УДК 34

Улучшения в части законотворческой деятельности для развития внешнеэкономических связей и международного сотрудничества СЗФО

Малыгин Виктор Сергеевич – магистрант Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова.

Аннотация: В статье анализируются возможности совершенствования законодательства для развития внешнеэкономических связей и международного сотрудничества СЗФО. Рассматриваются понятие и сущность внешнеэкономической деятельности. Отмечается, что на универсальном уровне нормы международного права не регулируют вопрос об участии субъектов федераций в международной деятельности. Приводится российская законодательная база международного сотрудничества субъектов России, выявляются её пробелы и несовершенства.

Ключевые слова: внешнеэкономические связи, международное сотрудничество, законодательство, субъекты России, СЗФО.

Субъекты Северо-Западного федерального округа (далее – СЗФО) занимают уникальное геополитическое положение [1]. Приморское положение округа в совокупности с другими факторами определяет транзитный потенциал региона и колоссальные возможности для развития международных и внешнеэкономических связей. До объявления санкционных ограничений соседство с европейскими странами во многом предопределяло акценты, которые были расставлены в межрегиональном и приграничном сотрудничестве в регионе. В настоящее время субъекты СЗФО развивают правовую базу сотрудничества с иностранными партнёрами, наиболее перспективными из которых являются Китай, Монголия и Белоруссия. Препятствием на пути к более активному международному сотрудничеству СЗФО и полноценной реализации экономического потенциала субъектов является неполная проработка законодательной базы такого сотрудничества [2]. Данное обстоятельство актуализирует исследование возможностей совершенствования законодательной базы в области международного сотрудничества.

Целью работы является изучение возможностей совершенствования законодательства для развития внешнеэкономических связей и международного сотрудничества СЗФО. Для её достижения были использованы аналитический, синтетический, индуктивный и дедуктивный методы обработки тематических исследований, научных публикаций и релевантных литературных источников.

Под внешнеэкономическими связями понимаются формы формирования и реализации задач межгосударственных отношений в рамках развития валютно-финансового взаимодействия, производственного, торгового и научно-технического и сотрудничества отдельных государств [3]. Внешнеэкономическую деятельность могут осуществлять органы власти, хозяйствующие субъекты, общественные организации и население территориальных единиц разных стран. Несмотря на введённые в отношении России санкционные ограничения, которые изменяют направления и замедляют скорость налаживания внешнеэкономических связей и международного сотрудничества, движение финансовых и трудовых ресурсов, технологий, передача управленческого опыта и результатов научно-информационного прогресса продолжается. Ключевое место в системе внешнеэкономических отношений продолжает занимать внешняя торговля, неотъемлемым элементом которой является инновационная деятельность и развитие технологий, используемых для производства и реализации продукции.

На универсальном уровне нормы международного права не регулируют вопрос об участии субъектов федераций в международной деятельности [4]. В то же время региональными международными организациями выработаны международные договорные нормы, которые регламентируют региональное сотрудничество государств-участников. Также значимую роль в регулировании международной деятельности субъектов России играют двусторонние межправительственные соглашения.

Российскую законодательную базу международного сотрудничества субъектов составляют:

  • Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации, утв. Распоряжением Правительства РФ от 07.10.2020 N 2577-р [5];
  • Концепция внешней политики Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 31.03.2023 N 229 [6];
  • Основы государственной политики регионального развития на период до 2025 года [7];
  • Федеральный закон от 04.01.1999 N 4-ФЗ [8];
  • Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ [9];
  • Федеральный закон от 26.07.2017 N 179-ФЗ [10];
  • нормативные правовые акты субъектов России.

В соответствии со ст.ст. 71-72 Конституции России, внешняя политика и международные отношения России относятся к исключительному ведению государства, а координация внешнеэкономических и международных связей субъектов и выполнение международных договоров государства – к совместному ведению России и её субъектов [11]. Поэтому, хотя традиционно субъектами международного права, которые наделяются международными правами и обязанностями, считаются федеративные государства, а не их субъекты, в соответствии с Законом N 4-ФЗ СЗФО может осуществлять международные и внешнеэкономические связи с административно-территориальными образованиями и составными частями зарубежных государств при наличии согласования с Правительством России и зарубежными государственными органами.

В научной литературе вопрос о правовой природе международных правоотношений с участием субъектов СЗФО является дискуссионным [12]. Можно выделить три позиции исследователей:

  • международные отношения с участием субъектов являются актами гражданско-правового характера;
  • трансграничные отношения, заключаемые субъектами, не регулируются международным правом, поэтому не являются международными договорами;
  • часть заключаемых субъектами международных соглашений является международными контрактами между юридическими лицами разных стран, другая, заключаемая субъектами как органами публичной власти с органами публичной власти другого государства – публично-правовыми контрактами, близкими по своей природе к международным договорам.

На практике правовая природа международных правоотношений с участием СЗФО зависит от характера связей с иностранными партнёрами. Отношения, складывающиеся в культурной, гуманитарной, экологической, научно-технической и других областях, не являются имущественными и относятся к сфере действия публичного права, а отношения, носящие торгово-экономический характер, являются имущественными и товарно-денежными, основываются на равенстве сторон, что говорит об их частноправовой природе и указывает на необходимость регулирования нормами международного частного права.

Действующее российское законодательство не содержит определения ответственности субъектов СЗФО, которые не заявляют об участии в международных и внешнеэкономических отношениях [13]. Механизм согласования осуществления трансграничных связей определяется законом и принятыми на его основе нормативными актами субъектов. Если субъект участвует в международных отношениях, не нарушая права и суверенные полномочия России, и выстраивает политический курс, не противоречащий российскому законодательству, то за несвоевременное уведомление Министерства иностранных дел России о налаживании таких отношений ответственность наступить не может. При этом государство не может принудить субъекты СЗФО прервать взаимодействие с иностранными партнёрами. Это формирует проблему определения пределов ответственности субъектов России.

Помимо этого, в федеральном законодательстве отсутствует механизм взаимодействия органов государственной власти, субъектов России и органов местного самоуправления при обеспечении функционирования иностранных представительств на территории страны.

Одной из проблем правового регулирования координации осуществления внешнеэкономических и международных связей СЗФО является наличие дополнительных соглашений о разграничении полномочий в области международных и внешнеэкономических связей государства с некоторыми регионами, в частности – с Псковской областью, входящей в состав СЗФО [14]. Данная практика поспособствовала развитию неравноправия субъектов, неравному разделению полномочий между субъектами в области внешнеполитической деятельности.

Правовая определённость в основаниях и механизмах реализации международных и внешнеэкономических связей субъектов СЗФО является одним их ключевых внутригосударственных факторов влияния на международное сотрудничество регионов [15]. Для её достижения требуется принятие отдельных законодательных актов, которые регулируют общественные отношения в области участия субъектов и округа в международной деятельности.

Таким образом, в условиях санкционных ограничений, принятых в отношении России, актуальной задачей экономического развития субъектов является поиск новых методов привлечения деловых партнёров, совершенствование форм внешнеэкономических связей и международного сотрудничества. Уникальное географическое положение СЗФО создаёт возможности для развития международных связей, однако для полноценного сотрудничества субъектов России с иностранными государствами требуется корректировка и совершенствование законодательства в части расширения объёма международных отношений и форм международной деятельности.

Список литературы

  1. Приграничное и межрегиональное сотрудничество: результаты и лучшие практики субъектов СЗФО РФ. – СПб.: XX общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России», 2022. – 36 с.
  2. Фролова Н.А. Развитие приграничных регионов России – сверхактуальная задача на современном этапе // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. – М., 2021. – С. 959-961.
  3. Молдован А.А., Малыгин В.С. Поиск новых зарубежных партнёров для развития внешнеэкономических связей и международного сотрудничества СЗФО в условиях санкционного воздействия // Научный аспект. – 2023. – № 12. – С. 12-21.
  4. Ведель И.А. Международно-правовое регулирование международной деятельности субъектов Российской Федерации: регионализм при отсутствии универсализма // Российское право: образование, практика, наука. – 2021. – № 2. – С. 28-37. – DOI: 10.34076/2410_2709_2021_2_28
  5. Распоряжение Правительства РФ от 07.10.2020 N 2577-р «Об утверждении Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_364572/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (дата обращения: 25.01.2024).
  6. Указ Президента РФ от 31.03.2023 N 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации. – URL: https://mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1860586/ (дата обращения: 25.01.2024).
  7. Указ Президента РФ от 16.01.2017 N 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Президент России. – URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41641 (дата обращения: 25.01.2024).
  8. Федеральный закон от 04.01.1999 N 4-ФЗ (ред. от 13.-7.2015) «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. – URL: https://base.garant.ru/179963/#friends (дата обращения: 25.01.2024).
  9. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397/ (дата обращения: 25.01.2024).
  10. Федеральный закон от 26.07.2017 N 179-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об основах приграничного сотрудничества» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. – URL: https://base.garant.ru/71730188/ (дата обращения: 25.01.2024).
  11. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 25.01.2024).
  12. Губарева А.В. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации как субъекты внешнеэкономических правоотношений // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2023. – № 1. – С. 79-86. – DOI: 10.52452/19931778_2023_1_79
  13. Михайленко Е.Б., Вербицкая Т.В. Политико-правовое регулирование участия субъектов Российской Федерации в международных и внешнеэкономических связях // Вестник Поволжского института управления. – 2021. – Т. 21, № 4. – С. 23-32. – DOI: 10.22394/1682-2358-2021-4-23-32
  14. Зотов В.С. Организация международной деятельности субъектов Российской Федерации: работа над ошибками // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2023. – № 1 (74). – С. 91-96. – DOI: 10.54398/18185l0X_2023_1_91
  15. Логвинова И.В. Проблема классификации факторов, влияющих на международные связи субъектов Российской Федерации и регионов зарубежных государств // Пробелы в российском законодательстве. – 2020. – Т. XIII, № 3. – С. 250-255.