УДК 34   

Изменение меры пресечения в виде содержания под стражей в связи с наличием заболевания: актуальные вопросы реализации

Мелкобродова Анастасия Алексеевна – соискатель Владимирского    государственного университета им А.Г. и Н.Г. Столетовых

Аннотация: В статье представлены основные результаты исследовательской работы по проблеме избрания меры пресечения в виде заключения под стражу лицам, имеющим заболевания, препятствующие содержанию под стражей. В данной работе рассматриваются действующие нормы УК РФ и УИК РФ, по которым может быть избрана самая строгая мера пресечения.

Ключевые слова: заключение под стражу, мера пресечения, охрана здоровья, медицинская помощь.

Согласно статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.  На сегодняшний день проблема реализации права каждого на охрану его здоровья и медицинскую помощь становится всеобъемлющей.

Лицо, содержащееся под стражей до суда, имеет конституционное право на надлежащую медицинскую и психиатрическую помощь.

В реализации данного права возникают ряд вопросов, которые требуют глубокого изучения и профессионального подхода. Здесь важно учесть все факторы, включая серьезность заболевания, возможность его усугубления при освобождении, наличие медицинской документации и заключений специалистов.

Другим актуальным вопросом является обеспечение медицинского обслуживания и сопровождения лица, содержащегося под стражей, в случае наличия заболевания. Важно обеспечить доступ к необходимым лекарственным препаратам, медицинским процедурам и квалифицированной медицинской помощи [2]. Для этого требуется эффективное взаимодействие между учреждением, содержащим подозреваемого или обвиняемого, и соответствующими медицинскими службами или учреждениями, которые способны обеспечить необходимую помощь.

Не менее важным вопросом является обеспечение конфиденциальности медицинской информации о подозреваемом или обвиняемом, содержащемся под стражей. Защита права на частную жизнь и конфиденциальность личных медицинских данных является одним из главных компонентов эффективной системы медицинского обслуживания лиц, находящихся под стражей.

Содержащиеся под стражей лица подвергаются большему риску различных заболеваний из-за нескольких факторов, таких как потеря личной свободы и неприкосновенности частной жизни, социальная изоляция, отсутствие или ограниченный доступ к медицинской помощи, злоупотребление психоактивными веществами, хронические проблемы со здоровьем, семейная история заболеваний, переполненность исправительных учреждений.

Многие случаи смерти в местах лишения свободы происходят из-за того, что человек умирает или оказывается без сознания в своей камере из-за того, что сотрудники исправительного учреждения не проводят проверки безопасности камер и игнорируют просьбы о медицинской помощи.

Последнее время в судебной практике все чаще встречаются прецеденты нарушения такого права по отношению к лицам, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступления или уже осужденных. Это объясняется рядом причин:

  • в первую очередь, нехваткой квалифицированных кадров, имеющих желание работать в местах исполнения наказания;
  • во-вторых, плохой доступностью медицинского обеспечения необходимого для оказания помощи; в данном случае содержащиеся в учреждениях пенитенциарной системы лица сталкиваются с такими проблемами, как несвоевременность и ненадлежащее качество оказания медицинской помощи.

Особенно остро данный вопрос стоит в отношении тех лиц, заключаемых под стражу, которые страдают тяжелым, хроническим и неизлечимым заболеванием.

Человек, взятый под стражу, полностью зависит от государственного воздействия в удовлетворении всех своих основных потребностей, включая медицинское обслуживание. Вне поля зрения общественности ему часто отказывают в основных правах. Однако при наличии заболевания необходимо учитывать специфику данного случая и применять соответствующие меры для минимизации рисков и обеспечения неотложной медицинской помощи. Это особенно актуально в случае острой или хронической болезни, требующей постоянного медицинского наблюдения, лечения или реабилитации.

Состояние здоровья содержащегося под стражей лица должно быть серьезным, поскольку не каждая травма или жалоба обязательно влечет за собой конституционную ответственность. Самый простой способ оценить, соответствует ли состояние, на которое жалуются, критерию «серьезной медицинской необходимости», заключается в том, является ли состояние «настолько очевидным, что даже непрофессионал легко распознал бы необходимость обращения к врачу». Для тех медицинских состояний, которые менее очевидны, «серьезная медицинская необходимость» определяется  следующим образом: «неспособность лечить состояние здоровья заключенного, которое может привести к дальнейшим значительным травмам» или «ненужное и беспричинное причинение боли».; наличие травмы, которую врач или пациент счел бы важной и заслуживающей внимания или лечения; наличие медицинского состояния, которое существенно влияет на повседневную деятельность человека.

Такое обращение, очевидно, несовместимо с принципами гуманности и порядочности, и без защиты интересов этого уязвимого населения доверие к нашим институтам будет продолжать подрываться.

Более того даже наличие установленной лицу группы инвалидности, само по себе не может являться препятствием для принятия судебного решения о применении самой строго меры пресечения – содержание под стражей.

В этих случаях не просто актуальным, а порой и жизненно важным для подозреваемого/обвиняемого, которому избрана данная мера пресечения, становится вопрос не столько качества и своевременности оказания квалифицированной медицинской помощи, сколько возможности отмены либо изменения избранной меры пресечения.

С 2011 года условия и порядок рассмотрения вопроса о невозможности содержания под стражей в связи с наличием заболевания регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2011 г. № 3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений» [1]. Большое преимущество данного нормативного акта заключается в том, что возможность подачи заявления о прохождении медицинского освидетельствования имеется не только у самого подозреваемого/обвиняемого, его законного представителя, либо руководителя медицинского подразделения места содержания под стражей, но и защитника [6].

Это позволяет наиболее быстро и оперативно подать заявление о запуске процедуры медицинского освидетельствования подозреваемого/обвиняемого, содержащегося под стражей.

Однако сам по себе факт подачи заявления о проведении медицинского освидетельствования не означает незамедлительного начала данной процедуры.

Стоит отметить, что медицинское освидетельствование подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, требует подтверждения наличия тяжелого заболевания, включенного в перечень,  медицинскими документами.

Отсутствие же медицинской документации может значительно отсрочить медицинское освидетельствование.

Медицинские документы и справки формируют информацию, характеризующую личность правонарушителя. Сбор этой информации и представление ее в качестве доказательства входит в полномочия юриста. Однако в реальности это право защитника практически не реализуется, поскольку такая информация о состоянии здоровья является врачебной тайной.

Данное обстоятельство связано с тем, что сторона защиты, а также медицинская часть места содержания под стражей или лечебно-профилактическое учреждение системы уголовного преследования не имеют возможности самостоятельно организовать сбор такой информации, поскольку адвокаты и медицинские службы следственных изоляторов не имеют права запрашивать информацию, составляющую врачебную тайну, в соответствии с нормами действующего законодательства о здравоохранении.

Сведения, указанные выше, могут быть предоставлены только по запросу следственных и подследственных органов, суда в связи с проведением расследования или судебного разбирательства.

Наиболее эффективным механизмом получения медицинской документации в кратчайшие сроки, если у подозреваемого/обвиняемого ее нет, является подготовка и представление должностному лицу следственного органа или подследственной организации, в ведении которой находится уголовное дело, проекта в соответствии со статьями 119-121 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации по запросу медицинской документации из соответствующего медицинского учреждения.

Чтобы мотивировать вышеуказанное ходатайство, необходимо прежде всего выяснить у ответчика название медицинского учреждения, в котором он был обследован и поставлен на учет, когда и где он проходил стационарное лечение, с каких пор он состоял на учете у какого-либо специалиста.

Когда следственный орган принимает решение запросить информацию о наличии заболевания, представляется целесообразным не занимать пассивную выжидательную позицию в ожидании ответа.

После получения информации из учреждения здравоохранения и соответствующей подготовки и подачи заявления начальнику места содержания под стражей о направлении подозреваемого/обвиняемого на медицинское освидетельствование, о наличии серьезного заболевания, препятствующего содержанию под стражей, не следует забывать о том, что целесообразно проявить активность и инициативность.

Начальник места содержания под стражей рассматривает заявление или ходатайство, указанные с прилагаемыми медицинскими документами и в течение одного рабочего дня, следующего за днем их получения должен принять окончательное решение о направлении подозреваемого или обвиняемого на медицинское освидетельствование в медицинскую организацию государственной или муниципальной системы здравоохранения либо  выносит постановление о мотивированном отказе в направлении на медицинское освидетельствование [4].

Учитывая то обстоятельство, что решение о направлении подозреваемого/обвиняемого на медицинское освидетельствование должно быть принято в течение одного рабочего дня, следующего за днем его поступления, необходимо понимать всю сложность организационных мероприятий.

Даже в том случае, если руководство следственного изолятора примет решение в установленные сроки, это не означает, что сама процедура медицинского освидетельствования может начаться сразу на следующий день. Необходимо направить указанное постановление в медицинское учреждение по месту нахождения места содержания под стражей, согласовать время доставки подозреваемого/обвиняемого, организовать его окружение, охрану, питание.

Согласно пунктам 7 и 8 правил, на утверждение вышеуказанных мер отводится не более трех рабочих дней с того момента, как было принято решение о направлении на медицинское освидетельствование.

Само медицинское освидетельствование проводится в течение 5 рабочих дней с момента поступления в медицинскую организацию по направлению на медицинское освидетельствование.

Однако практика показывает, и, к сожалению, необходимо реалистично осознавать, что установленные сроки прохождения медицинского освидетельствования и начала его проведения часто не соблюдаются.

Кроме того, пункт 12 правил позволяет медицинской комиссии принимать решение о продлении срока медицинского освидетельствования, в связи с чем требуется дополнительное обследование сроком до 30 рабочих дней.

В связи с тем, что в структуре следственного изолятора постоянно наблюдается нехватка сотрудников, в следствие чего тот малочисленный штат работников учреждения сильно загружен и попросту не успевает, освидетельствование подозреваемого/обвиняемого затягивается.

После дополнительного обследования Медицинская комиссия выдает медицинское заключение о наличии или отсутствии серьезного заболевания, указанного в списке подозреваемого или обвиняемого.

Следует отметить, что официальные правила не предусматривают четкого срока, в течение которого члены медицинской комиссии должны оформить и подписать медицинское заключение.

Даже с учетом принципов адекватности и соразмерности, подготовить и подписать медицинское заключение можно за 5-7 рабочих дней.

В реальных условиях этот период может быть и больше.

Согласно пункту 14 правил, копия медицинского заключения о наличии (при обнаружении) у подозреваемого/обвиняемого серьезного заболевания, при наличии которого невозможно находиться под стражей, направляется или вручается лицу (органу), ответственному за уголовное производство, в подозреваемый или обвиняемый, подписанный начальником места содержания под стражей, его законным представителем и защитником в календарный день, следующий за днем получения медицинского заключения руководством места содержания под стражей [5].

Тогда необходимо учитывать время, необходимое для вручения заключения лицу (органу), в производстве которого находится уголовное дело, и не более 3 (трех) дней, предусмотренных статьей 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предъявленного лицу (орган), в производстве которого находится уголовное дело, должен принять процессуальное решение об изменении самой строгой меры пресечения.

В связи с  вышеизложенным, казалось бы, даже самый оптимистичный срок при наиболее удобном варианте получения всех необходимых документов для проведения экспертизы, строго соблюдая все установленные сроки, - это срок не менее двух месяцев.

В реальных условиях, принимая во внимание соблюдение официальных бюрократических процедур, недостаточную оперативность режима исполнения санкций, инертность территориальных органов здравоохранения, период с момента начала проведения медицинского освидетельствования эти условия могут варьироваться от 3 месяцев до полугода.

Ввиду вышеизложенного, вопрос ускорения организации и проведения медицинского освидетельствования является наиболее актуальным, поскольку готовность медицинского заключения может иметь место после оглашения решения суда по делу.

Таким образом, изменение меры пресечения в виде содержания под стражей в связи с наличием заболевания - сложный и актуальный вопрос, требующий внимания и профессионального подхода [3]. Эффективная реализация данного механизма требует учета всех факторов и обеспечения неотложной медицинской помощи, защиты конфиденциальности медицинской информации и сотрудничества между правоохранительными и медицинскими учреждениями. Только таким образом можно достичь справедливости и соблюдения прав и свобод каждого человека, находящегося под стражей в связи с наличием заболевания.

Вышеуказанные условия и обстоятельства требуют от защиты занять активную и наступательную позицию по данному вопросу, чтобы проявить разумную инициативу в плане своевременной подачи дополнительных ходатайств об активизации следственной процедуры, подачи ходатайств об истребовании медицинских документов для подозреваемого/обвиняемого, обжалования бездействия и бюрократия следственных органов, уголовной системы и здравоохранения.

Представляется целесообразным и рациональным направлять запросы о содействии в организации и проведении расследования в отношении подозреваемого/обвиняемого в территориальные структуры Уполномоченного по правам человека, общий мониторинговый комитет, осуществляющий общий контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.

В свою очередь государство разрабатывает стратегию по укреплению системы здравоохранения в местах лишения свободы, стремится стабилизировать важнейшие административные функции и программы, поддерживающие систему здравоохранения в местах лишения свободы.

Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 14 января 2011 г. № 3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений» // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 января 2011 г. № 4 ст. 608.
  2. Приказ Следственного комитета РФ от 15.01.2011 № 3 «Об организации процессуального контроля при возбуждении ходатайств о продлении срока предварительного следствия, избрания и продления срока меры пресечения в виде заключения под стражу».
  3. Рабцевич О.И., Раменская В.С., Рябкова О.В., Салтыков Е.В., Соловьева Т.А. Уголовный процесс: учебник (под ред. д.ю.н., проф. В.С. Балакшина, к.ю.н., доц. Ю.В. Козубенко, д.ю.н., проф. А.Д. Прошлякова). – М.: «Инфотропик Медиа», 2016. – 912 с.
  4. Родионова Юлия Викторовна, Кирянина Ирина Алексеевна Проблемные вопросы, возникающие при направлении подозреваемых или обвиняемых на медицинское освидетельствование с целью изменения ранее избранной меры пресечения в виде заключения под стражу. Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2020. № 1 (27). С. 81-86.
  5. Чернова С.С. Меры уголовно-процессуального принуждения: учебно-практическое пособие / С. С. Чернова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрлитинформ, 2015. – 194 с.
  6. Шаталов А.С. Меры процессуального принуждения: учебно-методическое пособие. – 5-е изд. стер. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 204 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: