УДК 34

Административная ответственность за нарушения в сфере жилищных отношений

Шитов Александр Эдуардович – студент магистратуры Юридического факультета Финансово-промышленного университета «Синергия»

Аннотация: Ответственность за нарушение законодательства – это государственное обеспечение, выраженное в понуждении правонарушителя нести обязанность, представляющую собой отрицательные последствие его совершенных правонарушений - лишения личного, имущественного и организационного характера. Сфера жилищных правоотношений не является исключением, за нарушения таковой законодатель, в основном, предусматривает административную и гражданскую ответственность для виновных.

Ключевые слова: административная ответственность, нарушения в сфере жилищных отношений.

Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливается ответственность, предусмотренную законодательством за виновное нарушение правил пользования жилыми помещениями, санитарного содержания мест общего пользования, лестничных клеток, лифтов, подъездов, придомовых территорий; в самовольном переоборудовании и перепланировке жилых домов и жилых помещений и использовании их не по назначению; в нарушении правил эксплуатации жилых домов, жилых помещений и инженерного оборудования, в бесхозяйственном их содержании. В том числе речь идет и об административной ответственности.

Административная ответственность в области жилищных отношений должна отвечать основным принципам законодательства об административных правонарушениях, которые нашли свое отражение в КоАП РФ. Именно они составляют его организационную основу и предопределяют основные границы правомерного и должного поведения абсолютно всех без исключения участников административных правоотношений. На данных принципах также строится и комплекс охраны общественных отношений в рассматриваемой области правоотношений.

Административные правонарушения жилищного законодательства представляют собой самостоятельную группу отношения, урегулированных нормами права и направленных на удовлетворение жилищных потребностей граждан, состоящие из жилищных отношений, отношений в сфере управления коммунальным хозяйством, отношений по предоставлению гражданам коммунальных услуг, ремонту и эксплуатации жилищного фонда, по созданию надлежащих условий для комфортного проживания, которые в совокупности составляют жилищно-коммунальную сферу [3].

Таким образом, жилищно-коммунальная сфера охватывает следующие группы общественных отношений, которые охраняются законодательством об административных правонарушениях, состоящих из: жилищных отношений, отношений по коммунальному обслуживанию населения и отношений по благоустройству территорий, которые по отдельности имеют самостоятельные объекты административных правонарушений.

Данный вид правоотношений обладает сложной структурой, что влечет за собой необходимость обособления специальных субъектов административных правонарушений в жилищной сфере. Таковыми, в частности, являются граждане, обладающие правом пользования жилыми помещениями, должностные и юридические лица.

Основная цель такого рода ответственности сводится к охране общественных отношений в жилищной сфере, реализации конституционного права граждан на жилище, что достигается посредством принуждения субъектов таких правоотношений к выполнению определенных правил и требований жилищного законодательства.

Исходя из особенностей объекта рассматриваемой группы административных правонарушений, можно сделать вывод, что административное правонарушение в жилищной сфере – это общественно опасное, противоправное, виновное деяние физического или юридического лица, нарушающего нормы жилищного законодательства, за которое установлена административная ответственность нормами административного законодательства.

На сегодняшний день КоАП РФ не предусматривает отдельной главы, которая бы была посвящена административным правонарушениям в области жилищных правоотношений. Это связано с тем, что они имеют достаточно сложный объект, следовательно, нельзя их объединить в одну отдельную главу.

Можно привести самые распространенные из таких правонарушений.

Так, ст. 40 ЖК РФ [1] определяет правила изменения границ между помещениями в многоквартирном доме. В случае, когда происходит изменение этих границ, появляются новые жилые объекты и связанные с ними права. Практике известны случаи, когда увеличивается площадь не жилого помещения, а вспомогательного. Собственник одного из жилых помещений может произвести такие расширения за счет общего имущества всех собственников многоквартирного дома. Таким образом, такой собственник будет нести только лишь гражданско-правовую ответственность, поскольку данные действия не будут охватываться составом ст. 7.21 КоАП РФ.

Аналогичным образом, не будет наступать административная ответственность и по обеспечению сохранности общего имущества в многоквартирном доме собственниками помещений в таком доме, установленная ст. 30, ст. 39 ЖК РФ.

Однако, КоАП РФ [2] предусматривает ответственность за самовольную перепланировку и переустройство жилых помещений в многоквартирных домах. Тогда как очевидным пробелом в законодательстве является отсутствие такой ответственности за перепланировку нежилых помещений в том же объекте.

Самым распространенным административным правонарушением является нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 7.22. КоАП РФ.

Одной из наиболее актуальных проблем в данной части является определение субъекта правонарушения и порой порождает массу дискуссий. На законодательном уровне отмечается коллизия в праве любого уровня в части определения субъекта этого правонарушения. Это обусловлено тем, что собственники жилого помещения обязаны исполнять возложенные на них обязанности по поводу содержания общего имущества многоквартирного уровня, а также обязаны нести расходы. Однако, ответственность за ненадлежащее исполнение таких обязанностей, почему-то отсутствует. Таким образом, наблюдается нарушение принципа равенства всех перед законом, о котором провозглашено в ст. 1.4 КоАП РФ. Это, полагаем, является поводом для обсуждения и уточнения.

Анализ правоприменительной практики показывает, что наиболее частными поводами для отмены постановлений по данной категории дел являются сроки привлечения к административной ответственности, неправильная квалификация правонарушений, нарушение процедуры оформления протоколов, недоказанность правонарушения и отсутствие вины, реже – нарушение порядка привлечения к административной ответственности.

Для того, чтобы граждане были обеспечены нормальными условиями для проживания, которые бы соответствовали требованиям, установленным законом, необходимо, чтобы управляющая организация устраняла недостатки и неисправности вовремя, а также предпринимала все необходимые меры для минимизации негативных последствий. В этой связи, существует реальная необходимость в оптимизации полномочий жилищных инспекций, в том числе в части разграничения полномочий и упорядочивания их действий. Поскольку низкая результативность всегда влечет за собой неэффективность работы контролирующего жилой фонд органа, это закономерно влечет безнаказанность правонарушителей в данной области. Следовательно, необходимо ужесточение санкций ст.ст. 7.21 – 7.23 КоАП РФ.

Подводя итог, можно заключить, что в рамках данной тематики обозначена лишь малая часть проблем в области соблюдения жилищного законодательства и ответственности за его нарушение. В первую очередь было обращено внимание на те административные правонарушения, которые отнесены к жилищно-коммунальной сфере и пронизывают весь институт административной ответственности в данной области.

Список литературы

  1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 14.11.2023) // «Собрание законодательства РФ», 2005, № 1 (часть 1), ст. 14.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023) // «Собрание законодательства РФ», 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
  3. Конева О.И. Правовая природа административной ответственности за нарушение законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Вестник науки. 2023. № 4 (61). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-priroda-administrativnoy-otvetstvennosti-za-narushenie-zakonodatelstva-v-sfere-zhilischno-kommunalnogo-hozyaystva (дата обращения: 28.11.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: