УДК 343.132.4

Процессуальное ограничение следователя при направления хода расследования уголовного дела

Онопченко Антон Александрович – аспирант кафедры процесса и криминалистики Института права Волгоградского государственного университета.

Аннотация: В настоящей статье рассматриваются обстоятельства процессуального ограничения производства следственных действий, производство которых необходимы органу предварительного следствия, однако производство таковых процессуально невозможно ввиду невозможности участия несовершеннолетнего потерпевшего, так как участия последнего в них может причинить вред психическому здоровью несовершеннолетнего потерпевшего согласно заключению судебно-психиатрической экспертизы.

Ключевые слова: процессуальное ограничение следователя, несовершеннолетний потерпевший, значение заключения судебно-психиатрической экспертизы для производства следственных действий.

Традиционно к ограничению полномочий следователя, как участника уголовно-процессуальных отношения подходят с точки зрения ограничений налагаемых процессуальными полномочиями иных участников процесса, таких как руководитель следственного органа, прокурор или судья[3]. Однако рассмотрение вопроса об ограничении полномочий следователя, возможно, рассмотреть и с другой стороны.

При расследовании уголовного дела следователь, согласно положениям ст.38 УПК РФ уполномочен самостоятельно направлять ход расследования уголовного дела [5]. Зачастую, при расследовании насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних, такая самостоятельность следователя может быть значительно ограничения заключением, например, судебно-психиатрической экспертизы.

При производстве предварительного следствия по категории следующих преступлений – ч.4 ст.131, ч.4 132 УК РФ в обязательном порядке производятся судебно-психиатрические экспертизы, в том числе и в отношении несовершеннолетних потерпевших, с целью разрешения вопроса не только о вменяемости лица, а также с целью выяснения возможности дальнейшего участия потерпевшего в следственных действиях [1].

В случае, если привлекаемое к уголовной ответственности лицо в ходе предварительного следствия отказывается от дачи показаний, реализовывая положения ст.51 Конституции РФ, а после ознакомления с заключением судебно-психиатрической экспертизы в отношении потерпевшего в котором содержатся заключения эксперта, свидетельствующие о невозможности участия несовершеннолетнего потерпевшего в дальнейших следственных действиях, начинает давать показания противоположные или заведомом противоречащие показаниям, то у органа предварительного следствия, в лице следователя возникает очевидная процессуальная необходимость в устранении вышеуказанных противоречий [2].

В вышеуказанной ситуации у следователя, несмотря на имеющиеся полномочия закрепленные положениями уголовно-процессуального закона, фактическая возможность устранения вышеуказанных противоречий отсутствует по следующим основаниям, а именно несовершеннолетний потерпевший не может принимать дальнейшего участия в следственных действиях согласно заключению судебно-психиатрические экспертизы, а иной процессуальной возможности для устранения разногласий в показаниях по одним и тем же обстоятельствам за исключением, как проведения следственного действия, такого как очная ставка [4] у следователя нет.

Вышеуказанные обстоятельства являются примером процессуального ограничения полномочий следователя при направлении хода расследования уголовного дела.

Следует обратить внимание, что при данных обстоятельствах ограничение полномочий следователя связанно не с обстоятельствами ведомственного контроля или прокурорского надзора, как традиционно это принято связываться, а с заключением эксперта и состоянием психического здоровья лица.

Следовательно, при очевидной необходимости производства следственного действия в виде очной ставки и наличия полномочий, реализация их становится невозможной, что в свою очередь, по моему мнению, является процессуальным ограничением полномочий следователя, которые не связаны с наличием надзорных, контрольных функций других участников уголовного судопроизводства.

Вышеуказанный пример указывает на конкретные обстоятельства, возникающие при расследовании уголовного дела, которые влекут ограничения в отношении полномочий следователя в российском процессуальном праве. Помимо этого, если рассматривать описанную ситуацию детальнее, то фактически у следователя ограничиваются все процессуальные полномочия в отношении несовершеннолетнего потерпевшего в части производства следственных действий, например, таких как: дополнительный допрос, проверка показаний на месте, осмотр места происшествия с участием вышеуказанной категории потерпевших, если же они конечно не были проведены до получения следователем заключения судебно-психиатрической экспертизы, отвечающей на вопросы относительно возможности участия потерпевшего в следственных действиях.

При таких обстоятельствах с целью предотвращения вышеуказанных процессуальных ограничений полномочий следователя, возможно следует прибегать к выполнению производства вышеуказанных следствий действий сразу после возбуждения уголовного дела кратчайшие сроки и до назначения судебно-психиатрической экспертизы. Осуществление следственных действий в кратчайшие сроки на начальной стадии расследования уголовного дела позволит не только закрепить доказательную базу, но еще и минимизировать негативные последствия в психологическом плане для несовершеннолетнего потерпевшего. Для следователя же производство следственных действий сразу после возбуждения такого дела даст процессуальную возможность производства таких следственных действий, нежели чем после производства судебной-психиатрической экспертизы с вышеуказанным результатом.

Вышеуказанный пример с ограничением процессуальных полномочий следователя при производстве следственных действий в рамках расследования уголовного дела является практическим, который неоднократно встречается при расследовании уголовных дел насильственной категории в отношении несовершеннолетних.

Таким образом, приведенная ситуация в настоящей статье является примером процессуального ограничения полномочий следователя при производстве следственных действий, где ограничение полномочий следователя не связано с наличием у иных участников уголовного судопроизводства более широких процессуальных полномочий.

Список литературы

  1. Порядок проведения судебно-психиатрической экспертизы
    (утв. приказомМинистерства здравоохранения РФ от 12 января 2017 г. N 3н)
  2. Процессуальные особенности допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний на месте с участием несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего). Комментарий к ст. 191 УПК РФ
  3. Реквием по процессуальной самостоятельности следователя (С.Б. Россинский, журнал "Философия права", N 3 (102), июль-сентябрь 2022 г.)
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Научно-практический комментарий (коллектив авторов; под общ. и науч. ред. д.ю.н., проф. А.В. Гриненко). - Москва: "Проспект", 2021. - 1288 с. Комментарий к ст.191
  5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
    от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ