УДК 324

Расклад политических сил в Республике Корея в преддверии предстоящих парламентских выборов в 2024 году

Иванов Антон Вячеславович – лаборант-исследователь Центра научно-аналитической информации Института востоковедения РАН.

Ефименко Анастасия Александровна – магистрант кафедры Политологии Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета.

Аннотация. В статье рассматриваются исторически сложившийся расклад политических сил в Южной Корее, а также его особенности в преддверии планирующихся в апреле 2024 года выборов в Национальное собрание. Анализируются существующие разногласия между правящей, оппозиционной партией и президентом Республики Корея.

Ключевые слова: выборы, Республика Корея, Южная Корея, парламентские выборы, правящая партия, оппозиционная партия, политический рейтинг, расклад политических сил.

История вопроса

Корея имеет сложное геостратегическое положение, поскольку она зажата между тремя крупными державами (Китай, Япония и Россия). Борьба за влияние на Корейский полуостров привела к его оккупации в 1910 году Японией, которая закончилась только безоговорочной капитуляцией Японской империи в августе 1945 года. После «резкого завершения войны на Тихом океане» специальное предложение Дина Раска (который позже стал госсекретарем США), страна была разделена по 38-й параллели, южная часть страны была фактически оккупирована Соединенными Штатами. С началом Холодной войны, 15 августа 1948 года, в южной части Корейского полуострова была создана Республика Корея.

Республика Корея имеет классическую политическую систему, разделенную на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти по принципу разделения властей. Законодательной властью является Национальная ассамблея Республики Корея, состоящая из членов, избираемых непосредственно народом, а исполнительную власть возглавляет Президент Республики Корея, который избирается на всенародных выборах, и назначает членов кабинета министров. Судебная система, высшим органом которой является Верховный суд Республики Корея, осуществляет свою деятельность на основании законов, принятых законодательным органом. В стране существует президентско-ориентированная система, в которой президент является одновременно главой правительства и главой исполнительной власти.

Между тем, несмотря на президентскую систему, члены Госсовета, входящие в состав кабинета министров, могут одновременно исполнять обязанности членов Национального собрания, которое в свою очередь может оказывать сильное давление на исполнительную власть путем проведения специальных слушаний. Кроме того, назначается премьер-министр, который не являясь главой правительства, контролирует работу членов Государственного совета. Вместе с тем, поскольку это, по сути, президентская система, импичмент президента Национальным собранием требует судебного решения Конституционного суда, в отличие от недоверия кабинету министров в парламентской системе [1]. Стоит отметить, что президент не обладает полномочиями по роспуску Национального собрания.

В период господства милитаристского авторитарного режима с начала 1960-х до середины 1980-х годов, политические партии были маргинализированы, поскольку президент играл роль марионетки в целях укрепления культа правящей партии и всяческого оправдания правильности ее действий и принимаемых решений. Ситуация изменилась с переходом от авторитаризма к хорошо функционирующей демократии в конце 1987 года и до 2020 года более 36 различных партий приняли участие в национальных выборах. Анализ показывает, что двумя основными фракциями являются консервативная и левоцентристская.

Основная левоцентристская партия – Демократическая партия была основана в 1995 году Ким Дэ Чжуном, и его первоначальное название было «Национальный конгресс новой политики». Ким Дэ Чжун был первым лидером оппозиции, ставшим избранным президентом в 1997 году; его преемник Но Му Хён также ранее работал под началом Кима.

Президент Мун (занимал должность с 2017 по 2022 год) – занимал должность старшего секретаря Ро по гражданским делам до вступления в должность президента [2]. Партия поддерживает расширение прав человека, улучшение отношений с Северной Кореей, а экономическая политика описывается как «новый прогрессизм».

Консервативная Народная партия берет свое начало с 1997 года, после формирования Великой национальной партии, возникшей из-за слияния трех ранее существовавших партий. Самыми большими успехами партии стали победа в 2008 году на президентских выборах ее кандидата Ли Мён Бака и в конце 2012 года Пак Кын Хе (дочери Пак Чон Хи, которая стала президентом в результате военного переворота в 1961 году). В целом партия выступает за реформу фискальной политики, развитие рыночной экономики и осторожность в отношениях с Северной Кореей [3].

Роль женщин в корейской политике также возросла после перехода в 1987 году к демократической системе. В первые годы демократии женщины не были широко представлены в политике. Поскольку избирательные реформы начала 2000-х годов, которые, среди прочего, рекомендовали гендерную квоту в 30% для кандидатов в партийных списках, ситуация постепенно улучшалась. В 2004 году рекомендуемые гендерные квоты для этих списков были увеличены до 50% для выборов всех уровней. Женщины и мужчины теперь должны чередоваться в партийных списках, а соблюдение квот является обязательным на региональных и муниципальных выборах.

Как следствие, доля женщин, избранных по пропорциональному представительству, система значительно выросла, достигнув 25 (из общего числа 47 мест по пропорциональной системе). Общее количество женщин-парламентариев (в том числе в одномандатных округов) медленно, но неуклонно росло, достигнув 51 в Национальном собрании 20-го созыва; в нынешнем 21-м Национальном собрании 19% (57 представителей) членов составляют женщины. В 1988 году женщины составляли 15,7% всех членов, в 2008 году уже 29,9%, а в нынешнем – 40,4%. Доля мест, зарезервированных для женщин-членов муниципальных советов, была чрезвычайно низкой в 1990-х годах, но она также увеличилась после введения мест пропорционального представительства в начале 21 века достигнув 28,3%.

Текущий расклад политических сил

Стоит отметить, что в Южной Корее в преддверии апрельских выборов в этом году, была создана новая политическая партия. Ли Джун Сок, который возглавлял правящую партию «Сила народа», когда президент Юн Сок Ёль вступил в должность в 2022 году, провел в январе 2024 г. в Сеуле учредительный съезд по формированию партии «Новые реформы», покинув «Силу народа» в декабре 2023 года [4]. Он заявил, что партия «Новые реформы» будет заниматься продвижением политических идей населения, обеспокоенных будущим страны. Ли уверен, что после победы на выборах в апреле сможет осуществить реформы, которые позволят выйти Республике Корея на новый уровень развития во всех сферах деятельности. Бывший премьер-министр Ли Нак Ён, который вышел из основной оппозиционной Демократической партии вместе с тремя другими ее членами, также стремится сформировать новую партию. В поздравительном обращении к съезду партии «Новые реформы» бывший премьер-министр заявил, что его группа понимает, какие изменения и политика необходимы, и призвал третьи стороны работать вместе для решения «задач века». Однако неясно, смогут ли новые партии привлечь поддержку тех, кто критикует правящую партию и крупнейшую оппозиционную партию, которая, по мнению некоторых, озабочена конфликтом из-за того, что не решает экономические вопросы, важные для народа.

В целом, в Южной Корее, на фоне проводимой внешней политики, постепенно нарастает недовольство как правящим президентом страны Юн Сок Ёлем, так и в целом работой действующего законодательного органа. Как оппозиционная «Демократическая партия» (занимает 169 из 300 мест в Национальном собрании), так и правящая консервативная партия «Сила народа» (занимает 114 мест) критикуются избирателями. Общественное мнение по поводу возможных победителей в предстоящих в апреле 2024 г. парламентских выборах остается неоднозначным из-за отсутствия явных фаворитов.

Рейтинг одобрения действующего президента к настоящему времени упал до 31,6% (на момент избрания в 2021 г. составлял 52%), поддержка консервативной партией «Сила народа» Юн Сок Ёля составляет 35%, а Демократической партией – 32%. Касаемо вопроса об участии во всеобщих выборах в 2024 г., 49% избирателей надеются на победу оппозиции, что позволит им и дальше контролировать деятельность правительства и влиять на его курс, и 37% желают победы правящей партии, поддерживающей курс действующего правительства.

Низкий рейтинг поддержки президента является следствием недовольства общественности его государственной деятельностью. Подход Юн Сок Ёля к управлению государством, сосредоточенный на укреплении альянса между Республикой Кореей и США, восстановлении отношений между с Японией в рамках проводимого им курса позволил ему улучшить взаимоотношения с США и странами Запада. Однако в тоже время уничтожил всю проведённую ранее работу предыдущей администрации по налаживанию отношений с Северной Кореей, отменив договоренности Сеула и Пхеньяна по безопасности и подтолкнув КНДР к ускоренному развитию своих ракетно-ядерных программ [5; 6].

Политические силы Южной Кореи все больше расходятся во мнениях по всем ключевым вопросам развития страны и обеспечения ее безопасности. В ходе проведенных в январе 2024 г. парламентских слушаний, в очередной раз были подтверждены намерения укреплять взаимоотношения с США, странами ЕС и Японией на фоне роста сотрудничества КНДР, Китая и России, что вызвало негативную реакцию как внутри страны, так и за рубежом, в первую очередь со стороны Китая и России, которые, являясь соседними странами, остаются серьезными проблемами для правительства Южной Кореи, учитывая растущее соперничество США с Китаем и проводимую Россией специальную военную операцию на Украине [7; 8].

Другой причиной снижающегося рейтинга действующего президента являются сказывающиеся последствия отсутствия у него ранее опыта публичных выступлений и в целом политического прошлого, что приводит к регулярным конфликтам в медиапространстве из-за различного рода оговорок или двусмысленных заявлений. Кроме того, многие СМИ находятся под контролем его политических противников, в результате чего подобные ситуации немедленно предаются широкой огласке и активно критикуются.

Одним из последних подобных случаев произошел в сентябре 2022 г., когда в ходе визита в Вашингтон, после непродуктивных переговоров с американским президентом Д. Байденом, Юн Сок Ёль в кулуарах нецензурно оценил работу президента США и конгресса, что было зафиксировано журналистом продемократического Южнокорейского новостного канала «Munhwa Broadcasting Corporation» и предано огласке. Как следствие, в дальнейшем данный канал был исключен из официального пула, а президент Южной Кореи, в связи с этим обвинен в давлении на СМИ и свободу слова, что также негативно повлияло на его рейтинг [9].

Все больше избирателей критикуют обе партии, заявляя об их некомпетентности, безответственности, отсутствия понимания ситуации и конкретной политической программы по решению существующих неотложных проблем, стоящих перед страной. Трагедия в Сеуле в октябре 2022 г., когда массовая давка унесла жизни 159 человек, рассматривается как конкретный пример безответственной политики Юн Сок Ёля, в части проблем обеспечения общественной безопасности.

Инцидент спровоцировал конфликт между администрацией президента и законодательным органом, возглавляемым оппозиционной партией. Наложенные президентом вето на выдвинутые оппозицией законопроект в поддержку профсоюзов, известный как «Желтый конверт», законопроект о медсестрах, который определял бы роли и обязанности медсестер, поправку к законопроекту о зерне (требовала покупки правительством излишков риса), а также на их запрос о проведении специального расследования, с связи с обвинениями первой леди Ким Кеон Хи в возможных махинациях акциями компании «Датчер Моторс» являются еще одними примерами сложной внутриполитической ситуации, которая характеризует президентство Юн Сок Ёля. Оппозиция также часто использует свое большинство в законодательном органе для блокирования инициатив правящей партии.

Результатом подобного конфликта является низкая эффективность работы правительства, за время его деятельности только 36 из 144 правительственных предложений были одобрены парламентом. Единственным случаем, когда правящая партия и оппозиция продемонстрировали единогласность, стало состоявшееся в начале 2024 г. в парламенте голосование по законопроекту, запрещающему разведение собак на убой, а также разделку, распространение и продажу мяса собак. Законопроект был принят 208 голосами «за» при двух воздержавшихся. Однако ситуация не становится лучше и оппозиционная демократическая партия, прогнозируемо, будет продолжать подобную практику наложения вето на предложения правительства и попыток одностороннего продвижения собственных инициатив, как минимум, до всеобщих выборов в апреле этого года [10].

Растет внутреннее недовольство не только в связи с низкими темпами роста экономики, но и из-за нерешенных проблем невысокого уровня рождаемости, старения населения и вопросов национальной и международной безопасности [11]. Для того чтобы иметь возможность осуществить необходимые политические реформы и улучшить сложившуюся ситуацию, Юн Сок Ёль нуждается как в сотрудничестве со стороны оппозиционной демократической партии посредством открытого диалога и компромисса, так и в общественной поддержке, с чем в настоящее время испытывает большие сложности. Президент Южной Кореи избирается на пятилетний срок, и если его партия «Сила народа» останется в меньшинстве в парламенте по итогам апрельских выборов, то Юн Сок Ёль окажется в крайне сложной политической ситуации до конца своего президентства.

Если же правящая партия «Сила народа» победит на выборах, назначенных на апрель, и займет большинство в парламенте, то она, вероятно, будет проводить экономическую политику, которая включает в себя борьбу с влиятельными профсоюзами и сокращение регулирования бизнеса.

Однако и оппозиционная Демократическая партия, которая сейчас имеет большинство в парламенте, уже несколько месяцев сталкивается с трудностями, поскольку ее лидеру Ли Джэ Мёну предъявлено обвинение во взяточничестве. Более того в начале января 2024 г. он был госпитализирован в реанимацию в связи с нападением на него с ножом неизвестного и последующего ранения в шею, что вызвало резонанс в обществе. Многие члены партии обеспокоены тем, что он стал неудобным лидером в связи с повышенным к нему вниманием на фоне подобных негативных событий и что он, возможно, не сможет сосредоточить свое внимание на выборах, будучи втянутым в длительную судебную тяжбу и проблемами со здоровьем.

В целом, на девяти всеобщих выборах в период с 1988 по 2020 год правящая партия не смогла обеспечить большинство в Национальном собрании только дважды: в течение третьего года правления администрации Ким Дэ Чжуна (2000 г.) и четвертого года правления администрации Пак Кын Хе (2016 г.). Правящим партиям, как правило, удавалось сохранить власть за счет внутренних реформ или благодаря внешним факторам, таким как импичмент Пак Кын Хе и принятые администрацией Мун Чжэ Ина меры по борьбе с пандемией COVID-19, которые оказали свое влияние на выборы 2020 года [12]. В пятый год своего существования (2012 г.) администрация Ли Мён Бака имела крайне низкий рейтинг одобрения в 20%, но бывшая консервативная оппозиционная партия «Свободная Корея» и Пак Кын Хе, временный ее лидер в то время, эффективно дифференцировали себя от действующего президента в своих кампаниях. В том же году им удалось получить большинство в Национальном собрании, заняв по итогу 152 места.

В этом отношении успех партии «Сила народа» и временного лидера Хан Дон Хуна на всеобщих выборах в этом году, вероятно, будет зависеть от их способности публично дифференцировать себя от президента Юн Сок Ёля, рейтинг одобрения которого падает. Политическое будущее Хана, потенциального будущего кандидата в президенты, будет зависеть от результатов предстоящих выборов. Он находится в затруднительном положении, поскольку у Юна еще осталась значительная часть его срока, однако если Хан не откажется от своей позиции, согласно которой президент и правящая партия действуют согласованно, это может негативно сказать в будущем на рейтинге его партии.

По сути, подобные отношения между администрацией президента и правящей партией уже привели к тому, что партия проиграла дополнительные выборы в сеульском округе Кансо. Временный лидер был назначен, чтобы решить эту проблему, но если Хан будет просто выступать в роли проводника политики Юна, то всеобщие выборы окажутся для него весьма непростыми.

Если Хан, несмотря на обещание провести реформы в процессе выдвижения кандидатов, номинирует тех, кто работал в администрации Юна или бывших прокуроров, для участия в предстоящих выборах, избиратели, скорее всего, восстанут против него и правящей партии.

Партия «Сила народа» призывает остановить злоупотребления Демократической партией своим большинством в Национальном собрании, что не дает эффективно проводить необходимые, с точки зрения правящей партии, мероприятия и реформы. Демократическая партия действительно сталкивается с расколом и рядом внутренних споров по таким вопросам как: «праздное» руководство Ли Джэ Мёна, который не смог представить каких-либо четких политических альтернатив, рост внутренних противоречий, вызванный призывом бывшего премьер-министра Ли Нак Ёна создать новую партию, усиление фракционности внутри партии перед выдвижением кандидатов на должность и невыполнение партией обещаний создать систему «полусмешанного пропорционального представительства». В случае если Демократическая партия не решит эти внутренние проблемы, на них выльется все недовольство общественности текущими проблемами в стране.

Юридические скандалы, охватившие Ли Джэ Мёна, также представляют серьезную угрозу для имиджа его партии. Ли предъявлены обвинения в подстрекательстве к даче ложных показаний, и суд, скорее всего, огласит соответствующий вердикт до всеобщих выборов [13].

Ожидается, что прокуратура также усилит расследование в отношении более чем 20 законодателей от Демократической партии по обвинениям в подкупе голоса лидера партии на партийном съезде 2021 года, когда ему, по их мнению, были куплены через конверты с наличными деньгами [14].

Таким образом, в настоящее время обе парламентские фракции, занимающие большинство в парламенте, имеют приблизительно равные шансы на победу в предстоящих выборах, обладая примерно одинаковым антирейтингом. Однако в условиях подобной политической турбулентности, когда сталкиваются две плохие репутации можно ожидать, что избиратели выберут статус-кво и поддержат правящую партию, как это зачастую происходит при подобных раскладах политических сил.

Список литературы

  1. 120 задач государственной политики // Офис 20-го президента Республики Корея. URL: https://www.president.go.kr/ko/task_new.php (дата обращения: 14.01.2024).
  2. Асмолов К.В. Президентские выборы-2022 в Республике Корея / К.В. Асмолов // Проблемы Дальнего Востока. 2022. № 2. С. 80–96.
  3. КНДР отказалась принять предложение Сеула по денуклеаризации // ТАСС. 19.08.2022. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/15510735 (дата обращения: 15.01.2024).
  4. Ланьков А.Н. Как будут звать следующего президента Южной Кореи? / А.Н. Ланьков // Международный дискуссионный клуб «Валдай». 09.01.2022. URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/kak-budutzvat-sleduyushchego-prezidenta-yuzhnoy-korei/ (дата обращения: 14.01.2024).
  5. Северную Корею обвинили в нарушении моратория на запуски МБР // Интерфакс. 01.2022. URL: https://www.interfax.ru/world/819190 (дата обращения: 16.01.2024).
  6. Cha V. Yoon Suk Yeol: What to Expect from South Korea’s Next President / V. Cha, D. Kim // Center for Strategic and International Studies. 03.2022. URL: https://www.csis.org/analysis/yoon-suk-yeol-whatexpect-south-koreas-next-president (дата обращения: 17.01.2024).
  7. Full text of President Yoon Suk-yeol’s inauguration speech // Korea Herald. 09.2022. URL: http://www.koreaherald.com/view.php?ud=20220510000429 (дата обращения: 18.01.2024).
  8. Jennings R. Some Of Korea’s Biggest Conglomerates To Build Small-Scale Nuclear Plants In Asia / R.Jennings // Forbes. 05.2022. URL:https://www.forbes.com/sites/ralphjennings/2022/05/16/some-of-koreasbig-gest-conglomerates-to-build-small-scale-nuclear-plants-in-asia/?sh=3f9949d26691 (дата обращения: 18.01.2024).
  9. Kim Tong-hyung. S Korea signs $2.25 billion deal with Russia nuclear company / Kim Tong-hyung // AP News. 25.08.2022.
    URL: https://apnews.com/article/russia-ukraine-middle-east-africa-349bf2b3eb25-51bdea5ec886855dea92?fbclid=IwAR31Fz2PM1eculm71Rk59ItyVcoO5IurEyR8iuP3FKAwUf5TkqXrL0hV5GQ (дата обращения: 17.01.2024).
  10. Lee Haye-ah. THAAD issue not subject to negotiation: presidential office / Lee Haye-ah // Yonhap News. 11.08.2022. URL: https://en.yna.co.kr/view/AEN20220811006451315?section=national/diplomacy (дата обращения: 13.09.2024).
  11. Park Hyun-ju. China wants to hold Yoon Suk-yeol to the 'Three No's' / Park Hyun-ju, E. Chung // Joongang Ilbo. 01.08.2022. URL: https://koreajoongangdaily.joins.com/2022/08/01/national/diplomacy/koreachina-thaad/20220801184651166.html (дата обращения: 14.09.2024).
  12. Korea expresses regret over N.Korea's 'groundless claim' over COVID, threats // Reuters. 11.08.2022. URL: https://www.reuters.com/world/asia-pacific/skorea-expresses-regret-over-nkoreas-groundless-claimover-covid-threats-2022-08-11/ (дата обращения: 17.01.2024).
  13. United States-Republic of Korea Leaders’ Joint Statement // The White House. 05.2022. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/05/21/united-states-republic-of-korea-leadersjoint-statement/ (дата обращения: 14.01.2024).
  14. Yoon cites preemptive strike as option to deal with N.K. threat // Yonhap News. 11.01.2022. URL: https://en.yna.co.kr/view/AEN20220111009200-315?section=news (дата обращения: 15.01.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: