УДК 34

Основные проблемы системы органов прокуратуры и пути их решения

Очиров Баин Сергеевич – магистрант Российской академии народного хозяйства и государственной службы.

Аннотация: В статье исследуются основные проблемы системы органов прокуратуры и пути их решения.

Ключевые слова: прокуратура Российской Федерации, система органов прокуратуры.

В наши дни как никогда ранее обществу необходима действенная система законности и порядка. Таким оплотом правопорядка в стране является прокуратура. Согласно 129 статье Конституции, она представляет собой единую федеральную централизованную структуру органов, обеспечивающих контроль за исполнением Основного Закона России и законодательства, надзор за соблюдением прав и свобод граждан, уголовное преследование в рамках своих полномочий, а также реализующих прочие функции. [1]

В настоящее время прокуратура представляет собой систему единых федеральных органов, в задачу которых входит осуществление надзора от имени государства. Функции прокуратуры определяются Конституцией РФ и федеральными законами, основным из которых является федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». [2].

Сейчас прокуратура - это совокупность единых федеральных структур, призванных осуществлять контроль от лица государства. Роль прокуратуры закреплена в Конституции РФ и федеральных законах, ключевым из которых считается федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" [2]. Основные направления деятельности ведомства - это надзор за исполнением закoнов, соблюдением прав человека, а также поддержание государственного обвинения в суде. Работники прокуратуры следят за законностью в подведомственных сферах, оперативно реагируя на выявленные нарушения. Таким образом, прокуратура выполняет чрезвычайно важную роль гаранта верховенства закона и правопорядка в нашей стране. От эффективности ее работы во многом зависит уровень законности в государстве.

Полномочия и функции, а также организация прокуратуры определяются федеральным законом. Сегодня это система единых федеральных органов по надзору за законностью согласно Конституции и принятым законам, в первую очередь - Федерального закона от 17.11.1995 № 168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации

В своей многогранной работе по укреплению законности и правопорядка прокуратура России использует обширный набор полномочий. Ключевыми сферами прокурорского надзора являются: контроль за соблюдением законодательства, обеспечение защиты прав и свобод граждан, надзор за законностью действий судебных приставов, правоохранительных и пенитенциарных органов. В частности, сотрудники прокуратуры проверяют работу полиции, следствия, исправительных учреждений на предмет совпадения с буквой закона и интересами общества. Особое внимание уделяется предупреждению и пресечению нарушений в данных структурах. Таким образом, деятельность прокуратуры охватывает весь спектр правоохранительной системы и играет важнейшую роль в обеспечении законности в стране.

Взаимосвязь структуры и функций прокуратуры - залог ее эффективности. Принципы деятельности органов прокуратуры выводятся из смысла ряда ее статей Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», хотя прямо и не прописаны, к такому примеру можно отнеси принцип единоначалия, однако ряд нормативных положений дают основание сформулировать его. Система принципов организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации включает в себя:

  1. Принцип законности - все решения и действия прокуроров должны основываться на законе.
  2. Принцип единства и централизации - единая централизованная система органов прокуратуры с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.
  3. Принцип независимости - при осуществлении своих полномочий прокуратура независима от властных структур.
  4. Принцип гласности - информирование общества о работе органов прокуратуры.
  5. Принцип законности деятельности прокуратуры.

Названные принципы имеют общий (универсальный) характер. Это означает, что каждый из них находит отражение не только в организации органов прокуратуры, но и в самой деятельности. [4, с.88]

Эти базовые принципы определяют специфику построения и функционирования прокурорской системы России на современном этапе. Их соблюдение призвано обеспечить эффективность надзора за исполнением законов.

Необходимо отметить, что структура органов прокуратуры разветвлена: военные, транспортные, природоохранные прокуратуры; прокуратуры субъектов, городов и районов, а также приравненные к ним прокуратуры Разнообразие специализаций отражает многогранность задач.

Целью данного исследования стал анализ факторов, препятствующих результативности прокуратуры, и выработка стратегий для преодоления этих барьеров. В фокусе внимания - выявление узких мест в работе, которые снижают общую производительность и качество. На основе текущих практик формируются предложения трансформации, повышающие эффективность ключевых процессов. Подход с акцентом на поиск новых возможностей для роста - ключ к разрешению системных проблем и выводу деятельности прокуратуры на новый уровень.

Организация работы прокуратуры - это динамичный комплекс взаимосвязанных и скоординированных действий, направленных на эффективное функционирование для достижения поставленных целей. В его основе - информационная деятельность, планирование, прогнозирование и контроль, базирующиеся на нормативно-правовой базе и организационных документах. Учитывается иерархия должностей и распределение обязанностей между работниками. Такой подход позволяет оптимизировать работу для реализации функций и задач прокуратуры в современных условиях её деятельности.

Роль управления в деятельности прокурора возрастает в плане повышения результативности надзора и иных функций по укреплению законности. Прокурор - организатор, руководитель коллектива и надзирающий одновременно. Совершенствование организационной составляющей управления положительно сказывается на функционировании подчинённых. Уровень профессиональной подготовки и умение руководить - залог эффективности прокуратуры. От того, насколько грамотно прокурор организует работу и управляет коллективом, зависят общие результаты. Руководитель должен сочетать навыки менеджмента и глубокие правовые познания. Это ключ к максимизации производительности и выполнению стоящих задач.

Можно вспомнить реформу прокуратуры от 2011 года, которая кардинально изменила полномочия прокуратуры и следствия. Разделение органов, а также их функций ограничило полномочия прокурорского надзора на досудебной стадии, что негативно сказывается на работе прокурорского органа. Еще Ю.Я. Чайка отмечал, что "Должно быть единое следствие, за исключением, может быть, каких-то государственных преступлений, которые должны остаться в подследственности ФСБ".

Как отмечают сотрудники, эффективность работы снижает избыток отчетности и совещаний. Не менее остро стоит проблема кадров. Завышенные требования к кандидатам вкупе с высокой нагрузкой порождают дефицит кадров.

Решение видится в оптимизации документооборота и более гибких подходах к подбору персонала с учетом специфики работы и региональных особенностей. Это повысит эффективность прокурорского надзора. Помимо обозначенных проблем, существуют и другие вызовы, влияющие на результативность прокуратуры в уголовном судопроизводстве и организации её работы. В частности, важно достичь высокого уровня законности, обеспеченного деятельностью прокуроров. Это предполагает минимизацию временных затрат и эффективное применение надзорных полномочий. Ещё один приоритет – акцент на профилактике нарушений закона, а не последующем реагировании. Решение этих задач повысит качество и оперативность прокурорского надзора. А главное – укрепит законность и правопорядок посредством системной профилактической работы, а не точечного устранения нарушений.

Кроме того, важно повысить качество прокурорского надзора. Это позволит достичь высокого уровня законности при минимальных временных затратах. Акцент следует сделать на профилактике правонарушений. Залог успеха - добросовестность сотрудников. Обеспечивая права граждан, они не должны создавать опасность для общества. Развитие законодательства о прокуратуре должно опираться на достижения науки с учетом исторического опыта. Совершенствование надзора заключается в устранении проблем, возникших из-за несоответствия принципам и несвойственных функций. Это повысит эффективность прокуратуры.

Главная миссия прокуратуры - охрана единства правового пространства, а не подмена иных ветвей власти. В частности, борьба с преступностью – прерогатива правоохранителей. Для повышения эффективности надзора целесообразно наделить прокуроров полномочиями приостанавливать действие противоречащих закону актов и решений муниципальных органов. Это требует законодательного закрепления. Также важно вернуть Генеральному прокурору право законодательной инициативы, поскольку сейчас он лишь по вопросам правотворческой деятельности вынужден обращаться со своими предложениями к субъектам, обладающим таким правом. Для обеспечения законности в высших эшелонах власти Генеральный прокурор должен получить возможность инициировать в Конституционном Суде проверку конституционности актов Президента и Правительства. Такое расширение полномочий усилит роль прокуратуры как гаранта верховенства права и единства правового пространства. 

Подводя итоги анализа основных функций, организации и полномочий прокуратуры, можно сделать вывод о её ключевой роли в системе государственной власти. Деятельность прокуратуры - неотъемлемая часть процесса становления правового государства.

Предложенные пути решения существующих проблем повысят эффективность прокуратуры, так и Конституционного Суда. Расширение взаимодействия между ними будет способствовать упрочению законности и единства правового пространства в Российской Федерации.

Модернизация прокурорского надзора и совершенствование механизмов обеспечения конституционных норм - важнейшие факторы построения подлинно правового государства, отвечающего вызовам современности.

Прокуратура – краеугольный элемент в механизме, обеспечивающем соблюдение законности в стране. Ее практическая работа крайне затруднена в силу коррупционности должностных лиц, не очень высокого уровня гражданского правосознания, остро стоящих социальных и экономических проблем [3 с.20].

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) .
  2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 30.12.2020).
  3. Ергашев, Е. Р. Прокурорский надзор в Российской Федерации : учебник для вузов / Е. Р. Ергашев. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 474 с.
  4. Прокурорский надзор : учебник и практикум для вузов / А. Ф. Смирнов [и др.] ; под редакцией А. Ф. Смирнова, А. А. Усачева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 483 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13962-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 88 — URL: https://www.urait.ru/bcode/511848/p.88 (дата обращения: 10.01.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: