УДК 349.23/24

Трудовая миграция в Российской Федерации: перспективы и недостатки

Сафаров Худаяр Шамаддин оглы – студент Юридической школы Дальневосточного федерального университета.

Аннотация: В данной статье рассматривается проблематика трудовой миграции в Российской Федерации. Проблема, поставленная автором статьи, рассматривается через общественное мнение и действующее законодательство. Проблема поставлена на не совершенствование трудового законодательства. Автор представил пути решения проблемы.

Ключевые слова: мигранты, трудовое право, миграция, трудовой кодекс.

Рынок труда является древнейшим социальным институтом, который предшествовал трудовому праву. Е. А. Ефимова считает, что отечественный рынок труда сформировался после отмены крепостного права [1, с 152]. Однако на этот счет имеется разное мнение, так, например академик Н. М. Карамзин считает, что ордынское иго сыграло важнейшую роль в эволюции русской государственности, консолидации экономических ресурсов в едином центре, что повлекло к формированию рынка труда после победы над монголо-татарами. Формирование рынка труда было обусловлено нехваткой ремесленников из-за их увода в орду или убийствах ордынскими ханами [2]. Профессор В. О. Ключевский также утверждает о создании рынка труда благодаря ордынскому игу. Государство было под угрозой исчезновения, значительная часть продукции была в виде дани и взяток. У правительства был только один выход — опереться на торговое и промышленное предпринимательство, которое обеспечивало мирное сосуществование с Ордой и в дальнейшем содержание необходимого для военного противостояния количества войск [3].

Данные положения показывают, что рынок труда формировался изначально исключительно на труде отечественных работников. Без привлечения иностранных специалистов. Но общество является динамичным и рынок труда тоже. На мой взгляд законодательство в сфере привлечения трудовых мигрантов имеет пробелы, а зачастую и сами работодатели совершают преступления привлекая трудовых мигрантов не имеющих право на работу в РФ, ущемляя право на труд иных лиц, имеющих на это право.

Проблему стоит рассматривать с разных сторон для объективной оценки.

1. Законно ли трудоустроены трудовые мигранты

Трудоустройство иностранных граждан регламентирует трудовым кодексом РФ и ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", которые позволяют трудоустраивать мигрантов на законных основаниях. С работником заключается трудовой договор, в который входят дополнительные условия. Иностранному лицу необходимо иметь разрешение на работу или патент, разрешение на временное проживание на территории РФ и иные документы [4, ст. 327², 327³]. На практике же зачастую работодатель устраивает трудовых мигрантов неофициально, нарушая законодательство.

Так, например, Верховный Суд Якутии установил, что ООО «Якутская торговая компания» привлекла иностранного гражданина к работе без разрешения на работу. Работодатель обратился в ВС Якутии с целью обжаловать решение предыдущей инстанции, ссылаясь, что та не установила с кем именно были заключены трудовые отношения у иностранного лица (так как не было договора). Однако суд сослался на 67 статью ТК РФ, где сказано, что в случае, если работник приступил к выполнению работы с ведома работодателя и не оформлен письменно по истечению трех дней, то такое соглашение считается заключенным. Суд решил оставить решение без изменений и привлек ООО к административной ответственности по 18.15 КоАП РФ [5]. Отсюда можно сделать вывод, что судебная власть РФ реализует права граждан РФ. 

2. Насколько эффективна мера наказания

Ответственность за нарушение трудовых отношений с иностранными лицами закреплена в КоАП РФ, а конкретно в 18.15 статье. В ней содержатся 5 пунктов все из которых влекут материальную ответственность или приостановление деятельности на определённый срок. Штрафы для юридических лиц весьма эффективны, нижним пределом санкции является 250000 рублей, а верхним 1 млн, в зависимости от правонарушения предусмотренных пунктами статьи. Однако для граждан это весьма маленькая сумма – от 2000 рублей и максимальная мера наказания 7000 [6, ст. 18.15]. Из-за такой маленькой суммы граждане могут прибегать к труду мигрантов, которых не регистрируют, «окупая» штрафы. С моей точки зрения законодателю стоит ужесточить меру наказания в виде повышения штрафа, а также создать реестр недобросовестных работодателей, которые привлекают незаконных трудовых мигрантов.

3. Действительно ли так необходим труд определенного трудового мигранта

На мой взгляд избыток трудовых мигрантов – негативный фактор для экономики страны. В первую очередь я имею ввиду мигрантов, которые незаконно трудоустроены. Такие категории лиц как правило занимаются физической работой. Работают на стройках, грузчиками и так далее. Но также избыток официальных трудовых мигрантов не очень хорошо сказывается. Большинство из них выводят деньги из оборота страны отправляя в свою страну, что привод к оплате большинства налогов там, таких как НДС, акцизы и другие. Однако также стоит отметить, что, правильным является взятый с 2016 года курс на расширение использования квалифицированного и высококвалифицированного труда мигрантов, но его следует проводить с учетом необходимости современной структурной перестройки экономики и потребностей балансировании российского рынка труда в этом направлении [7]. Если это действительно хороший специалист, труд которого невозможно восполнить отечественными работниками, в таком случае необходимо привлекать иностранных специалистов. Например, при строительстве моста на о. Русский была привлечена французская компания, которая изготовила ванты, так как на рынке труда России не было таких специалистов [8].

4. Отношение граждан

ВЦИОМ провел опрос по поводу иммигрантов, в ходе которого были заданы следующие вопросы:

  1. Если на рынке труда не будет мигрантов, зарплаты местных жителей в этих отраслях повысятся?

На данный вопрос 49% респондентов ответили да, и лишь 31% нет.

  1. Иммигранты «отнимают» работу у местных жителей?

На этот вопрос 44% ответ был да, 37% нет [9].

Исходя из этого опроса можно сказать, что хоть отличие и не большое, однако граждане испытывают дискомфорт из-за трудовых мигрантов и считают свои права ущемленными.

Исходя из мнения респондентов граждане с опаской относятся к трудовым мигрантам. Зачастую они и правда являются общественно опасными элементами для социума. Кроме того, стоит отметить действительную необходимость введения сбора биометрических данных, так как лица, которые совершают преступления на территории России, зачастую возвращаются сюда после депортации. Это происходит, потому что они меняют паспортные данные или иные какие-либо данные, которые способствуют тому, чтобы их было невозможно определить. Это происходит в странах средней Азии, где депортированные лица за подкуп должностных лиц имеют возможность изменять какие-либо данные о себе. По поводу введения биометрической базы говорили уже неоднократно. Недавно по этому поводу в связи со спецоперацией на Украине высказался и Дмитрий Анатольевич Медведев.

Необходимо привлекать действительно тех специалистов, которых невозможно найти на территории РФ. А выполнять работу, которую может выполнить, гражданин РФ не стоит отдавать мигрантам. Такая практика есть во многих странах, таких как: Таиланд, Шри-Ланка и другие. Это там находит отражение в законах.

Трудовое законодательство в сфере трудовой миграции необходимо унифицировать и кодифицировать, кроме того принимая иностранный опыт модернизировать и ратифицировать нормы трудового законодательства.

Список литературы

  1. Ефимова Е. А. Из истории развития региональных рынков труда в России // ЭКО. 2011. №8 (446).
  2. Карамзин Н. М. История государства российского от VI века до начала ХVI века. М. : Астрель, 2009. 380 с.
  3. Ключевский В. О. Краткое пособие по русской истории. М. : Издательский центр «Терра», «Книжная лавка РТР», 1996. 184с.
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 11.10.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (Ч. 1).
  5. Решение Верховного Суда Якутии № 7/1-51/2015 от 27 февраля 2015 г. по делу № 7/1-51/2015
  6. КодексРоссийской Федерации об административных правонарушениях (КоАП Российской Федерации) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (принят Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации 20 декабря 2001 г.).
  7. Тютерева А.Р. Теоретические концепции международной трудовой миграции // Инновационная наука. 2016. №2-2 (14).
  8. Российская газета [Электронный ресурс] // Арфа для океанских ветров. // rg.ru/2012/08/22/most.html. (дата обращения 24.04.2022)
  9. ВЦИОМ [Электронный ресурс] // Трудовые мигранты в России: вклад, положение, отношение. // https://wciom.ru/fileadmin/user_upload/presentations/2021/2021-11-18_Mikhailova_E._Trudovye_migranty_v_Rossii.pdf (дата обращения 24.04.2022).

Интересная статья? Поделись ей с другими: