УДК 34

Совершенствование российской системы противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма

Мороз Владимир Алексеевич – студент магистратуры факультета высшей школы государственного аудита Московского государственного университета им М.В. Ломоносова.

Аннотация: В статье рассматриваются недостатки и уязвимости действующей российской системы противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма, выявленные ФАТФ, Росфинмониторингом и российскими правоохранительными органами. Выявляются направления и возможности совершенствования системы противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма, предлагаются соответствующие механизмы, меры и мероприятия.

Ключевые слова: отмывание денежных средств, финансирование терроризма, противодействие отмыванию денежных средств, Росфинмониторинг, Россия.

Россия проводит активную политику по противодействию отмыванию денежных средств и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ) [1]. Поскольку процесс легализации доходов сложен для исполнения, включает множество операций разной степени латентности, может осуществляться как в пределах одной страны, так и с выведением денежных средств за рубеж, а также активно развивается за счёт инструментов цифровой экономики, национальная система ПОД/ФТ должна непрерывно совершенствоваться [2].

Целью работы является изучение возможностей совершенствования российской системы ПОД/ФТ. Для её достижения были использованы аналитический, синтетический, индуктивный и дедуктивный методы обработки тематических исследований, научных публикаций и релевантных литературных источников.

Нормативно-правовую основу российской системы ПОД/ФТ составляют Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ [3] и Концепция развития национальной системы ПОД/ФТ [4]. На национальном уровне ПОД/ФТ занимается Росфинмониторинг, на международном – Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее – ФАТФ), которая устанавливает стандарты в отношении мер, ориентированных на ПОД/ФТ [5]. Россия была принята в члены ФАТФ в 2003 г., и с этого момента соблюдает разработанные Группой рекомендации: 40 пунктов по противодействию финансовым преступлениям и девять по противодействию терроризму.

Согласно отчёту о взаимной оценке Российской Федерации 2019 г., подготовленному ФАТФ, в России сформирована адекватная система для реализации адресных финансовых санкций за распространение оружия массового уничтожения и финансирование терроризма, однако в ряде сфер имеются недоработки: недостатки в безотлагательном исполнении адресных финансовых санкций, отсутствие в законодательстве чётких и обязательных требований для всех физических и юридических лиц, недостаточная проработка норм и реализация требований по отношению к публичным должностным лицам [6]. Рекомендации и замечания ФАТФ позволяют заключить, что российскому бизнесу необходимо стать более прозрачным. Также отмечаются следующие недостатки российской системы ПОД/ФТ:

  • тенденция неисполнения обязательств в области применения предупредительных мер в целях ПОД/ФТ;
  • использование Банком России преимущественно пруденциальных факторов и чрезмерная опора на камеральный контроль;
  • высокий уровень риска вовлечённости публичных должностных лиц и их семей в схемы отмывания доходов.

Согласно данным Росфинмониторинга и российских правоохранительных органов, национальная система ПОД/ФТ содержит следующие уязвимости [7]:

  1. Значительный сектор наличных расчётов, вследствие чего финансовые операции проводятся вне официальной банковской системы и государственного контроля. Такие условия способствуют уклонению от уплаты налогов, легализации преступных доходов, финансированию терроризма и иным незаконным операциям.
  2. Несовершенство законодательства в области ПОД/ФТ. Отсутствие эффективной правовой базы проявляется в отсутствии регулирования отдельных аспектов, недостаточной проработке деталей и незначительной практической ценности представленных норм. Помимо этого, отдельные аспекты законодательства в области ПОД/ФТ противоречат другим нормам и законам, что усиливает возможность совершения преступных действий.
  3. Использование в незаконной деятельности юридических фирм с подставными лицами. Фирмы-однодневки используются для скрытия и перевода денежных средств, легализации преступных доходов и других незаконных операций, а задействование подставных лиц усложняет их поиск правоохранительными органами.
  4. Отсутствие законодательного регулирования цифровых валют Данная уязвимость ставит под угрозу финансовую безопасность государства, поскольку цифровые валюты могут использоваться как инструмент для анонимного перевода денежных средств, что облегчает легализацию преступных доходов.

Для эффективного ПОД/ФТ требуется совершенствование организационно-правовых мер, включающее усиление межведомственного взаимодействия и сотрудничества [8]. Правоохранительные и налоговые органы, банки и другие государственные органы должны активно обмениваться информацией и координировать реализуемые действия в области ПОД/ФТ. Это позволит эффективнее выявлять потенциальные преступления и начинать расследование на ранней стадии. Другим направлением совершенствования организационно-правовых мер является разработка и внедрение современных инструментов и технологий для выявления, анализа и контроля финансовых операций. Применение аналитических программных решений, искусственного интеллекта и других технологий позволяет автоматизировать анализ данных, выявлять нетипичные транзакции и взаимосвязи между различными участниками финансовых операций, что даёт возможность существенно повысить результативность борьбы с преступностью в финансовой сфере.

Отдельное внимание должно уделяться разработке мер и мероприятий по ПОД/ФТ при использовании преступниками цифровых валют и электронного банкинга, шифрованных интернет-коммуникаций и схем удалённого управления террористической деятельностью [9]. Цифровые валюты анонимны и позволяют с лёгкостью запутывать следы проводимых транзакций, что осложняет работу правоохранительных и уполномоченных органов. Данное обстоятельство требует разработки мер контроля нелегального потока цифровых средств как на национальном, так и на международном уровне.

Для совершенствования системы ПОД/ФТ требуется повышение уровня сотрудничества между странами на двусторонней и многосторонней основе [10]. Поскольку государства обладают различными финансовыми системами, административными, правовыми и оперативными структурами, они не могут принимать аналогичные меры ПОД/ФТ. Однако унификация механизмов в области ПОД/ФТ, проведение совместных расследований и операций правоохранительными органами разных стран также способствуют существенному снижению уровня преступлений в данной сфере.

Важное направление совершенствования российской системы ПОД/ФТ – дополнительная подготовка и проведение обучающих мероприятий для сотрудников Росфинмониторинга, банков, налоговых и таможенных органов в области ПОД/ФТ [11]. Образовательные программы должны разрабатываться с привлечением Росфинмониторинга, Банка России, ФНС, ФТС и финансовых институтов, привлечением сотрудников данных государственных органов, имеющих опыт в сфере ПОД/ФТ. Также в процесс подготовки могут вовлекаться иностранные эксперты.

Краеугольным камнем системы ПОД/ФТ являются банки, поскольку у них имеются значительной полномочия по первоначальной проверке организаций, их деятельности и проводимых финансовых операций [12]. Помимо этого, законодательство устанавливает общие требования к созданию правил внутреннего контроля и правилам взаимодействия с клиентами, которые подозреваются в совершении сомнительных операций. Банки имеют право предпринимать любые меры, которые не запрещены действующим законодательством. При этом российская правовая система не содержит чёткого определения и степени обоснованности понятия «подозрения», что операции совершаются с целью легализации. Большая институциональная самостоятельность банков при реализации их полномочий в области ПОД/ФТ оказывает негативное влияние на интересы добросовестных экономических агентов: многие банковские клиенты оказываются в «чёрном списке ЦБ» без проведения всестороннего расследования, на основании одних предположений банковских структур.

Для устранения данной проблемы требуется разработка механизма выявления сомнительных операций, передача полномочий по квалификации операций в качестве сомнительных и применению мер воздействия на уровень Росфинмониторинга. В случае выявления признаков соответствующих нарушений Росфинмониторинг должен передавать сведения в контрольно-надзорные органы для проведения всестороннего расследования. Помимо этого, для совершенствования банковской деятельности в области ПОД/ФТ может быть использована комплаенс-система [13].

Таким образом, для совершенствования российской системы ПОД/ФТ требуются дальнейшее развитие административного, гражданского и уголовного законодательства; разработка системы финансового контроля, эффективно реагирующей на нарушителей и не нарушающей права законопослушных участников экономической деятельности; уменьшение коррупции в экономической деятельности; развитие сотрудничества с иностранными государствами и международными организациями, занимающимися ПОД/ФТ, в том числе в сфере регулирования цифровых валют; усиление и методологическое единство банковского регулирования; повышение уровня квалификации сотрудников надзорных, контролирующих и правоохранительных органов.

Список литературы

  1. Кудревич В.В., Хамидов Л.Ж. Финансирование терроризма как угроза национальной безопасности страны // Наука без границ. – 2020. – № 6 (46). – С. 125-129.
  2. Лапина С.Б. Научные подходы к совершенствованию механизма противодействия легализации преступных доходов в России. Вестник Московского университета МВД России. – 2020. – № 4. – С. 253-258. – DOI: 10.24411/2073-0454-2020-10241
  3. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 19.10.2023) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/ (дата обращения: 17.01.2024).
  4. Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма (утв. Президентом РФ 30.05.2018) [Электронный ресурс] // Сайт Президента России. – URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5310/print (дата обращения: 01.2024).
  5. Писаренко А.П. Актуальные вопросы противодействия легализации преступных доходов, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2022. – № 1 (35). – С. 71-74.
  6. Отчёт о взаимной оценке Российской Федерации 2019 г. [Электронный ресурс] // Федеральная служба по финансовому мониторингу. – URL: https://www.fedsfm.ru/news/4353 (дата обращения: 17.01.2024).
  7. Васильев А.А. Уязвимости национальной системы противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма: анализ и меры по нейтрализации // E-Scio. – 2023. – № 5 (80). – С. 510-520.
  8. Холин А.Н. Пути совершенствования организационно-правовых мер по борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, и финансированием терроризма // Вестник науки. – 2023. – Т. 5, № 12-2 (69). – С. 27-37.
  9. Бачканов Х.А. Проблемы совершенствования противодействия финансированию терроризма // Государственная служба и кадры. – 2023. – № 5. – С. 185-188. – DOI: 10.24412/2312-0444-2023-5-185-188
  10. Ануфриева К.Ю., Еманова С.С. Вопросы противодействия финансирования терроризма в Российской Федерации // Хроноэкономика. – 2022. – № 3 (37). – С. 17-24.
  11. Левашенко А.Д., Гирич М.Г. Совершенствование системы управления рисками легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путям, в сфере международной торговли. – М.: Рос. акад. народ. хоз-ва и гос. службы при Президенте Рос. Федерации, 2021. – 53 с.
  12. Константинов И.А. Совершенствование системы противодействия легализации преступных доходов в банковский сфере России // Юридическая наука. – 2021. – № 2. – С. 59-63.
  13. Абрамова А.А., Дендиберя М.Ю. Комплаенс-система финансовых организаций как способ противодействия финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём // Теория и практика общественного развития. – 2020. – № 9 (151). – С. 33-37.