УДК 34

Систематизация нормативных правовых актов с использованием информационных технологий в Российской Федерации

Кондратьева Мария Владимировна – студент магистратуры кафедры государственно-правовых дисциплин отделения «Высшая школа правоведения» Института государственной службы и управления.

Аннотация: Статья посвящена исследованию ключевых аспектов систематизации нормативных правовых актов в условиях цифровизации государственного и муниципального управления. В рамках работы рассмотрен такой важный вопрос, как удобство хранения, упорядочивания и использования законодательной базы для целей её оперативного и эффективного применения в работе государственных и муниципальных служащих. Информационные технологии предоставляют структурам власти большое количество возможностей для целей систематизации нормативной базы, что, в свою очередь, приводит к более эффективному её использованию на госслужбе, и как результат, к более рациональному исполнению служебных обязанностей во благо российских граждан, регионов, муниципалитетов и страны в целом.

Ключевые слова: систематизация, технологии, управление, упорядочение, законодательство, акт, право.

Актуальность темы работы обусловлена тем, что государственным и муниципальным служащим Российской Федерации приходится сталкиваться с изучением огромного массива законодательных актов федерального, регионального и муниципального уровня. Сложность работы с данным массивом правовой информации обостряется ещё и тем, что регулярно в нормативную базу вносится множество поправок, при чем, некоторые акты упраздняются, совершенствуются и изменяются во фразах, статьях или некоторых содержательных аспектах, словах, предложениях, до нескольких раз в месяц. В такой ситуации государственным и муниципальным служим становится довольно сложно уследить за тем, какие акты и их нормы являются действующими (и их стоит и нужно использовать в рамках госслужбы), а какие акты нецелесообразны для правоприменения. В связи с этим, с целью упорядочения нормативного материала и более эффективного его практического применения возникает объективная необходимость приведения нормативных актов в соответствующую систему, - речь идет о систематизации правовых документов. Так, действительно, именно систематизация, суть которой состоит в упорядочении и приведении нормативных актов в определенную совокупность, способна обеспечить доступность правового материала, удобство пользования им, устранить устаревшие и неэффективные нормы права, разрешить ряд юридических конфликтов, а также позволяет решить задачи, связанные с поиском актуальных актов (устранение возможного использования недействующих актов при наличии их в новой редакции), актов для решения тех или иных конкретных вопросов, связанных с исполнением государственной и муниципальной службы.

Всё вышесказанное обуславливает необходимость более активного применения и использования инструментов глобального информационного интернет пространства, инноваций и информационных технологий для систематизации российского законодательства. Ведь именно цифровые технологии способны обработать огромные массивы данных и информации, что не под силу, зачастую, сделать человеку физически, например, обработать актуальность 1000 и более нормативных правовых актов за сутки.

Понятия «систематизация нормативных правовых актов», «систематизация законодательства» и т.п. довольно часто встречаются в федеральном законодательстве и судебной практике. При этом, систематизация рассматривается только в пока еще не принятом проекте закона о нормативных актах [1], согласно положениям ст. 61 которого систематизация нормативных правовых актов представляет собой деятельность по учету, упорядочению нормативных правовых актов, приведению их в единую внутренне согласованную систему.

Профессор Е.Ю. Одинокова [2] говорит о том, что систематизация представляет собой упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему с целью обеспечения доступности правового материала, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, а также с целью ликвидации пробелов в нормотворческой деятельности.

Цифровые механизмы систематизации законодательства в настоящее время имеют главенствующее значение в эффективном упорядочении кажущегося необъятным и постоянно расширяющегося массива принимаемых нормативных правовых актов. Использование различных автоматизированных технологий упорядочения законодательства и справочно-информационных систем по законодательству является неотъемлемым атрибутом нормотворческой и правоприменительной деятельности на всех ее уровнях [3, с. 211].

Цифровизация систематизации законодательства значительно упрощает работу государственных и муниципальных органов по поиску необходимой им информации, ее обобщению и в необходимых случаях передаче (обмена или доведения до сведения заинтересованных лиц).

Основными цифровыми механизмами систематизации законодательства с точки зрения упорядочивания разнообразной правовой информации являются [3, с. 212; 4, с. 104; 5, с. 100; 6, с. 51]:

- автоматизированное структурирование правового массива в составе справочных правовых систем;

- упорядочивание правовых актов на официальных порталах правовой информации и официальных сайтах нормотворческих органов;

- применение инструментов автоматизированного поиска правовой информации и классификаторов нормативных правовых актов).

Автоматизированное структурирование правового массива в составе справочных правовых систем позволяет пользователям оперативно находить необходимую им в профессиональных, учебных или иных целях правовую информацию, разбитую на логично выстроенные разделы и подразделы. Например, в справочной правовой системе КонсультантПлюс предусмотрена ее адаптация для нужд каждого отдельного специалиста (бухгалтера, юриста, кадрового специалиста и др.). В подсистеме КонсультантПлюс для юриста предусмотрена разбивка информации на тематические блоки «законодательство», «судебная практика», «конструктор договоров» и др. В разделе «законодательства» идет подразделение по уровням законодательства «федеральное законодательство» и «региональное законодательство». В подразделе «федеральное законодательство» есть возможность задать поиск нужной информации по тексту и названию документа, номеру и дате его принятия, принявшему органу, виду и тематике документа. При выборе тематики документа существует возможность поиска по сферам общественной жизни.

Упорядочивание правовых актов на официальных порталах правовой информации и официальных сайтах нормотворческих органов происходит с учетом предназначения соответствующего портала и сферы деятельности соответствующего органа. Так, официальный портал правовой информации www.regulation.gov.ru предназначен для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. С учетом этого правовой массив на данном сайте и соответствующие возможности поиска структурированы в зависимости от процедуры, предусмотренной в соответствии с законодательством для проекта нормативного правового акта (раскрытие информации о подготовке проекта нормативного правового акта, оценка регулирующего воздействия, оценка фактического воздействия, независимая антикоррупционная экспертиза и т.д.).

Инструменты автоматизированного поиска правовой информации применяются пользователем в зависимости от своих поисковых задач, а также технических возможностей справочной правовой системы, официального портала правовой информации или сайта нормотворческого органа в информационно-телекоммуникационной сети интернет.

В части классификатора правовых актов можно отметить, одобренный Указом Президента РФ № 511 [7] в целях обеспечения автоматизированного обмена правовой информацией между госорганами, классификатор правовых актов. Данный классификатор разбит на подробно структурированные тематические разделы «Конституционный строй», «Основы государственного управления», «Семья», «Жилище», «Труд и занятость населения» и многое другое. Содержащие в указанном Классификаторе подходы к структурированию правовой информации служат основой для упорядочивания массива правовой информации, содержащейся в различных банках данных правовой информации.

Таким образом, исследование систематизации нормативных правовых актов с использованием информационных технологий в Российской Федерации, позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, до сих пор не вступил в силу Проект Федерального закона «О нормативных правовых актах в РФ», разработка которого ведется уже более 20 лет. В проекте выделена целая глава 15, посвящённая систематизации нормативных правовых актов, в рамках которой даны определения понятию и формам систематизации. В силу важности систематизации российского законодательства, рекомендуется принять Федеральный закон «О нормативных правовых актах в РФ».

Во-вторых, систематизация нормативных правовых актов с использованием информационных технологий - это целенаправленная деятельность по учету, упорядочению, хранению, использованию и приведению нормативных правовых актов в единую согласованную систему с помощью специально разработанного для этого компьютерно-программного функционала, интернет технологий и информационных средств с целью обеспечения доступности правового материала, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных правовых норм, разрешения юридических конфликтов, а также с целью ликвидации пробелов в нормотворческой деятельности государственных и муниципальных служащих и других заинтересованных в нормах права лиц.

В-третьих, цифровые механизмы систематизации законодательства являются неотъемлемым элементом нормального функционирования правовой системы в России в условиях современного глобализационного и информационного развития, а также являются утилитарно необходимым инструментом повседневной профессиональной деятельности нормотворческих и правоприменительных органов на всех их уровнях. Кроме того, посредством данных цифровых механизмов создаются условия ознакомления и пользования правовым массивом государственных и муниципальных служащих и всех заинтересованных в этом лиц.

Список литературы

  1. Проект Федерального закона «О нормативных правовых актах в РФ» // Официальный интернет-портал правовой и нормативно-технической документации. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420243605. (дата обращения: 20.10.2023)
  2. Одинокова Е.Ю. Ведомственные нормативные правовые акты: юридическая сила и проблемы систематизации // Официальный сайт научной электронной библиотеки Cyberleninka. – Режим доступа: hhhttps://cyberleninka.ru/article/n/vedomstvennye-normativnye-pravovye-akty-yuridicheskaya-sila-i-problemy-sistematizatsiil. (дата обращения: 20.10.2023)
  3. Иванюк О.А. Цифровые механизмы систематизации законодательства // Систематизация законодательства в фокусе историко-правовой науки. 2021. С. 211-216.
  4. Залоило М.В. Современные теории и технологии систематизации нормативных правовых актов: обсуждение дискуссионных вопросов // Вестник МГПУ. Серия: Юридические науки. 2020. № 3. С. 104-113.
  5. Шокиров Г.А. Использование электронных справочно-правовых систем при систематизации законодательства // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. 2015. № 1. С. 100-107.
  6. Троян Н.А., Полякова Т.А. Современные подходы к систематизации информационного законодательства России в условиях цифровизации: проблемы и перспективы развития // Мониторинг правоприменения. 2022. № 4. С. 50-58.
  7. О классификаторе правовых актов: указ Президента РФ от 15.03.2000 № 511: в ред. от 28.06.2005 // СЗ РФ. 2000. № 12. Ст. 1260.