УДК 34

Обеспечение технологического суверенитета РФ: правовые механизмы, возможности, барьеры коммуникации

Зуев Иван Сергеевич – студент Юридического факультета по направлению «Юриспруденция» Российской государственной академии интеллектуальной собственности

Аннотация: Современный мир стремительно развивается в сфере технологий, и обеспечение технологического суверенитета становится все более актуальной задачей для Российской Федерации. В условиях глобализации и усиления конкуренции на рынке высоких технологий, странам необходимо обладать правовыми инструментами, способными защитить национальные интересы и препятствующими нежелательной передаче технологических знаний. В современной экономике промышленные продукты и процессы все больше зависят от нематериальных активов, защищенных законодательством об интеллектуальной собственности. Правовые механизмы в области интеллектуальной собственности играют важную роль в создании благоприятного климата для развития новых технологий и привлечения инвестиций. Однако, помимо законодательства, также необходимо учитывать барьеры коммуникации, которые могут возникать в процессе обмена информацией и опытом с другими странами. В данной статье мы рассмотрим правовые механизмы обеспечения технологического суверенитета РФ в контексте интеллектуальной собственности и выявим возможные барьеры коммуникации, которые могут повлиять на эффективность этого процесса.

Ключевые слова: технологический суверенитет, правовые механизмы, Российская Федерация, инновационная политика, национальная безопасность, экономическая независимость, государственное регулирование, международное сотрудничество, барьеры коммуникации, интеллектуальная собственность, промышленная политика, импортозамещение, научно-исследовательская деятельность, результаты интеллектуальной деятельности.

Современный мир все больше зависит от технологий, которые становятся основой экономического развития и гарантом национальной безопасности. В связи с этим, страны всего мира стремятся обеспечить свой технологический суверенитет – способность самостоятельно создавать, развивать и использовать передовые технологии.

Во все времена и во всех исторических эпохах государства стремились к доминированию, используя различные способы воздействия на своих конкурентов. В связи с глобализацией эти возможности значительно расширились. В то же время, принятые США и союзниками антироссийские санкции, направленные на ослабление национальной безопасности России, что представляет существенную угрозу для технологического суверенитета. Все вышеизложенное говорит о чрезвычайно актуальности темы исследования, которое мы рассматриваем [20, c. 1595].

В условиях западных санкций сохранение технологического суверенитета превращается в один из ключевых компонентов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Политика преодоления негативного влияния западного санкционного давления на Россию опирается на прочный законодательный фундамент, краеугольным камнем которого является принятый Федеральный закон от 04.06.2018 г. № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединённых Штатов Америки и иных иностранных государств» [6], предоставивший Президенту и Правительству РФ дополнительные полномочия в сфере выработки и осуществления контрмер, призванных максимально снизить ущерб, наносимый России указанной политикой Соединённых Штатов Америки и их союзников [21, c. 82]. В действующей «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» среди важнейших национальных приоритетов указаны обеспечение экономической безопасности за счет «технологического обновления базовых секторов экономики», «преодоления критической зависимости … от импорта технологий» посредством оперативного внедрения соответствующих отечественных инновационных достижений. При этом в документе подчеркивается наличие в России необходимого потенциала (научного, образовательного и иного) для достижения ею «технологической независимости и конкурентоспособности» [13].

Однако в ходе проводимой сейчас работы основное внимание уделяется развитию технологий, а не проблемам науки, которые являются творцами новых технологий. Такой подход может быть оправдан в современных экстремальных условиях, но в стратегическом плане он неверный. Поэтому в рамках нашего анализа положение о свободе научного и технического творчества, закреплённое в ч. 1 ст. 44 Конституции РФ, будет рассмотрено с точки зрения возможностей максимально полной реализации свободы научного творчества.

Разработка права на науку в таком широком его понимании является сейчас одной из наиболее актуальных задач отечественной юриспруденции. Исследования в этой области могут осуществляться в русле двух взаимосвязанных направлений, включающих в себя:

  • раскрытие нормативного содержания тех прав человека, в которых абстрактное понятие «свобода научного творчества» находит своё конкретное выражение, построение соответствующих норм во внутренне непротиворечивый и беспробельный комплексный правовой институт или отрасль права и разработка предложений по оптимальному включению этого института или отрасли в систему права;
  • определение критериев (т. е. оснований и пределов) ограничения данных прав в соответствии с требованием ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека могут быть для защиты конституционных ценностей общего блага.

В конечном итоге речь идёт о создании максимально комфортных правовых условий для развития российской науки с учётом необходимых конституционных ограничений. Все иные действующие на данный момент ограничения, ориентированные на учёт международного регулирования, осуществляемого на уровне «мягкого права», должны быть проанализированы с позиций принципов и норм Конституции РФ, в соответствии с которыми и следует выстраивать правовую политику. Предварительный анализ действующего законодательства показывает, что подобная «инвентаризация» международного регулирования в сфере научно-технологического развития позволит выявить возможности правовых механизмов для расширения свободы научного творчества российских учёных в рамках обеспечения технологического суверенитета РФ.

Рассмотрим каждое из этих направлений в отдельности.

  1. На данный момент созданию благоприятной среды для реализации права на науку не уделяется надлежащего внимания в рамках той работы по обеспечению технологического суверенитета России, которая ведётся россий­скими органами законодательной и исполнительной власти. Показательна в этом плане недавно принятая Концепция технологического развития на период до 2030 года (далее - Концепция), где даётся понятие технологиче­ского суверенитета. Здесь сказано, что такой суверенитет обеспечивается путём «исследования, разработки и внедрения критических и сквозных тех­нологий ... и производства высокотехнологичной продукции, основанного на указанных технологиях» [23].
  2. Определение критериев ограничения права на науку осуществляется на основе положения ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом «в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». При конкретизации этих критериев применительно к праву на науку следует иметь в виду специфические для данной сферы проблемы. Прежде всего речь идёт о том, что на современном этапе своего развития наука всё в большей мере требует проведения научных экспериментов с участием человека и непосредственно на человеке. Таким образом в сферу регулирования научного права включаются субъекты с уязвимым онтологическим статусом (пациенты, испытуемые, доноры биоматериалов и т. д.), чей правовой статус нуждается в дополнительных гарантиях права на жизнь, достоинство, физическую неприкосновенность, охрану здоровья, личную и семейную тайну и т. д., что, в свою очередь, предполагает соответствующие ограничения прав исследователей. Кроме того, постчеловеческий потенциал ряда новейших технологий выносит в повестку дня проблемы защиты интересов человечества в целом. Ситуация усложняется тем, что в XXI в. действие технологий всё чаще и резче не вписывается в рамки национальных систем законодательства. Подобные технологии нередко называют праворазрушающими, поскольку они подрывает правовую систему изнутри, порождая комплекс сложнейших этико-правовых проблем, затрагивающих права человека

Несмотря на существующее обеспечения технологического суверенитета, есть ряд барьеров, которые затрудняют его достижение. Один из основных барьеров – это ограничения доступа к передовым технологиям со стороны других государств или корпораций. В условиях глобализации и открытости экономик страна может столкнуться с преградами при получении лицензий на использование или приобретении новейших технологий.

Также важным барьером является недостаток кадрового потенциала и инфраструктурных возможностей для разработки и производства передовых технологий. Возможности для обучения и подготовки специалистов, а также существующая научно-исследовательская база могут оказаться недостаточными для создания конкурентоспособных инноваций.

Одним из ключевых барьеров является недостаточное финансирование научно-технической сферы. Разработка новых технологий требует значительных затрат на научные исследования, инфраструктуру и перспективные программы. Недостаток финансирования может привести к отставанию в развитии передовых технологий [18, c. 89].

Защита интеллектуальной собственности является одним из ключевых аспектов обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации. В условиях быстрого развития информационных технологий и глобализации экономики, эффективная правовая система, способная обеспечить защиту прав собственников интеллектуальных прав, является необходимым фактором для создания конкурентоспособной научно-технической базы и привлечения инвестиций в отечественную инновационную деятельность.

Основными правовыми механизмами для защиты интеллектуальной собственности в РФ являются законы и нормативные акты, которые регулируют отношения, связанные с созданием, использованием и охраной объектов интеллектуальной собственности. Ключевым законодательным актом в этой области является Гражданский кодекс РФ, который определяет основные положения о защите авторских прав, патентных прав и других видов интеллектуальной собственности.

Гражданский кодекс РФ устанавливает правовые механизмы, обеспечивающие возможность регистрации и охраны объектов интеллектуальной собственности.

Важным аспектом защиты интеллектуальной собственности является также система патентных прав. Выдача патента подтверждает эксклюзивное право на использование изобретения в течение определенного времени. Данный механизм стимулирует инновационную деятельность, обеспечивая возможность получения экономической выгоды от разработки новых технологий.

Регулирование осуществляется также иными федеральными законами, в том числе принятыми на основании и во исполнение норм ч. 4 ГК РФ. В частности, специальные федеральные законы: федеральный закон от 30.12.2008 г. №316-ФЗ «О патентных поверенных» [5], в соответствии с данным законом происходит регулирование отношений, связанных с деятельностью в РФ патентных поверенных, определяются требования к ним, устанавливается порядок приобретения статуса, в том числе порядок аттестации и регистрации, а также определяются их права, обязанности и ответственность; иные федеральные законы [3]. А также указы Президента РФ [12], постановления Правительства [7] и ведомственные нормативно-правовые акты [10].

Однако, несмотря на существующие правовые механизмы для защиты интеллектуальной собственности в РФ, имеются и некоторые барьеры коммуникации между правообладателями и исполнительными органами. Один из таких барьеров – это сложности в получении информации о своих правах и возможностях их защиты. Многие авторы или правообладатели не всегда осведомлены о том, каким образом можно регистрировать свои объекты интеллектуальной собственности или каким образом можно пресечь незаконное использование своих прав.

Для устранения этого барьера важно проводить информационную работу среди правообладателей, ориентировать их на существующие механизмы защиты и предоставлять им доступ к необходимой информации. Это может осуществляться через создание специализированных интернет-порталов, консультационных центров или проведение образовательных программ для правообладателей.

Кроме того, одной из причин недостаточной защиты интеллектуальной собственности является также отсутствие эффективного механизма контроля и наказания за нарушение авторских прав или патентных прав. В РФ есть законодательные акты, предусматривающие ответственность за нарушение интеллектуальных прав (например, Уголовный кодекс РФ). Однако, не всегда возможно доказать факт нарушения или получить адекватное наказание для нарушителя.

Для решения данной проблемы необходимо усилить контроль со стороны исполнительных органов и органов правопорядка. Нужно разработать эффективные механизмы по выявлению и пресечению нарушений, а также ужесточить наказание для правонарушителей. Это позволит повысить уровень защиты интеллектуальной собственности и способствовать развитию инноваций в РФ.

Таким образом, в РФ существуют правовые механизмы для защиты интеллектуальной собственности, которые являются необходимой составляющей обеспечения технологического суверенитета страны. Однако, необходимо продолжать работу по улучшению коммуникации между правообладателями и исполнительными органами, а также усилить контроль и наказание за нарушение интеллектуальных прав. Только таким образом можно создать благоприятную среду для развития национальной научно-технической базы и привлечения инвестиций в отечественные инновации.

Эффективное использование результатов интеллектуальной деятельности, цифровой инфраструктуры оборота интеллектуальных прав является одним из основных показателей социально-экономического роста в стране и, как следствие, ее влияния в мире. Современный этап развития экономики Российской Федерации характеризируется обострением политических и экономических отношений с Евросоюзом, США и рядом иных недружественных стран, которые стремятся ослабить промышленный потенциал России, вводя санкции. В настоящее время принят десятый санкционный пакет, направленный на снижение темпов экономического роста и блокировки выпуска высокотехнологичной продукции, обеспечивающей национальную безопасность и технологический суверенитет Российской Федерации [16, c. 94-102].

Для выхода на рынок с радикально новой конкурентоспособной продукцией важным условием для успешной реализации жизненной стадии разработки и постановки продукции на производство является наличие механизма динамичного вовлечения в деловой промышленный оборот результатов интеллектуальной деятельности (далее - РИД).

Повышение эффективности управления РИД в области НИОКР является актуальным наравне с важностью развития самой сферы НИОКР в России и налаживания эффективного международного сотрудничества c учетом обеспечения гарантии технологического суверенитета и взаимодействия в данной сфере в современных геополитических условиях.

Необходимость решения задачи импортозамещения и повышения технологического суверенитета поставлена президентом РФ и решается правительством РФ уже более 8 лет, на основе разработанной программы импортозамещения [14]. С учетом сложившихся геополитических обстоятельств, в связи с проведением специальной военной резкое наращивание темпов замещения импорта продукции собственного производства  является приоритетным для обеспечения технологического суверенитета. На наш взгляд, решение данной задачи напрямую связано с вовлечением РИД в производственный оборот, полученный в области научных исследований.

Одним из основных факторов успешного обеспечения технологического суверенитета является коммуникация и сотрудничество как на внутреннем, так и на международном уровне. Взаимодействие специалистов, ученых, представителей бизнес-сообщества позволяет обмениваться опытом, передавать знания и создавать новые технологии.

Один из возможных механизмов коммуникации – это создание научно-технических конференций и форумов. Такие мероприятия позволяют участникам обсудить актуальные проблемы, представить свои научные разработки и идеи, а также найти партнеров для совместных проектов. В рамках таких конференций можно осуществлять обмен опытом и знаниями, что способствует повышению уровня научных и технических компетенций участников.

Создание национальных инновационных центров является еще одной возможностью для развития коммуникации в сфере технологического суверенитета. Такие центры объединяют представителей государства, бизнес-сообщества, науки и образования с целью создания благоприятной инновационной экосистемы. Разработка новых технологий, поддержка стартапов, проведение образовательных программ – все это способствует коммуникации между различными участниками инновационного процесса.

Важным элементом коммуникации в контексте технологического суверенитета является сотрудничество между государством и бизнес-сообществом. Государственная поддержка инноваций, развитие национальных технологических компаний, создание благоприятного регуляторного окружения – все это способствует взаимодействию между государственными и частными структурами. Такое сотрудничество позволяет использовать ресурсы и знания обеих сторон для достижения общих целей.

В настоящее время Российская Федерация активно стремится к обеспечению технологического суверенитета, то есть к достижению возможности самостоятельного развития и использования передовых технологий в интересах своей страны. Однако на пути к этой цели существуют определенные барьеры, которые затрудняют процесс создания и продвижения инноваций в рамках российской экономики.

Один из основных барьеров – это недостаточное количество интеллектуальной собственности (ИС) у российских компаний и организаций. ИС является ключевым фактором успешного развития и коммерциализации технологий. Она позволяет защищать права на результаты инновационной деятельности, а также предоставлять возможность для получения доходов от использования этих результатов. Однако малое количество заявок на патентование и регистрацию товарных знаков со стороны российских компаний указывает на недостаток интереса к защите интеллектуальной собственности.

Причиной низкого уровня защиты ИС в России являются, прежде всего, отсутствие соответствующей правовой культуры и недостаточная информированность предпринимателей о возможностях и преимуществах использования интеллектуальной собственности. Более того, отсутствие адекватных механизмов поощрения и поддержки инновационной деятельности может оказывать отрицательное влияние на развитие системы защиты ИС.

Еще одним барьером на пути к обеспечению технологического суверенитета является сложность взаимодействия между государственными и частными структурами в сфере инноваций. Недостаточная координация действий, отсутствие эффективного механизма коммуникации и сотрудничества между различными участниками экосистемы инноваций затрудняют процесс коммерциализации новых технологий [18,  c. 91].

Также следует отметить, что одним из основных барьеров является недостаточное финансирование инновационной деятельности. Российские компании испытывают сложности с привлечением инвестиций для разработки и внедрения новых технологий. Это связано как с высокими рисками и неопределенностью результатов инновационных проектов, так и с отсутствием эффективных механизмов государственной поддержки и стимулирования инноваций.

Другой значительный барьер – это отставание в области цифровизации и информационных технологий. Отсутствие достаточно развитой цифровой инфраструктуры, слабое использование современных информационных технологий и систем связи ограничивают возможности создания и продвижения новых технологических решений. Недостаточная доступность к высокоскоростным интернет-соединениям, низкое качество образования в области информационных технологий и недостаточное количество специалистов в этой области – все это препятствует развитию инновационного сектора и обеспечению технологического суверенитета.

Таким образом, на пути к обеспечению технологического суверенитета Российской Федерации существуют определенные барьеры, которые затрудняют процесс создания и продвижения инноваций. Это недостаток количества регистраций интеллектуальной собственности, сложность взаимодействия между государственными и частными структурами в сфере инноваций, недостаточное финансирование инновационной деятельности и отставание в области цифровизации. Для преодоления этих барьеров необходимо разработать эффективные механизмы поддержки инноваций, улучшить правовую базу в области защиты ИС, улучшить координацию действий между различными участниками экосистемы инноваций и активно развивать цифровую инфраструктуру страны.

В заключение можно сказать, что интеллектуальная собственность играет значительную роль в обеспечении технологического суверенитета Российской Федерации. Она является инструментом для защиты новых технологий и разработок, создания конкурентных преимуществ и привлечения инвестиций. Однако, необходимо преодолеть некоторые барьеры, такие как недостаточная осведомленность и сложности процедуры регистрации, чтобы полностью использовать потенциал интеллектуальной собственности. Кроме того, важно учитывать другие аспекты развития инновационной экосистемы для достижения технологического суверенитета страны.

В связи с обострением геополитических отношений в мире, одним из важнейших условий реализации прав человека и свобод является обеспечение суверенитета Российской Федерации. На данный момент для России наиболее важным аспектом является достижение технологического суверенитета страны. Решение этой проблемы требует переориентации научно-технологической политики на максимально полную реализацию свободы научного творчества, закреплённой в ч. 1 ст. 44 Конституции РФ.

Главные ориентиры для законодательства в области научно-технологического развития - это максимально комфортные правовые условия для развития науки с учетом тех ограничений, которые закреплены в Конституции РФ. С этой точки зрения необходимо тщательно проанализировать существующие ограничения, направленные на соблюдение международных норм «мягкого права», а также определить резервы повышения свободы научных исследований в России.

Список литературы

  1. О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 18.12.2006 № 231-ФЗ // Парламентская газета. 2006. 21 дек. № 214–215.
  2. О кредитных историях: федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ // Российская газета. 2005. 13 янв. № 2.
  3. О международных компаниях и международных фондах: федеральный закон от 03.08.2018 № 290-ФЗ // Российская газета. 2018. 6 авг. № 170.
  4. О рынке ценных бумаг: федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ // Российская газета. 1996. 25 апр. № 79 и т.д.
  5. О патентных поверенных: федеральный закон от 30.12.2008 № 316-ФЗ // Российская газета. 2008. 31 дек. № 267.
  6. О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединённых Штатов Америки и иных иностранных государств: федеральный закон от 04.06.2018 г. № 127-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 11.06.2018 г. № 24 Ст. 3394.
  7. О Федеральной службе по интеллектуальной собственности» (вместе с «Положением о Федеральной службе по интеллектуальной собственности»): постановление Правительства РФ от 21.03.2012 № 218 // Российская газета. 2012. 30 марта. № 70;
  8. О государственной регистрации распоряжения исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных по договору и перехода исключительного права на них без договора: постановление Правительства РФ от 24.12.2015 № 1416 // Собрание законодательства РФ. 2016. 4 янв. № 1 (часть II). Ст. 230 и т.д.
  9. Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов: приказ Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 483. URL: http://www.pravo.gov.ru;
  10. О реквизитах счета Роспатента для уплаты государственных, патентных и иных пошлин и платежей: приказ Роспатента от 14.12.2020 № 167. URL: http://www.consultant.ru;
  11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации".
  12. Указ Президента РФ от 24.05.2011 N 673 (ред. от 27.06.2012) "О Федеральной службе по интеллектуальной собственности".
  13. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (дата обращения: 02.01.2024).
  14. Государственная программа «Развитие промышленности и повышении ее конкурентоспособности» (Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. 328).
  15. Апрыщенко А.А., Мирошниченко Е.Б. Технологический суверенитет как стратегия будущего развития экономики // В сборнике: Национальная безопасность и государственное управление: задачи развития предпринимательства и обеспечения технологического суверенитета. сборник научных статей международной научно-практической конференции, приуроченной к 10-летию кафедры государственного, муниципального управления и экономической безопасности РГЭУ (РИНХ). Ростов-на-Дону, 2023. С. 10-15.
  16. Асанов С.О. Эффективное использование результатов интеллектуальной деятельности, полученных в сфере НИОКР // Вестник Академии. 2023. № 2. С. 94-102.
  17. Варнакова Г. Ф., Крылова К. С. Экономическая безопасность Российской Федерации в условиях специальной военной операции//Бизнес. Образование. Право. − 2023. − № 1. − С. 20 - 24.
  18. Приходько И.И. Теоретические аспекты концепции технологического суверенитета // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. 2022. Т. 8. № 4. С. 88-96.
  19. Сальников В.П., Масленников Д.В., Захарцев С.И., Морозов А.И. Ценностное основание суверенитета (к вопросу о суверенной государственно-правовой идеологии) // Юридическая наука: история и современность. – 2019. – № 11. – c. 149–162
  20. Сукпарова К.С., Паламарчук Е.А. Проблема обеспечения технологического суверенитета России в условиях западных санкций // В сборнике: Актуальные проблемы науки в исследованиях студентов, ученых, практиков. Сборник научных статей по результатам Международной научно-практической конференции. Ижевск, 2023. С. 1595-1601.
  21. Шкодинский С. В., Кушнир А. М., Продченко И. А. Влияние санкций на технологический суверенитет России//Проблемы рыночной экономики. − 2022. − № 2. С. 75 - 96.
  22. Tyulin A. E., Chursin A. A., Yudin A. V., Grosheva P. Y. Approaches for creating a digital ecosystem of an industrial holding// Commu-nications in Computer and Information Science. 2022. Т. 1552. pp. 433-444.
  23. Концепция технологического развития на период до 2030 года (пункт II). Утв. Распоряжением Правитель­ства РФ от 20 мая 2023 г. № 1315-р // Официальное опубликование правовых актов: [сайт]. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/document/0001202305250050 (дата обращения 14.20.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: