УДК 34

Ресоциализация условно осужденных несовершеннолетних, освобожденных от несения наказания

Иванова Юлия Романовна – магистрант факультета Юриспруденции Тольяттинского Государственного Университета.

Аннотация: Данная статья рассматривает проблемы ресоциализации несовершеннолетних, освобожденных от отбывания наказания по условному осуждению, в контексте уголовного права Российской Федерации. Автор обращает внимание на недостаточность существующих подходов и слабую координацию между различными социальными службами и учреждениями, оказывающими помощь несовершеннолетним осужденным. Ресоциализация подразумевает процесс возвращения осужденных несовершеннолетних в общество, восстановление их социального статуса, приобретение необходимых качеств для правопослушного поведения и включение в учебную и трудовую деятельность. Статья также выделяет значимость перехода к альтернативным методам наказания, включая усиление использования условного осуждения, и большую необходимость в системной и комплексной работе по ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей.

Ключевые слова: ресоциализация, несовершеннолетние правонарушители, условное осуждение, уголовно-правовое воздействие, социальная реинтеграция.

Формулировка проблемы. Одним из видов наказания в отношении несовершеннолетних преступников применяется освобождение от отбывания наказания с испытанием. Ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей, освобожденных от отбывания наказания с испытанием, как цель условного осуждения состоит из того, что путем активного принудительного воспитательного воздействия на сознание правонарушителя сформировать у него положительное отношение к труду и традициям общества. Согласно Уголовно-исполнительному кодексу РФ функции исправления и ресоциализации несовершеннолетних, приговоренных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, выполняет уголовно-исполнительная инспекция. Уголовно-исполнительная инспекция (УИИ) совместно с органами внутренних дел и соответствующими общественными формированием проводит индивидуально профилактическую работу с осужденными и контролирует соблюдение ими общественного порядка и исполнение обязанностей, возложенных на них судом.

В РФ процесс ресоциализации условно осужденных в большинстве своем происходит без четко организованных программ и научно-обоснованных методов и современных технологий. Вместе с этим, как свидетельствует статистика, условно осужденных несовершеннолетних у нас втрое больше, чем подростков, которые находятся в воспитательных колониях. Теоретический анализ литературы позволил выяснить, что в основе противоправного поведения лежит трудновоспитуемость, которая приводит к определенным трудностям в воспитании полноценной личности, обретении ею правовых норм поведения, принятых в обществе. Причиной того, что ребенок нарушает закон и становится на путь преступности, есть ряд причин, посреди которых мы выделяем социальные, возрастные, психологические. Все они имеют большое влияние на развитие и социализацию личности несовершеннолетнего. И если подросток не усвоил те нормы и ценности, которые приняты в обществе, он становится на путь преступности следствием чего наказание, которое связано с лишением свободы. Понятно, что лишение свободы – это самый плохой вариант отбывания наказания, поскольку здесь происходит утрата социальных связей, невозможность реализовать свои потребности в личностном росте, а иногда и дальнейшая криминализация путем привлечения подростков к криминальной субкультуре и подвергаться более опытным и убежденным преступникам сверстников.

В подростковом возрасте процесс социализации еще не завершился, а заключение физически препятствует вхождению подростка в социально одобряемую среду, предлагая ему негативные образцы поведения в окружении асоциальных «коллег по заключению». Следовательно, необходимо более широко применять вместо заключения альтернативные методы наказаний, в том числе и условное осуждение. К сожалению, нормативные документы, на основе которых сегодня работает уголовно-исполнительная инспекция, не раскрывают содержания индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними. Штат территориальных подразделений инспекций состоит преимущественно из юристов, не имеющих соответствующей подготовки для осуществления педагогических функций при работе с подростками. В распоряжении инспекторов отсутствуют методики воспитательной работы, которые они смогли бы использовать при работе с несовершеннолетними и, таким образом, их работа с подростками, как правило, ограничивается разъяснением и контролем [1, с. 27].

Наиболее распространенной в мировой практике применение альтернативных наказаний моделью ресоциализации осужденных модель пробации. Пробация (от лат. Probatio – испытание) – альтернативный лишению свободы вид наказания, предусматривающий не только надзор за осужденным и контроль за соблюдением им условий освобождения, но и оказание ему комплексной помощи, направленной на преодоление факторов, приведших их к совершению преступления. Эту деятельность выполняет служба пробации, главной целью которой является защита общества, предупреждение повторных преступлений и содействие реинтеграции правонарушителя в общество.

Служба пробации – социальная служба, находящаяся в сфере защиты правопорядка. С находящимися под пробацией лицами проводится разноплановая педагогическая и социальная работа, которая может включать индивидуальные воспитательные беседы, консультации, тренинги коммуникативных навыков, самоконтроля, тренинги по предупреждению и преодолению пагубных привычек [6, с. 21-23].

Одной из проблем работы по ресоциализации несовершеннолетних, приговоренных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, в РФ является то, что УИИ не является социальной службой, а значит, не может предоставить подопечным необходимые для их ресоциализации социальные услуги. Социальные службы и учреждения, которые своими функциями имеют такие услуги предоставлять или проводить другую работу с несовершеннолетними осужденными, организационно не связаны между собой, работают на основе разной методологической и нормативной базы, и, таким образом, не обеспечивают комплексность, системность и последовательность работы по ресоциализации несовершеннолетнего осужденного.

Законодательство РФ на сегодняшний день предусматривает достаточно широкий круг наказаний, не связанных с лишением свободы. Вместе с этим именно условно осужденные несовершеннолетние часто снова совершают преступления, уже более тяжкие по сравнению с первым, и в конце концов попадают в тюрьму. Основная причина этого заключается в том, что после приговора суда они возвращаются в ту же социальную среду, которая и привела их к преступлению. В их жизни практически ничего не меняется. Понятно, что есть особые службы, которые должны организовывать процесс ресоциализации условно осужденных несовершеннолетних. Это уголовно – исполнительная инспекция, социальные службы для детей, семьи и молодежи, образовательные и воспитательные учреждения.

Однако эффективность работы соответствующих учреждений на сегодняшний день остается еще недостаточной. Ресоциализация несовершеннолетних, осужденных за совершение преступления, является процессом реинтеграции их в общество, во время которого несовершеннолетние должны восстановить свой социальный статус, приобрести качества, необходимые для успешного правопослушного поведения и решения проблем, восстановить или установить положительные социальные связи, включиться в учебную и трудовую деятельность. Достичь таких результатов только посредством контроля со стороны учреждений исполнения наказания невозможно.

Возможности для непосредственного коррекционного влияния на семью, учащийся или трудовой коллектив, неформальную группу подростков, решение их материально бытовых проблем у инспекторов уголовно исполнительной инспекции учреждения, согласно уголовному исполнительному кодексу РФ осуществляет функции исправления и ресоциализации осужденных к наказаниям, не связанных с лишением свободы, ограничены.

Следовательно, ресоциализация несовершеннолетних, освобожденных от наказания с испытанием, – целенаправленная социально-педагогическая деятельность, которая имеет целью сознательное восстановление их в социальном статусе, возвращение к полноценной жизнедеятельности и социально нормативной жизни в обществе. Ресоциализация условно осужденного несовершеннолетнего является довольно сложным целенаправленным процессом, в основе которого лежит комплекс мер, направленных на возвращение и формирование у несовершеннолетнего необходимых умений, навыков и возможностей для жизни в обществе с соблюдением правовых норм. Залогом успешной ресоциализации условно осужденного несовершеннолетнего является осознание им собственной вины и раскаяние в совершенном. Результатом сотрудничества субъекта и объекта ресоциализации должно стать изменение личностных качеств условно осужденного несовершеннолетнего, что способствовало бы возвращению несовершеннолетнего к правопослушному и социально-нормативному поведению.

Список литературы

  1. Васильев В. Л. Юридическая психология. - СПб., 2002. - С. 627.
  2. Камилова Н. Г., Юлдашева Р.М. Принципы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - Вып. 2. - Т. 10. - 2012. - С. 41-42.
  3. Лихтарников А. Л., Чеснокова Е. Н. Социально-психологическая реабилитация осужденных подростков. СПб., 2001. - С. 4.
  4. Ресоциализация несовершеннолетних: проектный опыт. Научно-методическое пособие/под общей редакцией Г.И. Симоновой – М.: "Оргсервис 2000", 2005 г. – 140 с.
  5. Садовникова М.Н. Ресоциализация несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы: понятие и принципы // Сибирский юридический вестник. - 2004. - № 2. - С. 82-83.
  6. Технология работы с разными категориями клиентов центров социальных служб для молодежи / С. В. Толстоухова, А. А. Яременко, А. В. Вакуленко и др. М.: ГЦССМ, Государственный институт проблем семьи и молодежи, 2003. – 88с.