УДК 343.8

Наставничество как фактор профилактики и предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних

Халатян Баграт Жораевич – студент юридического факультета имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы

Аннотация: В данной статье рассматривается возможность раннего предупреждения правонарушений в борьбе с молодежной преступностью путем формирования взаимодействия с наставниками из числа ветеранов. Анализируется программа наставничества Международного Союза общественных объединений «Общественный Комитет ветеранов войн» как один из методов предотвращения преступлений и правонарушений среди молодежи и несовершеннолетних.

Ключевые слова: наставничество, профилактика правонарушений, правонарушения несовершеннолетних, подростковая преступность, ветераны.

Согласно статистики МВД России, количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в 2020 году на территории Российской Федерации, составило 33575 случаев. За 2021 год это число сократилось до 29126, а в 2022 год достигло 26305 преступлений [1]. Значительное снижение количества преступлений, совершенных молодыми людьми, является положительной тенденцией, однако остается достаточно высоким и указывает на необходимость продолжать работу в сфере разработки эффективных мер для предотвращения девиантного поведения несовершеннолетних.

Причины преступлений совершаемых подростками и молодыми людьми являются предметом пристального изучения ученых криминалистов. А. А. Герцензон подразделял их на материальные и идеологические [2]. В работах Г. А. Аванесова причины противоправного поведения подразделяются на три класса: противоречия социально-экономического развития общества; искаженные мировоззренческие взгляды и установки; особенности личности несовершеннолетних преступников [3]. Таким образом, можно сделать вывод о социальной и морально-нравственной природе основных причин преступности несовершеннолетних, и отметить большую роль профилактических мер по борьбе с правонарушениями, которые представляют собой широкий набор инструментов и подходов. Среди них можно выделить, как один из эффективных способов в комплексной профилактики и предупреждения девиантного поведения - вовлечения молодежи в социокультурную деятельность с привлечением наставников.

В многочисленных исследованиях как педагогического и социологического, так и криминалистического профиля рассмотрены роль и функции наставника, а также аспекты его деятельности. Наставничество, согласно исследованию Н. Ю. Синягиной и Т. Ю. Райфшнайдер, представляет собой эффективный метод передачи знаний, навыков и опыта от более опытного и знающего человека к молодому, обеспечивая им поддержку и помощь в социализации и личностном развитии. Согласно данным исследования, проведенного авторами, наставничество оказывает значительное положительное влияние на участников: 46% детей расширили свой кругозор, 35% воспитанников проявили желание узнавать что-то новое, 41% детей улучшили свою успеваемость в школе, а 46% детей развили бытовые навыки, что подтверждает важность и эффективность наставничества в процессе воспитания и обучения [4].

В качестве наставников могут выступать ветераны, так как они обладают богатым жизненным опытом, знаниями, и способны повлиять на формирование здоровых морально-нравственных ориентиров и духовных ценностей у несовершеннолетних, а также сформировать у молодежи стойкость к влиянию криминальной среды и деструктивной информационной пропаганде.

Необходимость привлечения ветеранов, в том числе бывших педагогических работников, к воспитательной работе с лицами, обучающимися по образовательным программам основного общего, а также к участию в реализации дополнительных общеобразовательных программ озвучено в перечне поручений Президента России В. В. Путина по итогам встречи с ветеранами, жителями блокадного Ленинграда и представителями патриотических объединений, состоявшегося 18.01.2023 года [5]. 2023 год Указом Президента России Путина В. В. был объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность [6].

Также заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Кириенко С. В. на открытии всероссийского патриотического форума «Твой герой» отметил: «Очень важно, чтобы говорил о патриотизме человек, который не просто убежден, а который своими делами, поступками, своим подвигом доказал свое моральное право говорить о настоящем патриотизме, забота по воспитанию подрастающего поколения требует примера и наставников. Конечно, знания можно почерпнуть и из учебника, но убеждения передаются только личным примером» [7].

В качестве примера эффективной и перспективной программы наставничества можно рассмотреть проект от Международного Союза общественных объединений «Общественный комитет ветеранов войн» Мероприятия в рамках данного проекта наставничества проводятся в формате живого общения с учащимися на остросоциальные темы, в процессе выявляются лидеры мнений, с которыми в дальнейшем осуществляется педагогическая работа, направленная на формирование здоровых морально-нравственных ориентиров и духовных ценностей. Программой предусмотрены мероприятия патриотического характера со всеми выявленными лидерами для их дальнейшего совместного общения и обмена опытом. Лидеры мнений в свою очередь становятся проводниками полученных идей и концепций среди своих референтных групп. При этом выстраивается такие взаимоотношения, которые базируются на единой системе нравственных и духовных ценностей, формирующие возрастно-опытную иерархию, исключающие панибратство и фамильярность.

Ключевым элементом в реализации программы является личность наставника, который непосредственно общается с молодежью. На роль наставника подходит состоявшийся во всех отношениях ветераны с безупречной репутацией и высокой мотивацией, которые сами соответствует качествам, обсуждаемым в тематических разговорах с учащимися, а также могут быть авторитетами для подростков. Работа с молодежью выстраивается на базе единой системы нравственности, без излишнего менторства и навязывания своего мнения. Наставники корректируют имеющиеся установки у подростков и молодых людей, формируя позитивные модели поведения. Перед началом работы предусмотрено специальное обучение для ветеранов, включающее современные подходы и методики в области наставничества, в том числе изучение таких инновационные педагогические инструментов, как применение элементов невербального образования, воспитание через бессознательное и другие.

Программа наставничества от Международного Союза общественных объединений «Общественный комитет ветеранов войн» была апробирована и успешно реализуется на территории города Сочи с 2018 года по настоящее время. В ней приняло участие более 2000 подростков, получены положительные отзывы и желание продолжать сотрудничество [8].

Согласно ч. 2 ст. 15 Федеральный закон No 120-ФЗ от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении; обеспечивают организацию в образовательных общедоступных спортивных секциях технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних; осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних [9]. Таким образом общеобразовательные школы – важнейший субъект профилактики правонарушений, и являются оптимальной площадкой для реализации программ наставничества в рамках урока «разговоры о важном», а также внеурочной работы.

Вовлечение ветеранов в работу с молодежью является перспективным направлением для работы по профилактике и предотвращения преступлений, совершаемых несовершеннолетними и молодежью. Опыт апробации программы наставничества от Международного Союза общественных объединений «Общественный комитет ветеранов войн» позволяет сделать вывод о ее большом потенциале для дальнейшего совершенствования и внедрения в систему общего образования.

Список литературы

  1. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ URL: http://crimestat.ru/offenses_map (дата обращения: 20.01.2024).
  2. Герцензон А.А. Введение в советскую криминологию. М.: Юридическая литература, 1965. С. 136.
  3. Аванесов Г. А. Криминология: учебник / Г. А. Аванесов. 5-е изд., перераб. и доп. Москва: Юнити, 2010. С. 188–190.
  4. Наставничество в системе образования России : практ. пособие для кураторов в образовательных организациях / под ред. Н. Ю. Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. М. : Рыбаков Фонд, 2016. 153 с.
  5. Перечень поручений по итогам встречи с ветеранами, жителями блокадного Ленинграда и представителями патриотических объединений (утв. Президентом РФ 06.04.2023 N Пр-690) // КонсультантПлюс URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/79907.html?ysclid=lrqxruirp8130487627 (дата обращения: 20.01.2024).
  6. Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2022 № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника». // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206270003?ysclid=lrqy3x9yte355618606 (дата обращения: 20.01.2024).
  7. Кириенко заявил, что многие ветераны СВО становятся педагогами и наставниками в школах // Сетевое издание «ТАСС» URL: https://tass.ru/obschestvo/17988979?ysclid=lrqy711qh495475810 (дата обращения: 20.01.2024).
  8. Воспитание. Проекты. Практика. Общая последовательная стратегия воспитания «Победа» (краткое обоснование универсальных методологических особенностей)- М., 2022. - 74 с.
  9. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями). // КонсультантПлюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/?ysclid=lrqybxwa3299384454 (дата обращения: 20.01.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: