УДК 339.543

Проблемы цифрового развития таможенных операций в системе таможенных органов Российской Федерации

Васильева Ирина Дмитриевна – студент Юридического института Северо-Кавказского федерального университета

Научный руководитель Деникаева Разела Несюровна – кандидат экономических наук, доцент кафедры административного и финансового права Северо-Кавказского федерального университета

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы цифрового развития таможенных операций в системе таможенных органов Российской Федерации. Проанализировано текущее состояние цифровизации таможенных процессов и рассмотрены актуальные вопросы, связанные с перспективами современных цифровых технологий в таможенном деле. Научная значимость материала состоит в исследовании проблем цифрового развития таможенных операций. Представлены рекомендации по решению проблем в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: цифровизация, таможенные органы, электронное декларирование, электронные таможни, автоматическая регистрация декларации.

Развитие и совершенствование цифровых процессов таможенных служб с каждым годом обеспечивает все более эффективную их работу. Не подвергается сомнению значимость цифровизации в экономике: автоматическое проведение таможенных процедур и использование на частой основе электронных документов и сервисов помогают не только успешному проведению таможенных операций, но и способствуют избавлению от многоступенчатых процессов, присущих бюрократии. Цифровое развитие показывает на практике реальные результаты принятия решений по поводу выпуска товара, ускоряется процесс торговли и наблюдается благополучие граждан и общества в целом. Однако, как и следует ожидать в современном и развитом государстве, на фоне столь стремительного усовершенствования, могут возникать проблемы, требующие к себе внимания и поиска их решения.

Одна из таких проблем связана с защитой информации. Обработка и хранение больших объемов материала, а после - направление в таможенные органы - требует высокого уровня безопасности и защиты от взлома и утечки данных. Явной проблемой считается, что системы таможенных органов РФ могут подвергнуться различного рода нарушениям в безопасности, а несанкционированные попытки использования информационных ресурсов всегда сопровождаются последствиями. Необходима целая система управления и контроля, недостаточным решением проблемы будет возложение обязанности лишь на сотрудников таможни. В итоге, данные проблемы замедляют обработку данных и увеличивают риск ошибок при выполнении таможенных операций, наносится ущерб таможенным органам и возникают финансовые потери.

Для предотвращения подобных проблем, касающихся информационной безопасности необходимо:

  • Внедрять современные технологии защиты данных для обеспечения безопасности Федеральной таможенной службы Российской Федерации.
  • Осуществлять строгий контроль за рабочими местами, чтобы предотвращать случаи, когда персональная информация может остаться без присмотра.
  • Провести тщательную проверку всех имеющихся цифровых платформ на наличие вредоносных программ[1].

Следующей проблемой, заключающейся в цифровом развитии таможенных операций является рост числа таможенных цифровых процедур, которые должны быть выполнены, но из-за длительности решения задач и вопросов не показывают максимально удовлетворительных результатов. Затрудняют эффективную работу таможенных органов и проведение конкретных процедур сложности с получением электронной подписи, заполнение формы декларации, оформление, выдача разрешительных документов. Так же стоит выделить, что отсутствие единой информационной системы может привести к некоторым проблемам в области обмена данными и сотрудничества между таможенными органами.

Позволяет сократить риски предоставления недостоверных сведений, ускорить таможенные операции, а также снизить административную нагрузку активное развитие ФТС России систем межведомственного электронного взаимодействия. Однако, исходя из описанной выше существующей проблемы часто возникают случаи неправильно представленных данных, расхождения в них могут вызвать сомнения в достоверности документации. Происходит недопонимание или возникают ошибки в процессе передачи, хранения или обработки информации, а также в исполнении договорных обязательств. Следует обозначить существующую проблему в виде отсутствия соответствующих документов, удостоверяющих полномочия лица. Именно конкретное удостоверенное лицо и представляет интересы в отношении декларации и связанных с ней юридических процедур. В случае ошибки декларация может быть признана недействительной или незаконной. Поможет избежать этих ошибок система должного и строгого контроля и проверки. Требуется отслеживать процессы, связанных с оформлением и отправкой деклараций.

Кроме того, следует отметить, что при заполнении платежных документов участники ВЭД часто допускают ошибки из-за недостаточного знания специфики оформления документов. Чтобы не допускать каких-либо ошибок рекомендуется внимательно проверять заполняемые поля перед тем, как подписать и отправить документы, а обращение за помощью к специалистам, имеющим опыт в оформлении платежных документов значительно снизят некоторые риски. Следует отметить, что в результате ошибок происхождение не поступающих денежных средств или сумм являются не установленными или не объясненными. В таких случаях участник внешнеэкономической деятельности обращается в ФТС России для устранения проблемы, однако потому, что заявление рассматривается 21 день, происходит задержка выпуска товара, нарушаются сроки поставки, возникают денежные потери участника внешнеэкономической деятельности из-за простоя груза[2].

Проблемой является недостаток квалифицированных специалистов в области цифровых технологий, способных работать с новыми программными продуктами и оборудованием. Актуальной проблема является из-за условий постоянных изменений законодательства и правил таможенного регулирования. Можно предпринять несколько действий для решения проблемы: 1) Обучение и повышение квалификации; 2) Партнерство с учебными заведениями. Общественные организации и государственные учреждения также могут внести свой вклад, например, путем финансирования программ обучения, проведения специализированных курсов или создания центров компетенций. Но так как существенная доля бюджета таможенных органов идет на содержание таможенных постов и контролирующих органов, это не всегда оставляет средства на развитие цифровых технологий. Устаревание программного обеспечения и несоответствие технического оснащения международным стандартам и требованиям появляются из-за таких проблемных ситуаций. В любом случае, эффективное цифровое функционирование таможенных органов приводит к некоторым рискам при взаимодействии таможенных органов с другими органами Российской Федерации, из - за чего возникают задержки и ошибки в процессе таможенного контроля[3].

Цифровое развитие таможенных операций дает многочисленные преимущества, но и имеет свои проблемы. Если обращать внимание на недостатки и проводить системную работу по их устранению, будет более заметна эффективная работа таможенных органов в интересах бизнеса и граждан. Особенно важным является повышение квалификации специалистов, обеспечение устойчивого финансирования, защита информации и оптимизация процедур таможенных операций в онлайн-режиме.

Список литературы

  1. Москаленко О.А., Зыбенк С.В. От цифровой таможни к интеллектуальной. Russian Journal of Management. 2020; №3. – С. 126– 130.
  2. Орлова Е.Р., Кудрявцев П.Е. Внедрение цифровых технологий в деятельность таможенных органов: результаты и перспективы развития. Аудит и финансовый анализ. 2021; №1. – С. 148–153.
  3. Аксенов И.А. Использование цифровых технологий при оказании государственных таможенных услуг. Таможенное дело. 2022; №1 – С. 3–6.

Интересная статья? Поделись ей с другими: