость женщин или меньшинств. Правовой реализм оказал сильное влияние на развитие того, что иногда называют социологической школой, которая рассматривает право как инструмент содействия справедливости в обществе. Например, в 1960-х годах судьи Верховного суда Соединенных Штатов помогли продвинуть движение за гражданские права, поддержав давно забытые законы, призывающие к равному обращению со всеми американцами, включая афроамериканцев и другие меньшинства. Как правило, юристы, придерживающиеся этой философии права, с большей вероятностью отступят от прошлых решений, чем юристы, придерживающиеся других школ юридической мысли.

 Школы юридической мысли представляют различные подходы и философии, влияющие на интерпретацию, применение и развитие права в обществе.

Список литературы

  1. Чернявский А.Г. Историческая школа и естественное право // Вестник Академии права и управления, 2021, (1 (62)), 51-59.
  2. Дробышевский С.А. История политических и правовых учений: основные классические идеи. М.: Юристъ, 2003.
  3. Holmes on codification and the scientific arrangement of the law // Justice Oliver Wendell Holmes. His book notices and uncollected letters and papers / е and annotated by H. C. Shriver. Introd. by H.F. Stone. New York, 1973. P. 63-67.

Интересная статья? Поделись ей с другими: