УДК 347.62

Эволюция института брака в России XVIII-XIX веках

Елизова Татьяна Николаевна – магистрант Забайкальского государственного университета

Научный руководитель Мерзлякова Ирина Станиславовна – кандидат культурологии, доцент кафедры Гражданско-правовых дисциплин, доцент кафедры Теории государства и права Забайкальского государственного университета

Аннотация: В статье автор даёт характеристику эволюции института брака и гендерных ролей в России XVIII-XIX веков в историко-правовом аспекте на основе   семейного законодательства.

Ключевые слова: институт брака в России, брачно-семейное законодательство XVIII-XIX веков, гендерные роли, положение жены, церковный брак, гражданский брак.

В России XVIII век – это век преобразований, которые затронули все сферы жизни общества. Усилиями Петра I Россия была провозглашена Империей. В этот период государство наращивает торговые и политические связи со странами Западной Европы. Активно учувствует в общемировых процессах. И как следствие, перенимает некоторые ценности и нормы иных культур, не теряя при этом своей самобытности. Грандиозные преобразования поменяли привычную жизнь общества, между людьми появлялись новые отношения, которые требовали специального законодательного урегулирования. Реформы законодательства, осуществлённые в это время на долгие годы определили правой характер жизни российского общества. С XVIII в России начинает формироваться наиболее объемлющая законодательная база в сфере брачно-семейных отношений.

Традиционные ценности семьи и общества того времени ярко отражены в «Домострое». Данный сборник наставлений регулировал правила духовной жизни, семейно-бытовых отношений, а также взаимоотношения между людьми на Руси на протяжении нескольких столетий. Семья рассматриваемого периода — это семья патриархального типа, во главе которой стоит отец, муж. Муж должен воспитывать свою жену, а жена во всём повиноваться мужу и советоваться во всех делах.  В главе 33 сказано: «Следует мужьям воспитывать жен своих с любовью примерным наставлением: жены мужей своих вопрошают о всяком порядке, о том, как душу спасти. Богу и мужу угодить и дом свой подобру устроить, и во всем покоряться мужу; а что муж накажет, с любовью и страхом внимать и исполнять по его наставлению и согласно тому, что здесь писано». В главе 39 «Да всякий бы день у мужа жена спрашивала да советовалась обо всем хозяйстве, припоминая, что нужно. А в гости ходить и к себе приглашать и пересылаться только с кем разрешит муж» [13]. То есть, все решения в семье принимал мужчина, жена самостоятельно ничего не могла сделать, только с ведома и разрешения мужа. В некоторой степени жена приравнивалась к ребёнку, которого следовало воспитывать, наставлять и опекать.

В России признавалась и существовала только церковная форма брака. Соответственно все вопросы заключения и расторжения брака относились к ведению церкви, но с XVIII века на семью начинает оказывать сильное влияние светская власть, законодательное регулирование брачных отношений становиться неотъемлемой функцией государства.

Указом от 3 апреля 1702 года Пётр I установил принцип добровольности вступления в брак. В указе говорилось: «а после сговору и обрученья жених невесты взять не похочет или невеста за жениха замуж идти не похочет же и в том быть свободе» [12]. Также родственники, как со стороны невесты, так и со стороны жениха обязаны были приносить присягу, подтверждая таким образам, что вступающие в брак сделали добровольный выбор, никем непринуждённый. При этом стоит заметить, «неволесвободные» браки продолжали заключаться во всех сословиях, где решение по поводу заключения брака по-прежнему принимали родители, опекуны, реже в зависимом крестьянском сословии помещики. Добровольный брак ещё совсем не совпадал с действительной реальностью государства, где при венчании требовалось согласие родителей. В 1714 году в указе «О единонаследии» произошло повышение возраста для вступления в брак женщинам до 17, мужчина до 20 лет «того для невольно в брак вступать ранее, мужеского пола до двадцати, а женского – до семнадцати лет» [15]. Интересным моментом представляется запрет на заключения брачного союза лицам старше 80 лет. Указ Синода 1744 года гласил: «Брак от бога установлен, – гласит указ, – для продол­жения рода человеческого, чего от имеющего за 80 надеяться весьма отчаянно» [20]. То есть основная цель брачного союза того периода заключалась в деторождении, если такового в силу возраста уже произойти не может, то и заключать брак незачем.  В 1714 году, по идеи Петра I, дворянам, желающим заключить брачный союз, нужно было сначала получить образование в области арифметики и грамматики, наличие знаний подтверждалось специальной справкой. А в 1722 году это требование прописывается в Уставе, запрещалось женить «дураков, которые ни в науку, ни в службу не годятся» [3]. С этого момента во всех приходах священники должны были вести учёт актов гражданского состояния. Военные реформы Петра I привели к повышению брачного возраста гардемарин Регламентом «О управлении адмиралтеиства и верфи и о должностях коллегии Адмиралтеискои, и протчих всех чинов при адмиралтеистве обретающихся» устанавливалось «запрещается гардемаринам без указа жениться, под штрафом 3 года быть в каторжной работе. А в Коллегии Адмиралтейской не позволять жениться ранее 25 лет. И чтоб о том было подлинное свидетельство, дабы в летах подставы и фальши не было…» [9]. В 1764 году «возрастной ценз» установился и для остального офицерства. С 1796 года все мужчины, относившиеся к военному сословию, обязаны были получать разрешение, чтобы пожениться, у полкового начальства.

С 1721 года, после окончания войны со Швецией за преобладанием на Балтике, были разрешены межконфессиональные браки (с католиками и лютеранами) [6], что оправдывалось привлечением европейских специалистов, которые могли бы в последующем заключать браки с русскими подданными по православным традициям. 

В XVIII в дворянском сословии начинает своё становление индивидуальное право на имущество, как следствие у женщин дворянок расширяются имущественные права, Указом Сената от 14 июня 1753 года «О порядке совершения крепостей от имени владельцев обоего пола на собственное имение каждого без различия» жёнам было разрешено «продавать их собственное имение без согласия мужей» [4]. После данного Указа правовые конфликты по поводу выяснения статуса имущества, принадлежащего мужу и жене, начатые ещё в начале века, усилились [16].

Со времен правления Петра I видоизменяется процедура расторжения брака. Всё чаще взамен церковным канонам стали использовать светское право. Бракоразводные процессы стали относиться к сфере деятельности Синода, который в свою очередь решал данный вопрос исходя из Уложения, Генерального регламента и из Свода Законов, а также из сложившихся в судебной практике обычаев в особых случаях, когда невозможно было разрешить споры ни по правилам церкви, ни по правилам, установленным в законодательных актах (судебный прецедент). В расторжение браков принимали участие и сами русские государи. Поводами к разводу служили: прелюбодеяние; двоебрачие (в таком случае законным оставался первый брак); неспособность к брачному сожитию; психическая болезнь; безвестное отсутствие, было дополнено тем, что после пятилетнего возращения супруг(а) не могли более вступать в брак; ссылка за совершение преступления (здесь по замечанию А. И.  Загоровского «на первый план поставлен интерес жён», что было ново для законодательства России); обращение одного из супругов из раскола в православие; покушение одного супруга на другого (в таких случаях чаще стали прибегать к разлучению); невозвращение из отпуска в течение двух лет в своё отечество военнопленного. Поводом к разводу также оставалось принятие монашества, но в некоторой степени не без оснований эта причина обеспокоивала власть, да и многими людьми воспринималась как покушение на святость и чистоту союза брачного, именно это и послужило тем, что  было введено возрастное ограничение ­­– 50-60 лет, наличие совершеннолетних детей, дозволение Синода. Для устранений на этой основе злоупотреблений, запрещалось жениться (выходить замуж) супругу, который остался в миру, но снова вступить в брак было вполне возможно при условии, если это разрешал Синод. Тем не менее, это повлияло на количество монастырей, в XVIII веке оно существенно уменьшилось, а пострижение в них молодых девушек стало редким случаем [19]. Стоит отметить, что в низшем сословии Российской Империи развод был крайне редким явлением. К важным условиям действительности брака относилось отсутствие между женихом и невестой родства, запрет в этом случае исходил от церковного права, родства не только кровного, но и духовного, возникновение духовного родства между супругами служило поводом к разводу.  Встречались случаи разводов по обоюдному согласию супругов, но такие разводы были очень сложными, поэтому супруги обращались за этим к духовным отцам и церковнослужителям, которые выдавали им отпускные письма [10].

Положение жены в XVIII веке устанавливалось по положению мужа. В случае заключения брака между свободными и крепостными в первой половине XVIII века, имел место быть принцип «по холопу раба, по рабе холоп», что соответственно означало утрату независимого (свободного) состояния супруга, заключившего брак с несвободным. Однако во второй половине XVIII века этот принцип свое значение потерял, а жена (свободная) получила дееспособность и правоспособность [11].

В XIX веке институт брака претерпел не столь значимые изменения. В 1810 году Церковным Собором был составлен перечень запрещенных степеней родства. Нельзя было заключать браки между восходящими и нисходящими родственниками, между боковыми родственниками до седьмой степени включительно. В светском законодательстве ограничения существовали только до четвертой степени бокового родства и свойства.  В 1832 году выходит Свод Законов Российской Империи, в который вошло брачно-семейное законодательство, нормы брачного права закреплялись в книге первой «О правах и обязанностях семейных» [1]. В главе первой были прописаны правила вступления в брак, как совершается брак, что может служить доказательством брачного состояния (главным доказательством брачного состояния служат метрические книги), в этой же главе указаны причины, по которым брак прекращается или расторгается.  Глава вторая посвящена бракам лиц других христианских исповеданий между собою и лицами грекороссийского исповедания. Указаны правила вступления в брак дипломатических чиновников, населения Польской Губернии и Финляндии. Глава третья о браках нехристиан между собой и с христианами. Статья 70 гласила «каждому племени и народу, не выключая и язычников дозволяется вступать в брак по правилам их закона, или по принятым обычаям, без участия в том гражданского начальства, или Христианского Духовного Правительства» [1]. И глава четвёртая освещает права и обязанности, от супружества возникающих (о личных правах и о правах на имущество). По правилам статьи 75 «жена именуется по праву мужа и не теряет такого права, если муж будет лишён своего состояния за преступление» В Своде законов Российской империи принцип раздельной собственности в браке был окончательно закреплен таким образом: «Имущество жены не только не становится собственностью мужа, но, независимо от способа и времени его приобретения (во время ли замужества или до него), муж браком не приобретает даже права пользования имуществом жены» [1].

«Развитие экономики современного типа и российского предпринимательства в XIX столетии вывело на общественную арену фигуру женщины-предпринимателя. В основном предпринимательницы принадлежали к купеческому и дворянскому сословиям, но также были мещанками, крестьянками, солдатками, женами и дочерями священнослужителей. Право личного владения собственностью, прописанное в русском брачном законодательстве, сыграло ключевую роль в возникновении значительного слоя женщин-предпринимателей» [18]. В 1857 году Законом «О дозволении выдавать купеческим женам свидетельства для производства отдельной от мужа их торговли». Женщины получили право самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью.  

Расторжение брака с 1841 год стало регулироваться Уставом духовных консисторий, главой пятой. Архиерей и консистория рассматривают и дела о признании законности или незаконности брака исходя из статьи 206 «по донесениям подчинённых епархиальному начальству мест и должностных лиц; по отношениям уголовных судов, если по делам, производящимся в них, возникнет сомнение в законности брака; по жалобам и донесениям частных лиц, если права их нарушаются  тем незаконным браком, или же в таких случаях, когда такой брак принадлежит к числу преступлений, влекущих за собой наказание уголовное» [17].

С 1845 муж не имел права избивать свою жену. В Уложении о наказаниях 1845 года, в отделении третьем о злоупотреблении прав и нарушении обязанностей супружества, статья 2075 гласила «За жестокое обращение с женою, обстоятельствами доказанное, особенно в случаях нанесения ей увечья или ран по жалобе супруги или её родителей подвергается наказаниям…» [2]. Наказание было определено в третьей главе этого же Устава и при условии, если супруг был христианского вероисповедания, предавался ещё и церковному покаянию.  Такую же жалобу мог подать муж на свою жену.

Изменения во внутренней политике второй половины XIX века существенным образом не оказали влияния на институт брака. В ходе проведённой судебной реформы Александром II в 1864 году утверждается Устав гражданского судопроизводства. В разделе третьем, книге третей «О судопроизводстве по делам брачным и законности рождения» [8] устанавливалось, что «суду гражданскому подлежат дела, сопряжённые с существованием законного брака гражданских личных и по имуществу правах, как самих супругов, так и рождённых от их брака детей» [8]. В других случаях брачные дела относились к судам духовным.

Проблемным вопросом в брачно-семейных отношениях Российской Империи можно считать браки раскольников. Такие браки не признавались православной церковью, а института гражданского брака не существовало. По правилам, утверждённым в 1874 году «Об установлении метрических книг для записи браков, рождения и смерти раскольников», браки старообрядцев стали записывать в метрические книги. «Раскольники, записанные в списках десятой ревизии мужем и женою, признаются состоявшимися в законном браке супругами, а показания по ревизии дети их почитаются их законными детьми, доколь правильность указанных показаний не будет опровергнута по суду…» [5].  Также указывалось, что «браки раскольников приобретают все гражданские отношения» через данную запись и последствия законного брака.  В последующем в Устав гражданского судопроизводства вошла глава «О производстве дел брачных и законности рождения у раскольников». По сути, данное явление можно назвать установлением гражданской формы брака. Однако, как замечает И. С. Бердников, «не чисто или безусловно гражданский брак», но со значительною примесью религиозно-бытовых элементов» [14].

Что же касалось браков ссыльных, то они регулировались Уставом «О ссыльных» [7]. Ссыльным дозволялось вступать в брак на пути на непреступницах. А в местах отбывания ссылки с разрешения местного начальства с соблюдением норм и правил, установленных законодательством.

В условиях социума патриархата XIX века статус зависимости жены в семье сохранялся, однако нельзя отрицать, что положительные тенденции всё-таки наметились и власть мужа над женой стала очерчиваться в законодательных рамах. Некоторая самостоятельность прослеживалась в отношениях имущественных, соблюдалась раздельность имущества: имели право на имущество, с которым вступали в брак. Муж не распоряжался имуществом жены. Всё чаще стали возникать разногласия между правом и традицией. С развитием паспортной системы в Российской империи, право женщин на его получение было ограничено, получали их только мужчины, в нём прописывались все его дети и жена, которая получить паспорт могла лишь с разрешения мужа (стали выдаваться в 1914 году). Паспорт ещё раз подчёркивал неравенство в статусах между супругами. На фоне всех политических и экономических событий на протяжении двух столетий, когда в странах западной Европы устанавливался гражданский брак, в Российской империи институт брака был представлен в церковной форме.

Таким образом, для каждого периода в истории российского государства характерны свои особенности в регулирование института брака, свой набор правил и норм, определяющих поведение мужчин и женщин, как установленных законом, так и сформированных культурой человеческого общежития.  В XVIII веке брачные отношения в Российской империи в некоторой степени «европеизируется», сохраняя при этом традиционные для российской культуры особенности. Государственная власть всё чаще обращает внимание на семью, на брак, осознавая их ценность для стабильного существования. Церковь отныне не единственный регулятор супружеской жизни. Новые идеи, проникающие из соседних западноевропейских государств, всё больше наталкивают правителей самодержавной Российской империи на введение светского регулирования некоторых неотъемлемых положений в сфере брачных отношений. Реформаторские идеи петровской эпохи положили начало свободного выбора брачного партнёра, повышения брачного возраста и некоторых других требований для вступления в брак, например, получение образования для дворян стало допуском к женитьбе (замужеством). Видоизменялась процедура расторжения брака, поводы к разводу устанавливались законодательно.

Изменения во внутриполитическом устройстве то и дело требовали расширений прав женщины, но дух домостроевской семьи ещё был очень силён. И его преодоление продолжалось ещё долго. Однако, у женщин высших слоёв общества расширяются имущественные права. Дворянки имели право наследовать имущество отца, если в семье не было сыновей, жёны купцов могли управлять имениями мужей в периоды их отъездов. Стараниями императриц, находящимися у престола большую часть восемнадцатого столетия, стала слаживаться женская интеллигенция.

В XIX веке брачное законодательство оформилось в Своде Законов Российской Империи и получило упорядоченный характер. Гражданскому суду начали подлежать дела по имуществу супругов и их детей. Законодательно продолжала признаваться исключительно церковная форма брака к тому, как в странах Запада уже существовала гражданская. Явно назревал конфликт между правом и традицией.

Список литературы

  1. Свод законов Российской империи 1857 г. (утратил силу) – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pravo.gov.ru. (дата обращения: 25.11.2023).
  2. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 год (утратил силу) – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://viewer.rusneb.ru (дата обращения: 20.11.2023).
  3. О свидетельствование дураков в сенате: именной указ [от 6 апреля 1722 г. (утратил силу)] – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://viewer.rusneb.ru/ru (дата обращения: 20.11.2023).
  4. О порядке совершения крепостей от имени владельцев обоего пола на собственное имение каждого без различия: указ [от 14 июня 1753 г. (утратил силу)] – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru (дата обращения: 20.11.2023).
  5. Об установлении метрических книг для записи браков, рождения и смерти раскольников – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://viewer.rusneb.ru (дата обращения: 23.11.2023).
  6. Послание Святейшего Синода к православным о беспрепятственном им вступлении в брак с иноверцами [от 18 августа 1721 г. (утратило силу)] – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docs.historyrussia.org/ru (дата обращения: 20.11.2023).
  7. Устав о ссыльных 1822 г. (утратил силу) – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rusneb.ru (дата обращения: 20.11.2023).
  8. Устав гражданского судопроизводства 1864 г. (утратил силу) – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rusneb.ru (дата обращения: 20.11.2023).
  9. О управлении адмиралтеиства и верфи и о должностях колегии Адмиралтеискои, и протчих всех чинов при адмиралтеистве обретающихся: регламент [от 5 апреля 1722 г. (утратил силу)] // Санкт-Питербургская типография. – 1722. – № 2. – 185 с.
  10. Загоровский А. И. Курс семейного права: учеб. / А. И. Загоровский. – М.: Зерцало-М, 2014. – 486 с.
  11. Смыкалин А. С. Каноническое право: на примере Русской православной церкви XI-XXI вв.: учеб. пособие. / А. С. Смыкалин. – М.: Проспект, 2017. – 400 с.
  12. Клеандрова В. М. Законодательство Петра I / В. М. Клеандрова и др. – М.: Юридическая литература, 1997. –  878 с.
  13. Колесов В. В. Домострой – 3-е изд. / В. В. Колесов, В. В. Рождественская ­– СПб: Наука, 2007. – 427 с.
  14. Бердникова И. Заметка по вопросу о раскольническом браке / И. Бердникова. – Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1895. – 43 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov/zametka-o-raskolnicheskom-brake (дата обращения: 23.11.2023).
  15. Маньков А. Г. Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Законодательство периода становления абсолютизма Т.4. / А. Г. Маньков. – М.: Юридическая литература, 1986. – 511 c.
  16. Маррезе М. Л. Бабье царство: Дворянки и владение имуществом в России (1700-1861): книга / М. Л Маррезе. – М.: Новое литературное обозрение, 2009. – 363 с.
  17. Палибин. М. Н. Устав духовных консисторий / М. Н. Палибин. – СПб.: Тип. М. Меркушева, 1900. – VIII, – 232 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.prlib.ru (дата обращения: 20.11.2023).
  18. Ульянова Г. Купчихи, дворянки, магнатки. Женщины-предпринимательницы в России XIX века. / Г. Ульянова. – М.: НЛО. – 2021, 354 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.litres.ru (дата обращения: 19.11.2023).
  19. Лушников А. М. Гендер в законе: монография / А. М. Лушников – М.: Проспект, 2015. – 481 c. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rulit.me/books/gender-v-zakone-monografiya-download-482656.html (дата обращения: 20.11.2023).
  20. Журналы и определения Правительствующего Сената 1744-1746 г.г. // Сенатский архив. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rusneb.ru (дата обращения: 20.11.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: