УДК 342.5

Администрация президента Российской Федерации в системе органов государственной власти

Ильин Александр Валерьевич – студент Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы.

Аннотация: Институт Администрации Президента Российской Федерации является элементом централизованной публичной власти, деятельность которой направлена на поддержку деятельности главы государства и действует под руководством Президента. Анализ статуса Администрации Президента России позволяет сделать вывод, что Администрация обладает властными полномочиями, в том числе через влияние на иные органы государственной власти. Это является объясняется значимостью задач, которые решает глава государства, однако, в то же время фактическое место Администрации Президента РФ требует большего законодательного закрепления.

Ключевые слова: Президент, администрация, Администрация Президента РФ, органы государственной власти, полномочия, исполнительные, законодательные и судебные органы власти.

В первую очередь стоит отметить, что сейчас Администрация Президента РФ представляет собой единую систему, совокупность функций, целей и задач, реализующихся органами государственной власти и управления – для достижения стратегических итогов управления страной. Одним из важных принципов деятельности этой структуры является обеспечение безопасности населения, развитие социальной, экономической и политических сред, а также активное взаимодействие с представителями разных государств. Этот орган функционирует, за счет участия в его работе десятков специалистов из множества отраслей. Штат формируется непосредственно Главой страны с учетом установленных полномочий для каждого сотрудника, требований к персоналу. Важно обеспечить баланс всей системы, чтобы она могла постоянно совершенствоваться и реализовывать поставленные задачи.

Этот орган государственной власти не обладает единоличными полномочиями, но играет важную роль в выполнении стратегически важных задач в социально-экономической и политической среде в стране. При этом рассматривается наименее изученный государственный орган. Но он привлекает внимание СМИ, общественности научно-исследовательской среды, в том числе и ведущих отечественных и зарубежных политологов. Институт администрации президента являются элементом централизованной публичной администрации, который действуют под руководством президента и несет ответственность за свои действия. Независимо от формы правления, администрация главы государства является составной частью института главы государства. Администрация президента представляет собой систему органов, которые помогают главе государства осуществлять свои полномочия. Этот аппарат необходим для управления государственными и общественными делами. С развитием государства государственное управление и контроль, а также аппарат главы государства, становятся все более сложными и усовершенствованными, приспосабливаясь к национальной специфике в соответствии с развитием общества. Усложняется и роль вспомогательных органов при президенте [6].

Согласно определению Д.Н. Петровского, вспомогательные органы при главе государства - это «государственные органы, которые действуют в установленных рамках полномочий, но не имеют права издавать нормативные правовые акты от своего имени. Они создаются для поддержки деятельности главы государства и не должны участвовать в решении вопросов, не связанных с их основной задачей» [7]. Они играют важную роль в государственном механизме и оказывают значительное влияние на политическую практику. Описываемый институт имеет официальный статус государственных органов, его деятельность направлена на поддержку деятельности главы государства. Однако они не принимают независимых решений в государственном управлении, а сконцентрированы на подготовке, реализации и контроле за выполнением решений главы государства в сфере общественных отношений и конституционного права. Поэтому вспомогательные органы участвуют в конституционно-правовых отношениях в качестве государственных органов и в качестве участников процесса принятия и реализации важных государственных решений [4].

Несмотря на специфическую обособленность института Президента и неотносимость его ни к одной из трёх ветвей власти, в соответствии с Конституцией РФ, Президент РФ находится во взаимодействии с каждой из них и обладает значительной возможностью воздействия на каждую из ветвей власти. Для реализации своих полномочий в областях законодательной, исполнительной и судебной власти, обороны и безопасности, внешней политики и международных отношений, а также взаимодействия с субъектами РФ, Президент РФ нуждается в поддержке мощного специального аппарата. Один из ключевых элементов этого аппарата - Администрация Президента РФ, которая обеспечивает реализацию его полномочий. Администрация Президента РФ помогает главе государства в осуществлении его полномочий, выполняя ряд функций, включая контроль, организацию, аналитику и проверку исполнения принимаемых решений.

Администрация Президента РФ обеспечивает эффективное исполнение его полномочий, осуществляя важные управленческие функции и координируя работу всех органов и учреждений, подчинённых Президенту. Администрация способствует реализации как стратегического, так и тактического руководства, создавая оптимальные условия для достижения политических целей. Рост числа подразделений Администрации, соответствует увеличению его полномочий, в том числе так называемых “скрытых” полномочий.

Существуют разные подходы к содержанию деятельности этого органа государственной власти. Д.Н. Петровский определяет Администрацию Президента как одну из наиболее значимых частей государственного механизма. Согласно В.И. Кайнову, Администрация Президента РФ выполняет функции, которые уже возложены на Правительство РФ [3]. Л.А. Окуньков указывает на то, что Администрация Президента РФ является независимой политической силой, которая действует под защитой президентской власти, и имеет свои собственные цели и полномочия [5]. Не вызывает сомнения, что Администрация Президента РФ имеет значительное и прямое влияние на принятие решений по самым разнообразным вопросам политической деятельности.

Организация, которую мы рассматриваем, упоминается в Конституции только мельком, нормы, регулирующие статус и полномочия Администрации Президента РФ, до сих пор устанавливаются указами Президента РФ, а специальный федеральный закон не был принят. Однако, поскольку Администрация Президента РФ обладает исполнительно властными полномочиями, а значит она признается субъектом публичной администрации на всей территории Российской Федерации [8].

Действующая структура Администрации Президента РФ была установлена в “Положении об администрации президента РФ” от 6 апреля 2004 года [2]. Современная Администрация Президента сформировалась благодаря долгому процессу изменений, переименований, преобразований, упразднений и изменения статуса отдельных подразделений, органов и организаций.

Администрация Президента РФ выполняет множество задач, связанных с осуществлением полномочий главы государства. Её функции охватывают различные области государственной власти, включая законодательную, исполнительную и судебную.

Наиболее тесное взаимодействие и влияние прослеживается в сфере исполнительной власти, где Президент РФ имеет наибольший объём полномочий, фактически руководит Правительством РФ, последнее несет перед ним ответственность и в коллективном, и в персональном контексте.

Администрация Президента имеет полномочия влиять на законодательный процесс и может составлять рекомендации для Президента относительно подписания или отклонения законопроектов, это позволяет отнести её к субъектам, влияющим на законодательный процесс на первой стадии формирования законодательной инициативы, до её внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Администрация Президента имеет формальное влияние на статус законопроектов благодаря праву наложения запрета, которое связано со стадией подписания законов Президентом. Перед тем, как законопроект достигнет этой стадии, президентская администрация формирует окончательное заключение, где предлагает Президенту либо подписать, либо отклонить закон. Это делает заключения, формируемые Администрацией, очень важными перед внесением законопроектов на второе чтение, поскольку игнорирование их может значительно снизить вероятность подписания закона Президентом.

Администрация обладает полномочиями влиять на назначения президентом лиц на государственные должности, включая проверку достоверности информации о доходах, имущественных обязательствах и отсутствии ограничений. Глава кадрового президентского управления выдаёт заключения по кандидатам на государственную должность на основании полученных сведений. Кроме того, комиссия Президента по кадровым назначениям рассматривает кандидатуры на должности судей федеральных судов. Хотя это консультативный орган, он является последним этапом отбора кандидатов для назначения главой государства на должность судьи.

По мнению одного из известных российских ученых, Администрации Президента значительно превышает объём полномочий аналогичных западных организаций, но это обусловлено тем, что она является производной от полномочий главы государства. Наблюдается схожесть осуществления деятельности данного института в России и США. В обоих случаях деятельность администрации проистекает из обширных полномочий президента, но в более узком смысле термин «администрация» в США относится к Исполнительному офису президента. Администрация, в узком понимании, представляет собой орган, ответственный за оперативную работу президента. Кроме того, поскольку невозможно для одного лица осуществлять все президентские полномочия, Администрация помогает ему выполнять эти задачи. Поэтому в рамках конструкции президентских полномочий, установленной Конституцией РФ, Администрация Президента является важным вспомогательным органом.

Администрация имеет широкий спектр полномочий, которые позволяют ей влиять на многие аспекты жизни общества и государства, при этом недостаточная ясность роли и места Администрации Президента Российской Федерации в осуществлении государственного управления связана с недостаточно прописанными функциями данного института в Конституции России. При разработке юридических положений обязательно нужно учитывать, что термин “Администрация” имеет две интерпретации – “узкую” и “широкую”. В узком понимании, Администрация является органом государства, ответственным за работу Президента, а в широком — это комплекс органов, которые заботятся о том, чтобы Президент России исполнял свои конституционные обязанности. Такое определение позволяет лучше понять характер и задачи, которые Президент России ставит перед Администрацией.

Если в широком смысле деятельность Администрации Президента РФ проистекает из обширных полномочий Президента, то в “узком” смысле Администрация Президента России является органом государства, ответственным за работу Президента, т.е. предоставление аналитической поддержки для выполнения конституционных полномочий Президента, сбор и распространение информации о деятельности Президента и т.д.

Администрация Президента РФ обладает возможностями и реализует властные полномочия, в том числе через влияние на органы государственной власти. Это является целесообразным и объясняется значимостью задач, которые решает глава государства на современном этапе государственного развития, в то же время фактическое место Администрации Президента РФ требует большего законодательного закрепления.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2023. – № 7. – Гл. 4
  2. Указ Президента Российской Федерации от 06.04.2004 №490 “Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации” // СЗ РФ. –2023. – № 7.
  3. Кайнов В.И. Генезис государственной службы в России (Историко-правовой аспект) //Мир политики и социологии. – 2019. – №. 9. – С. 72-82.
  4. Ким В. В. Концепция вспомогательных органов государственной власти: институт полномочных представителей Президента России в федеральных округах //Актуальные проблемы российского права. – 2020. – №. 7 (116). – С. 22-29.
  5. Окуньков Л.А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) // Журнал российского права. - 2011. -№ 2. - С. 10. 64
  6. Осавелюк А.М. Понятие и правовой статус вспомогательных государственных органов: монография. - 2-е изд. Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 212 С.
  7. Петровский Д. Н. Понятие, признаки, виды и значение вспомогательных органов при главе государства //Право и жизнь. – 2007. – №. 108. – С. 5.
  8. Радченко В. И., Угланова О. А. Администрация Президента Российской Федерации: государственный орган и конституционный статус //Конституционное развитие России. – 2018. – С. 43-52.