УДК 347.73

Пути совершенствования института ответственности за налоговые нарушения в Российской Федерации

Антропова Екатерина Андреевна – магистрант Российской академии народного хозяйства и государственной службы Института государственной службы и управления.

Аннотация: Статья посвящена исследованию влияния института налоговой ответственности на состояние налогового администрирование и контроля как неотъемлемого компонента налоговой системы и российского законодательства. В статье определена роль налоговой ответственности в системе взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов, проанализировано изменение принципов налогового администрирования. Автором отмечается, что институт налоговой ответственности и его системное развитие в том числе определяется изменяющимся характером деятельности налоговой службы и смещением условий взаимодействия с контрольных мер и применения наказаний в сторону превентивной политики.

Ключевые слова: налоговая ответственность, налоговое администрирование, налоговый контроль, юридическая ответственность, налогоплательщики, ФНС России, сервисная служба.

В российском праве понятие «институт налоговой ответственности» относится к сфере налогового права и регулирует вопросы ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства. В рамках налоговой ответственности нормами российского права устанавливаются правила и меры государственного контроля за исполнением налоговых обязательств и наказания за нарушения. В соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны своевременно и правильно уплачивать налоги и сборы в соответствии с требованиями законодательства. В случае нарушения этих обязательств налоговые органы имеют право применить меры ответственности.

Вместе с тем институт налоговой ответственности в российском праве является дискуссионным вопросом с точки зрения его правовой природы. Как следствие, и практика правоприменения характеризуется наличием правовых коллизий, требующих совершенствования действующих норм налогового права в части привлечения физических и юридических лиц - налогоплательщиков за нарушение законодательства о налогах и сборах.

В первую очередь понятие налоговой ответственности многокомпонентное, поскольку включает в себя не только меры в рамках налогового законодательства, но и также меры ответственности в рамках иных отраслей права, а именно:

  • административная ответственность – НК РФ предусматривает необходимость обращения к нормам административного права и возможность применения административных санкций за нарушение налогового законодательства. К ним относятся штрафы, административные взыскания, а также уплата неустойки. Размеры штрафов и взысканий определяются в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ (далее также КоАП РФ).
  • уголовная ответственность НК РФ также предусматривает возможность возложения уголовной ответственности за совершение серьезных налоговых преступлений. Например, за уклонение от уплаты налогов или фальсификацию документов, связанных с налоговой отчетностью. Подобные меры наказания включают штрафы, лишение свободы и другие меры, предусмотренные уголовным законодательством в рамках норм, установленных Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ).

В первую очередь меры налоговой ответственности рассматриваются с точки зрения ответственности юридической, поскольку юридическая ответственность закрепляет меры и санкции, которые могут быть применены к лицу, нарушившему законодательство. Однако, уточнение места налоговой ответственности в системе юридической ответственности российского права является дискуссионным и требует уточнения, поскольку правовая неопределенность и вариативность усложняет работу судебной системы рассматривается как риск неправильной интерпретации норм российского налогового права. На протяжении длительного времени наблюдаются ситуации, при которых налоговые органы и суды имеют разные точки зрения на применение норм налоговой ответственности в отношении конкретных ситуаций и правонарушений. Это может вызывать дискуссии и споры между налогоплательщиками и налоговыми органами, что увеличит нагрузку на судебную систему РФ.

Необходимо исходить из того, что налоговый контроль и налоговая ответственность являются двумя взаимосвязанными концепциями в области налогового права. Они взаимодействуют для обеспечения соблюдения налоговых обязательств и наказания за нарушения. Налоговый контроль представляет собой систему мер и процедур, применяемых налоговыми органами для проверки и контроля соблюдения налоговых обязательств налогоплательщиками. Он включает в себя различные действия, такие как аудиты, проверки деклараций о доходах и уплаченных налогах, анализ финансовой отчетности и другие методы для выявления потенциальных налоговых нарушений. Цель налогового контроля - обеспечить соблюдение налогового законодательства и правильное взимание налогов.

Налоговая ответственность является юридическим понятием, определяющим обязанность налогоплательщика исполнять свои налоговые обязательства в соответствии с требованиями налогового законодательства. Нарушение этих обязательств может привести к налоговым нарушениям, за которые предусмотрены различные меры ответственности, такие как штрафы, пени, а иногда даже уголовная ответственность. Налоговая ответственность направлена на поддержание справедливости и эффективности налоговой системы, а также на обеспечение сбора достаточных налоговых поступлений.

Таким образом, с одной стороны, совершенствование мер налоговой ответственности сопряжено с повышением эффективности налогового контроля со стороны ФНС России. С другой стороны, требует совершенствования системы налогового законодательства и выработки эффективного правового механизма превентивных мер, направленных на недопущение нарушений установленных норм.

Текущий этап совершенствования налогового администрирования в России длится с 2011 г. и характеризуется изменением подхода работы налоговых органов с налогоплательщиками от максимальной реализации фискальной функции налогов к риск-ориентированному подходу, основанному на механизме открытого информирования налогоплательщиков об имеющихся налоговых рисках, качественном планировании и глубоком предпроверочном анализе, позволяющим при минимальных трудовых и финансовых затратах обеспечить максимальную эффективность контрольных мероприятий.

ФНС России в развитии налогового администрирования делает особый акцент на «сервисный» характер налоговых органов, построенный на концепции открытого диалога с субъектами предпринимательства, который призван обеспечить формирование комфортной среды взаимодействия с налогоплательщиками.

Одним из направлений реализации концепции комфортности и открытости является развитие бесконтактного контроля. Так, например, в течение 2017 г. прошел первый этап реформы ККТ, введены электронные системы маркировки меха и лекарств, заработало несколько новых электронных сервисов. Также подтвердилась эффективность внедрения системы проверки АСК НДС-2: количество фиктивных организаций сократилось вдвое, количество налоговых проверок сократилось на 23% при росте их эффективности на 40%, сроки возмещения НДС из бюджета для добросовестных налогоплательщиков также сократились на 33%.

В последние годы активно развиваются интерактивные сервисы для налогоплательщиков. По мнению бывшего главы ФНС России Михаила Мишустина, использование адаптивных цифровых платформ в системе налогового администрирования позволяет сформировать тренд на развитие т.н. экономики доверия, которая должна соответствовать критериям быстрой и бесконтактной работы с добросовестными налогоплательщиками.

 Последние годы деятельность налоговых органов можно охарактеризовать как побудительную, поскольку прослеживается тенденция на побуждение налогоплательщиков, в том числе и недобросовестных либо находящихся «в тени», к добровольному исполнению своих налоговых обязанностей.

Важно отметить также активное развитие в структуре налоговых органов такой концепции как «интернет вещей», активно формирующаяся за счет внедрения онлайн-касс. Фактически, использование данного инструмента позволяет отслеживать российскую экономику в реальном времени. Важно отметить, что данная система не закрытая, и с ней могут взаимодействовать все участники налоговых правоотношений: налоговые органы как субъект контроля, сам налогоплательщик для отслеживания собственных бизнес-процессов, а также потребители товаров и услуг в целях защиты своих прав и интересов. Более того, внедрение онлайн-касс и маркировки товаров «сжимает» теневую экономику, тем самым снижая количество фирм-однодневок, фиктивной деятельности и незаконных возмещений из государственного бюджета. Таким образом, можно говорить о том, что в данный момент система налогового контроля в России в контексте процессов цифровизации активно использует электронные технологии в двух направлениях:

  • упрощение взаимодействия с налогоплательщиками и выстраивание доверительных отношений при помощи сервисов;
  • совершенствование системы налогового контроля и повышение его эффективности за счет применения риск-ориентированного подхода и бесконтактных технологий контроля, которые незаметны для налогоплательщиков.

Дальнейшими путями развития налогового контроля обозначаются такие направления как упрощение процедур налогового администрирования, достижение прозрачности действий налоговых органов, повышение экономической эффективности и гибкости налогового администрирования, развитие доверительных отношений с налогоплательщиками

В настоящее время Федеральная налоговая служба работает в направлении построения эффективного взаимодействия с налогоплательщиками в целях исполнения ими налоговых обязательств, основанное на доверии, профессионализме и высоком качестве предоставляемых услуг. В частности, развиваются инструменты риск-анализа и дистанционного контроля, в том числе налогового мониторинга, направленного на побуждение налогоплательщиков к добровольной уплате налогов. Таким образом, совершенствование результативности налогового контроля является инструментом для выявления налоговых нарушений и недобросовестного поведения налогоплательщиков. Качественные результаты налогового контроля могут привести к верной квалификации и эффективному применению мер налоговой ответственности в отношении выявленных нарушений. Налоговые органы, основываясь на результатах контроля, могут принимать меры ответственности в соответствии с налоговым законодательством, чтобы наказать налогоплательщиков за нарушения и стимулировать их соблюдать налоговые обязанности.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 19.12.2023) // Собрание законодательства РФ. №31. 03.081998. Ст. 3824.
  2. Давтян Ю.А. К вопросу о существовании налоговой ответственности // Налоги и налогообложение. 2021. № 1. С. 95-111
  3. Сушко Ф. В. Налоговые правонарушения и виды ответственности за них //Аллея науки. 2022. Т. 1. №. 6 (69). С. 532-537.
  4. Ходасевич О. Н., Пермяков М. В. Проблемы привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений и пути совершенствования налогового законодательства //Экономико-правовые проблемы обеспечения экономической безопасности. 2021. С. 226-230.
  5. Выступление М. В. Мишустина на XIII Всероссийском налоговом форуме Торгово-Промышленной палаты [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/7084201/ (дата обращения: 03.12.2023)
  6. Михаил Мишустин: цифровизация налоговых органов позволяет строить экономику доверия [Электронный ресурс] URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/8532147/ (дата обращения: 03.12.2023)