УДК 339.54.012

Основания административной ответственности в сфере предпринимательской деятельности

Кальяк Андрей Михайлович – кандидат юридических наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации.

Берунова Наталия Ивановна – магистрант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации.

Аннотация: В статье рассматривается актуальный вопрос, связанный с основаниями административной ответственности в сфере предпринимательской деятельности. Авторами особо подчеркивается, что общественные отношения, которые складываются в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, нуждаются в эффективной административно-правовой охране, поскольку в настоящее время в данной сфере совершается немалое количество правонарушений, которые оказывают негативное влияние, в том числе и на публичные интересы. В связи с этим, в статье проводится анализ административно-правовых мер и оснований для привлечения к административной ответственности в сфере предпринимательской деятельности. Авторы приходят к выводу, что основанием административной ответственности в сфере предпринимательской деятельности является совершение правонарушения в отношении норм КоАП РФ, а субъектами такого вида административной ответственности (например, наложение штрафа) являются лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Ключевые слова: правовое регулирование, административная ответственность, предпринимательство, деятельность, основания.

Поскольку предпринимательская деятельность является одной из сфер взаимодействия государства и экономики, она нуждается в надлежащей государственной поддержке, в частности с помощью административно-правовых средств, то есть специально-юридического механизма влияния на поведение ее субъектов. Иными словами, общественные отношения, которые складываются в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, нуждаются в эффективной административно-правовой охране. Это обусловлено тем, что в указанной сфере совершается немалое количество правонарушений, которые способны не только снизить эффективность предпринимательской деятельности, но и нанести ущерб публичным интересам, в которых отражаются интересы всего общества и каждого его отдельного члена.

Административно-правовые меры направлены не только на противодействие административным проступкам, их применение часто способствует также профилактике и выявлению уголовных правонарушений. В связи с изложенным, насущными являются развитие и совершенствование административно-правового механизма противодействия правонарушениям в сфере предпринимательской деятельности, требующей, в свою очередь, должного теоретического осмысления его содержания и потенциала.

Научная новизна исследуемой темы обусловлена тем, что более ранние исследования хотя и имеют комплексный характер, не могли учесть новых изменений законодательства. Поэтому тема исследования всегда нуждается в новых научных поисках решения проблем с учетом меняющихся реалий и правовой среды. Что касается теории, то среди научной среды нет единого теоретического подхода, что требует также новых подходов к терминологии объекта исследования.

Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности имеет большое значение для государства. Ведь предпринимательство, как и рыночная экономика не имеет врожденного иммунитета против монополизма, инфляции и спадов деловой активности. Если государство остается равнодушным, эти процессы начинают прогрессировать, нанося немалые экономические и социальные убытки. Предпринимательство также не может самостоятельно решать сложные региональные проблемы, возникающие под влиянием исторических, национальных, демографических и других нерыночных факторов. Для их решения требуется вмешательство государства, его соответствующая политика [2].

Под административно-правовым регулированием следует понимать один из видов регулирующего влияния на общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, осуществляемой уполномоченными органами публичной администрации с помощью многообразного, нормативно закрепленного инструментария – методов и средств.

Как и любому иному виду административных правонарушений, правонарушениям в сфере предпринимательства присущи обязательные признаки административной противоправности, виновности и наказуемости предусмотренными КоАП РФ административно-правовыми санкциями [1].

Анализ главы 14 КоАП РФ позволяет выявить основные признаки административных правонарушений в области предпринимательской деятельности.

Во-первых, основными субъектами данных правонарушений являются индивидуальные предприниматели, должностные лица, юридические лица.

Административные наказания для граждан предусмотрены только в двадцати двух составах из пятидесяти пяти, установленных главой 14 КоАП РФ. Во-вторых, административная ответственность в сфере предпринимательской деятельности может быть установлена как КоАП РФ [1], так и региональными законами об административных правонарушениях на территории субъектов РФ

При этом существует ряд специальных признаков, характеризующих административную ответственность, которая наступает за совершение правонарушений именно в предпринимательской деятельности. Среди них видится целесообразным выделить следующие:

1) фактическим основанием наступления является совершение административного правонарушения в предпринимательской деятельности, закрепленного соответствующей нормой главы Кодекса об административных правонарушениях;

2) субъектами такого вида административной ответственности являются лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью;

3) предусмотрено наступление для субъекта такого вида административного правонарушения негативных последствий именно материального характера (наложение административного взыскания в виде штрафа, размер которого определяется санкцией соответствующей нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях);

4) привлечение к административной ответственности за правонарушения в предпринимательской деятельности совершается специально уполномоченными субъектами, к которым, в частности, законодателем отнесены органы внутренних дел, органы федеральной налоговой службы, органы Антимонопольного комитета, должностные лица указанных органов.

Таким образом, учитывая вышеупомянутые общие и специальные признаки административной ответственности предлагаем следующее ее определение.

Под административной ответственностью за правонарушения в предпринимательской деятельности необходимо понимать предусмотренные нормами административно-деликтного законодательства вид и меру обязанности субъектов общественных отношений подвергаться мерам административно-правового принуждения за несоблюдение и / или невыполнение законодательно установленного порядка осуществления предпринимательской деятельности, предусматривающего наступление для лица правонарушителя негативных последствий материального характера.

Как видится, привлечение к административной ответственности за правонарушения в предпринимательской деятельности целесообразно определить, как применение уполномоченными органами (их должностными лицами) к лицу-правонарушителю при наличии необходимых оснований мер административно-правового принуждения за несоблюдение и / или невыполнение законодательно установленного порядка осуществления предпринимательской деятельности, что влечет за собой наступление негативных последствий материального характера. Важно также учитывать, что привлечение к административной ответственности за правонарушения в предпринимательской деятельности требует наличия таких необходимых оснований [4]:

1) фактическое – факт совершения лицом административного правонарушения в предпринимательской деятельности;

2) юридическое (нормативное) – наличие нормы административно-деликтного законодательства, согласно которой противоправное виновное деяние можно квалифицировать именно как административное правонарушение в предпринимательской деятельности;

3) процессуальное – наличие процессуальных норм, которыми регламентирован процессуальный порядок привлечения виновного лица к административной ответственности, документов, которые должны быть оформлены в соответствии с законодательно установленными требованиями и процедуры (протокол об административном правонарушении в предпринимательской деятельности, постановление суда о привлечении к административной ответственности за правонарушения в предпринимательской деятельности).

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Основанием административной ответственности в сфере предпринимательской деятельности является совершение административного правонарушения в предпринимательской деятельности, закрепленного соответствующей нормой главы Кодекса об административных правонарушениях. При этом субъектами такого вида административной ответственности являются лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Предусмотрено наступление для субъекта такого вида административного правонарушения негативных последствий именно материального характера (наложение административного взыскания в виде штрафа, размер которого определяется санкцией соответствующей нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.01.2023)// Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1
  2. Абрамов, В. Ю. Предпринимательское (хозяйственное) право России: учебное пособие / В. Ю. Абрамов, Ю. В. Абрамов. — Москва: Юстицинформ, 2020. – С. 102
  3. Малолеткина, Н. С. Административное право: курс лекций / Н. С. Малолеткина, П. С. Солоницын. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2019. – С. 18
  4. Миронов, А. Н. Административное право: учебник / А.Н. Миронов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: ФОРУМ : ИНФРА-М, 2021. — С. 92