УДК 343

К вопросу совершенствования уголовно-правовой охраны половой неприкосновенности несовершеннолетних

Мустафаева Мавиле Муслимовна – студентка факультета Подготовки специалистов для судебной системы Российского Государственного Университета Правосудия.

Аннотация: Статья посвящена исследованию преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних. В частности, в работе приведены статистические показатели, свидетельствующие о существенном росте преступности. Автором проводится анализ уголовного законодательства в области преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, выделяет ряд практических недостатков, указывающих на необходимость внесения корректировок. Кроме этого, приведены идеи относительно улучшения действующей системы уголовного законодательства в целях предотвращения совершения преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

Ключевые слова: половая свобода, половая неприкосновенность, несовершеннолетний, уголовное наказание, права человека, преступление.

Процесс формирования правового государства имеет колоссальную ценность, поскольку направлен на верховенство жизни, здоровья, чести и достоинства личности. Кроме этого, правовое государство отожествляет соблюдение положений Конституции, в частности «признание прав и свобод человека наивысшей ценностью» [1].

Традиционно современный социум не акцентирует внимание на отдельной социальной группе, чьи права часто подвергаются нарушению – несовершеннолетним. Вместе с тем, уровень защиты такой части населения – инструмент, позволяющий сформировать общие статистические показатели эффективности действующей правовой системы. Необходимость выработки действенного механизма уголовно-правовой охраны несовершеннолетних является конституционной обязанностью уполномоченных органов.

Защита несовершеннолетних включает и предотвращение сексуальных нарушений в отношении них. Рассматривая половую неприкосновенность следует указать, что она представляет собой правовой режим, запрещающий реализовывать действия сексуальной направленности в отношении несовершеннолетних.

Подобный правовой режим регламентирован в пределах уголовного законодательства в отношении лиц, не достигших совершеннолетия «для создания благоприятных условий их физического и психического развития» [4, с. 338]. Понятие «половая свобода» предполагает гарантированную законом способность лица выбирать возможность или невозможность вести половую жизнь, а также осуществлять действия сексуальной направленности.

Поддубная Е.В. рассматривала половую неприкосновенность как «право каждого не подвергаться сексуальному насилию, право на защищенность от сексуальных посягательств» [3].

По мнению Якубова А.Е. «объектом половых преступлений в отношении несовершеннолетних является половая неприкосновенность, а также нормальное физическое, умственное и моральное развитие лиц, которые не достигли 16 лет» [5].

На данный момент санкции за преступления против половой свободы и половой неприкосновенности регламентированы в ст. 131-135 УК РФ. Преступления против половой свободы и неприкосновенности всегда несли тяжелый характер среди иных противоправных действий. Несмотря на законодательное урегулирование, статистика совершения таких деяний остается высокой. Так, по сведениям Судебного департамента при Верховном Суде РФ в промежуток с 2012 года по 2023 год число приговоров по данным статьям увеличилось более чем на полторы тысячи. Кроме того, показатели свидетельствуют о том, что в большинстве преступлений потерпевшая сторона – лицо, не достигшее совершеннолетия» [6].

В целом статистические показатели указывают на увеличение числа зарегистрированных преступлений в отношении несовершеннолетних, что указывает на необходимость совершенствования действующего законодательства.

Исследуя действующее уголовное законодательство, необходимо отметить следующее. Так, содержание ст. 131 и ст. 132 УК РФ не регламентирует отсылки на заведомую известность возраста несовершеннолетнего потерпевшего и признаков его достижения. Однако, учитывая принцип вины, закрепленный в общей части, при каждом рассмотрении дела следует устанавливать, что виновная сторона предварительно знал о несовершеннолетии потерпевшего или внешние признаки, указывали на данный факт.

Целесообразно, чтобы при наличии ошибочного убеждения относительно возраста потерпевшего исключалось вменение виновному субъекту данного квалифицирующего признака.

Кроме этого, внесенные корректировки в уголовное законодательно регламентировали особо квалифицирующие признаки, которые формируют более строгий вид наказания для лиц, имеющих судимость за ранее совершенное противоправное деяние против половой неприкосновенности несовершеннолетнего. Вместе с тем, с учетом иных квалифицирующих признаков к имеющим судимость за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности включают субъектов, с непогашенной или не снятой судимости за преступления в данной сфере.

Подобный момент характеризуется спорным характером и является специальным рецидивом, который ранее был закреплен в УК РФ, а после убран из более 70 составов преступлений. Основанием этому послужила не целесообразность учета судимости ранее, поскольку использование такого обстоятельства лишь для одного состава преступления противоречит системности и целостности уголовного закона.

Кроме этого, дискуссионной корректировкой уголовного закона является примечание, в котором указано, что «к преступлениям, предусмотренным пунктом «б» части четвертой настоящей статьи, а также пунктом «б» части четвертой статьи 132 настоящего Кодекса, относятся также деяния, подпадающие под признаки преступлений, предусмотренных частями третьей - пятой статьи 134 и частями второй - четвертой статьи 135 настоящего Кодекса, совершенные в отношении лица, не достигшего двенадцатилетнего возраста» [2]. Данное примечание указывает на отожествление изнасилование и насильственные действия сексуальной направленности, в отношении потерпевших моложе 14-летнего возраста: добровольное сношение, осуществление действий развратного характера. Наличие строгих мер ответственности за реализацию подобных незаконных действий не соответствует основанию уголовной ответственности, поскольку объективная сторона изнасилования и иных развратных действий – разная. В данном случае происходит использование уголовного закона по аналогии, что не сопоставимо с принципом законности. Развратные действия в отношении несовершеннолетнего необходимо разграничивать с сексуальным насилием, поскольку в них разная объективная сторона.

Таким образом, анализ законодательства и статистических показателей свидетельствует о том, что действующие меры уголовно-правовой охраны не способствуют снижению уровня преступности в области преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних. Высокие показатели можно расценить и как не совсем корректное применение законодательства. Так, в целях применения справедливого наказания к виновным, следует регламентировать невозможность применения нормы к субъекту в виду отсутствия сведений о потерпевшем, как о лице, не достигшем совершеннолетия или наличии ложных сведений о возрасте такого лица. Данный фактор позволит произвести соответствующую квалификацию содеянного преступного деяния.

Кроме этого, не целесообразным является приравнивание преступлений, которые носят насильственный сексуальный характер и осуществление развратных действий в отношении несовершеннолетнего, поскольку у них разная объективная сторона. В целом, для снижения уровня преступности необходим комплексный подход: совершенствование нормативных правовых основ в данной области и применение мер профилактики преступности, в частности проведение разъяснительных бесед в образовательных организациях в целях предоставления сведений о правилах поведения и защиты в подобных ситуациях. Применение подобных мер снизит показатели преступности и улучшит действующее уголовное законодательство.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1996 г., № 25, ст. 2954.
  3. Поддубная Е.В. Изнасилование и насильственные действия сексуального характера: автореф. дис. ...канд. юрид. наук. М., 2008. С. 24.
  4. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник для бакалавров / отв. ред. А.И. Рарог. М.: Проспект, 2017. С. 338.
  5. Якубов А.Е. Ужесточение наказания и проблемы совершенствования уголовного закона // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право, 2010. № 4. С. 24-35
  6. Данные судебной статистики // Официальный сайт Судебного департамента при ВС РФ. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 09.11.2023).