УДК 34

Уголовная ответственность за  финансирование терроризма в Исламской Республики Иран

Абдуллина Юлия Рестемовна – студент Юридического института Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы

Научный руководитель Манна Аммар Абдуль Карим – преподаватель Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы

Аннотация: Терроризм известен как одна из форм насилия с целью достижения различных требований на международной арене, которой может проявляться как индивидуально, так и в группах. Финансирование терроризма является разновидностью содействия террористической деятельности. В данной статье анализируется уголовная ответственность за финансирование терроризма в Исламской Республики Иран.

Ключевые слова: терроризм, уголовная ответственность, финансирование терроризма, Уголовный кодекс (Закон об исламских наказаниях), насильственные действия, международное право.

«Терроризм» – выбранный метод политических группировок и групп против правящего режима, которые прибегают к созданию страха и террора, чтобы свергнуть правящий режим. Терроризм – это сложная концепция, которая, хотя и считается политическим явлением, но также имеет множество правовых, экономических, культурных, социальных, психологических и пространственных измерений и может проявляться по-разному, например: массовые убийства, угоны самолетов, захват заложников и взрывы бомб. Все малые и большие, развитые и развивающиеся страны сталкиваются с проблемой терроризма, и эта проблема не ограничивается конкретным правительством или регионом. Так же играет важную роль географическое и геополитическое положение, в том числе неравномерное развитие страны, слабая коммуникационная сеть, бедность, этнические и религиозные различия с центральным правительством. Выше перечисленное является условиями деятельности террористических группировок, в том числе Джаиш аль-Адль (Аз-Залм). Джаиш аль-Адль (Аз-Залм) под руководством Фаруки (Абдулхамида Молазаде) опиралась на террористические акты, такие как: убийства людей, мученические убийства полицейских и сотрудников КСИР, пропаганда правительственного неравенства, распространение лжи, контрабанда товаров и людей и взаимодействие с правительствами, выступающими против режима и защищающими свои идеи, нарушили безопасность юго-востока страны. Посредством сложных разведывательных мер, группа, связанная с этой террористической группировкой, была уничтожена на границе силами разведки Исламской Республики Иран. В Иране создана целая система предупреждения терактов и усилен контроль на границах.

Порядок финансирования террористических движений совершается как за счет коммерческих компаний, так и за счет пожертвований частных лиц из арабских государств. Обеспечение деятельности организации на территории Исламской Республики Ирана осуществлялось также за счет средств, полученных путем грабежа населения, незаконного оборота наркотиков, продажи оружия, похищения людей с целью получения выкупа.

Иран в борьбе терроризмом имеет большой опыт. В рамках внутреннего законодательства в Иране принимаются законы, которые направлены на борьбу с терроризмом. Одной из форм борьбы с терроризмом является борьба с источниками его финансового обеспечения. В 2006 г. Иран принял закон о борьбе с отмыванием денег, в котором подчеркивается, что отмывание денег является важной частью финансирования терроризма. После принятия вышеназванного закона был принят новой закона о борьбе с финансированием терроризма в 2015 г.

Закон о борьбе с финансированием терроризма является регулирующим законом о мерах по борьбе с финансированием терроризма в Исламской Республики Иран. Исламский совет Ирана одобрил этот закон в 2015 году и указал примеры терроризма, рассматривая это деяние как преступление. Согласно этому закону, такие действия, как угон самолета, пиратство и взрывы в общественных местах, в сети общественного транспорта, на правительственных объектах или в инфраструктуре, считаются террористическими.

Согласно Закону о борьбе с финансированием терроризма Исламской Республики Иран умышленная и осознанная подготовка и сбор средств и имущества любым способом, независимо от того, имеет ли оно законное происхождение или нет, или использование всех или части полученных финансовых ресурсов, например, контрабанда валюты, получение финансовой помощи и денежных пожертвований, перевод денег, покупка и продажа ценных бумаг, а также прямое или косвенное открытие счета или предоставление кредита или осуществление какой-либо экономической деятельности лицами самостоятельно. Так же предоставление террористам или террористическим организациям, которые совершают одно из следующих действий, финансирование терроризма считается преступлением.

  1. Совершение или угроза совершения любого насильственного действия, такого как убийство, попытка насильственного действия, приводящего к тяжким телесным повреждениям, похищение, незаконное задержание и захват заложников, или заведомо насильственные действия против лиц, обладающих юридической неприкосновенностью или ставящие под угрозу их жизнь или свободу. Намерение влиять на политику решениями и действиями правительства Исламской Республики Иран, другие страны или международные организации, имеющие представительства на территории Исламской Республики Иран.
  2. Совершение следующих действий с целями, указанными в пункте (1) вандализм в отношении государственного и негосударственного общественного имущества и объектов нанесения серьезного ущерба окружающей среде, например, отравление воды и сжигание лесов, производство, приобретение, передача, транспортировка, техническое обслуживание, незаконная разработка или накопление, кража, мошенническое приобретение и контрабанда ядов, накопление и использование или угроза применение ядерного, химического, микробного и биологического (биологического) оружия. Пиратство, незаконный захват судна или осуществление незаконного контроля над ним, либо создание угрозы безопасности судоходства, уничтожения и причинения серьезного ущерба грузовому судну, его экипажу или пассажирам.

Выше перечисленные преступления признаются террористическими преступлениями в соответствии с внутренним законодательством Ирана и международными конвенциями. При финансирование терроризма виновный будет приговорен к наказанию лишение свободы от двух до пяти лет, в дополнение конфискация средств и имущества в пользу правительства. Все лица, осведомленные о преступлениях, подпадающих под действие настоящего закона, обязаны как можно скорее сообщить об этом в органы полиции и безопасности, в противном случае они будут приговорены к наказанию.

Иран играет ведущую роль в стабилизации Ближнего Востока, в подавлении террористов и содействии странам региона. Это стало возможным благодаря различным факторам, формирующим антитеррористический потенциал Ирана в мировой политике. Борьба Ирана с терроризмом имеет четкое правовое оформление. Она оформлена законами по борьбе с отмыванием денег и источниками финансирования терроризма, основанными на аналогичных документах ООН, и международными соглашениями, важнейшим из которых является Конвенция ОИС по борьбе с терроризмом.

Наряду с человеческими отношениями, уголовное право с огромной скоростью глобализируется. Чтобы не допустить побега преступников от наказания и преодолеть политические препятствия, которые затрудняют реализацию правил экстрадиции, представляется необходимым принять принцип универсальной юрисдикции в отношении важных международных преступлений, таких как финансирование терроризма. Кроме того, учитывая растущую угрозу таких преступлений и опасность для безопасности и стабильности международного сообщества, необходимо, чтобы виновные в таких преступлениях были идентифицированы как международные преступники, и чтобы все страны имели уголовную юрисдикцию для их преследования и наказания.

Список литературы

  1. Закон о борьбе с финансированием терроризма Исламской Республики Иран.Дата обращения 3 января, 2024. https://omidib.com/wp-content/uploads/2020/09/%D9%82%D8%A7%D9%86%D9%88%D9%86-%D9%85%D8%A8%D8%A7%D8%B1%D8%B2%D9%87-%D8%A8%D8%A7-%D8%AA%D8%A3%D9%85%DB%8C%D9%86-%D9%85%D8%A7%D9%84%DB%8C-%D8%AA%D8%B1%D9%88%D8%B1%DB%8C%D8%B3%D9%85.pdf.
  2. Мачитидзе Г.Г. Борьба Ирана с международным терроризмом. Вестник МГИМО-Университета.2020;13(5):252-265. Дата обращения 5 января, 2024. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2020-5-74-252-265.
  3. Ибрахими С. Позиция Ирана на региональной и международной арене // Хукумате ислами. 2005. № 4. С. 132—133. Дата обращения 24 декабря, 2023.
  4. Курис П.М. Международные правонарушения и ответственность государства. Вильнюс: Минтис, 1973. С.235, 236. Дата обращения 24 декабря, 2023.
  5. Джаббари Насир Хасан Потенциал Ирана в борьбе с международным терроризмом. Дата обращения 4 января, 2024. https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-irana-v-borbe-s-mezhdunarodnym-terrorizmom.

Интересная статья? Поделись ей с другими: