УДК 323.21

Медийно-коммуникативные технологии актуализации гражданской солидарности на локальном уровне (на примере субъектов ЮФО)[1]

Филиппов Даниил Евгеньевич – ассистент кафедры Государственной политики и государственного управления Кубанского государственного университета

Аннотация: В статье представлены результаты исследования гражданской солидарности городских и сельских территорий Юга России. Рассмотрены медийно-коммуникативные технологии актуализации гражданской солидарности на кейсах трех субъектов Южного федерального округа: Краснодарский край, Республика Крым, Республика Адыгея. В качестве эмпирической базы были использованы транскрипты 45 экспертных интервью (по 15 экспертов из каждого выбранного субъекта ЮФО) и результаты анкетного опроса (969 респондентов в 3 субъектах).

Ключевые слова: гражданская солидарность, технологии актуализации гражданской солидарности, медийно-коммуникативные технологии актуализации гражданской солидарности, городские территории, сельские территории, местное сообщество.

Необходимость научного осмысления успешных технологий актуализации гражданской солидарности продиктована существующими условиями социальной дезорганизации общества и поисков объединяющих оснований граждан страны [1]. Определенным вызовом для технологий актуализации гражданской солидарности в условиях современных российских реалий выступает стремительное развитие информационного общества и сопутствующее ему появление новых каналов коммуникации, интенсивный рост технических возможностей и способов информационного воздействия, мобилизации и солидаризации граждан. Данные тенденции свидетельствуют о необходимости активной экспансии политических институтов в электронное пространство, ведь социальные сети как каналы коммуникации являются наиболее репрезентативными и мобильными по отношению к традиционным коммуникативным механизмам [2].

Массовый опрос: результаты

Медийно-коммуникативные технологии входят в число самых распространенных и эффективных инструментов актуализации гражданской солидарности на локальном уровне. Для оценки распространенности и частоты использования медийно-коммуникативных каналов в опросник был заложен перечень популярных в Российской Федерации социальных сетей и мессенджеров. Нами были получены следующие результаты (рисунок 1).

c8ab952b69af6381

Рисунок 1. Субъективная оценка частоты использования социальных сетей и мессенджеров

Самым популярным медийно-коммуникативным каналом на постоянной основе выступает Telegram (72,3%), за ним в рейтинге расположились: WhatsApp (61,4%), Вконтакте (50,5%) и Одноклассники (14%). Следует также выделить региональные особенности использования социальных сетей и мессенджеров. Так, в Республике Адыгея в силу сложившейся сетевой традиции наибольшей популярностью пользуется WhatsApp, а в Республике Крым в силу существующих угроз безопасности – Telegram. Также самыми активными возрастными группами пользователей медийно-коммуникативных каналов стали респонденты в возрастной категории до 18 лет и от 18 до 22 лет.

Было установлено, что инклюзия в различные типы сетевых сообществ, групп и каналов распределена достаточно неравномерно (рисунок 2). Большинство респондентов активно включено лишь в сетевые объединения бытового характера: группы и каналы по работе или учебе (56,9%); родительские группы по школе, детсаду или кружкам (32,9%). В общей статистике религиозные (13,5%) и национальные/этнические (16,2%) группы оказались самыми не востребованными среди респондентов.

Особенности регионального контекста также отразились на результатах: самые высокие показатели активной включенности в земляческие (27,2%), национальные/этнические (30,2%) и религиозные (24,8%) группы и каналы были зафиксированы в Республике Адыгея, а в группы и каналы по увлечениям, отдыху и досугу (35%) – в Республике Крым. Следует отметить, что в возрастном разрезе респондентов наибольший интерес к сетевым ресурсам органов власти, главы района или поселения (25,7%), наряду с группами и каналами общественно-политической направленности (25,7%), проявляют респонденты в возрасте до 18 лет.

Также было выявлено, что тип населенного пункта в меньшей степени влияет на инклюзию респондентов в различные типы сетевых сообществ, групп и каналов: обобщенно, городские и сельские жители одинаково включены в широкий спектр подобных сетевых объединений. Исключением в данной тенденции стало активное участие в группах по месту жительства: сельские жители (35,3%) проявляют больший интерес к подобной категории в сравнении с жителями городов (28,2%).

42d9484725d4c8c

Рисунок 2. Субъективная оценка инклюзии в сетевые сообщества, группы и каналы

Особый интерес представляет показатель субъективной оценки эффективности сетевых объединений в решении локальных насущных вопросов (рисунок 3). Более половины респондентов (52%) оценивают подобные объединения как скорее помогающие и около четверти (28,3%) – как эффективно помогающие. Соответственно, менее четверти респондентов считают, что сетевые объединения практически не помогают (13,3%) и никак не помогают (6,4%) решать насущные проблемы.

Причем самыми скептичными в оценке эффективности выступили старшие группы респондентов в возрасте от 45 до 54 лет (помогают эффективно – 18%) и от 55 лет и более (помогают эффективно – 24%). В результатах анкетного опроса выявлена следующая тенденция: положительная оценка эффективности сетевых объединений в решении локальных насущных вопросов уменьшается с возрастом респондентов.

309f47cbb8490add

Рисунок 3. Субъективная оценка эффективности сетевых объединений в решении локальных насущных вопросов

Экспертное интервью: результаты

При анализе медийно-коммуникативных технологий актуализации гражданской солидарности на локальном уровне необходимо учитывать их важнейшие особенности – динамичный характер и территориальную специфику. Современное гражданское участие стремительно осваивает новые пространства, опираясь, в том числе, на медийно-коммуникативные технологии, сетевые форматы. Вследствие этого наряду с традиционными возникают и получают активное развитие качественно новые, зачастую слабо формализованные практики участия, что приводит к постоянному расширению репертуаров гражданского участия и стиранию строгих границ между его формами [3]. Территориальный контекст диктует условия формирования гражданской солидарности в рамках определенного уникального места: факторы, уровни и субъекты формирования гражданской солидарности изобилуют своим разнообразием.

Экспертный опрос позволил выявить комплекс медийно-коммуникативных технологий актуализации гражданской солидарности на локальном уровне. Рассмотрим некоторые кейсы с учетом специфики актуализации гражданской солидарности на конкретных территориях.

В наши дни все большую популярность приобретают различные массовые онлайн-акции. Так, в Республике Адыгея получила широкое распространение получила технология онлайн-флешмобов (…современный мир у нас такой технологичный и 20 год был ковидный, в этот период у нас появилась еще одна форма очень распространена в Республике Адыгея, тоже достаточно применима, это флешмобы онлайн характера (Э5 – Республика Адыгея)). Инициаторами подобных мероприятий выступают различные субъекты: органы государственной власти региона, органы местного самоуправления, общественные организации [4].

Например, в рамках всероссийской акции, посвященной всемирному дню действий «За достойный труд!» Федерация профсоюзов Республики Адыгея запустила одноименный онлайн-флешмоб, в котором приняли участие местные жители, представители органов публичной власти, члены профсоюзного движения. Содержание флешмоба заключалось в размещении в социальных сетях поздравления с хештегом «#задостойныйтруд». Председатель федерации в заключении своей публикации отметил: «Пусть этот день будет напоминанием о нашей солидарности и готовности к совместным действиям в интересах всех работников».

В преддверии Дня образования Краснодарского края отдел по делам молодежи администрации Щербиновского района запустил онлайн-флешмоб «От гор до моря»: в нем приняло участие более 50 человек. В рамках флешмоба местные жители присылали в группы администрации в Одноклассниках и Вконтакте свои фотографии с отдыха в родном регионе с кратким описанием места: чем оно интересно и памятно лично для них и для всех жителей края. По итогам конкурса в нескольких номинациях были определены победители, которые получили памятные подарки от администрации района.

Следующей медийно-коммуникативной технологией актуализации гражданской солидарности на локальном уровне является использование социальных сетей как инструмента социально-политической коммуникации. В современных реалиях инструментарий социальных сетей можно использовать не только для информирования и социальной мобилизации граждан, но и для получения обратной связи, выявления актуальных проблем и реакции населения на политико-управленческие решения (…жители Адыгеи могут задать вопрос напрямую в социальной сети. В телеграмме, например главе республики по тому или иному вопросу — то есть, высказать свою позицию (Э5 – Республика Адыгея)). Потенциал технологии впечатляет: сегодня фактически каждый глава региона, района, города и т. д. имеет персональную страницу в ранее обозначенных социальных сетях. В масштабах небольших поселений данная технология наиболее эффективна: она обеспечивает безбарьерную сетевую среду для публичной коммуникации всех членов локального сообщества и представителей органов публичной власти [5].

Так, в большинстве сельских поселений исследуемых нами субъектов Российской Федерации функционируют онлайн-чаты, группы, каналы и т. д. с главами поселений или иными представителями власти, в которых местные жители задают интересующие их вопросы, просят помощи в решении проблем или содействия в реализации инициатив. Популярная тематика для обсуждения в подобных объединениях – благоустройство населенного пункта и работа местного самоуправления.

Следует также выделить особую роль городских и сельских сетевых сообществ, которые формируют информационную повестку дня, воплощенную в темах, событиях и направлениях, которые являются наиболее значимыми для локальных сообществ. К примеру, тематика публикаций в станичном сообществе «Типичная Динская» (Краснодарский край), помимо местных новостей и коммерческих объявлений, включает в себя истории земляков, исполняющих в данный момент свой воинский долг. В комментариях к таким публикациям участники группы делятся своими переживаниями и надеждами, предлагают помощь семьям участников специальной военной операции (СВО).

Ставший уже традиционным для граждан России формат электронного обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления также является формой медийно-коммуникативных технологий актуализации гражданской солидарности. В зависимости от контекста обращения могут делиться на следующие категории: ходатайства, жалобы, предложения и петиции (коллективные). Обращения граждан касаются достаточно широкого спектра проблем разного масштаба: от локальных проблем бытового характера до проблем общенациональной политической повестки. Например, в Краснодарском крае житель города Сочи обратился в местную администрацию с петицией по проведению референдума по корректировке списка почётных граждан своего населенного пункта и изменению механизма выдвижения кандидатов на это звание.

Созданная во исполнение указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2013 года № 183 Российская общественная инициатива (РОИ) – интернет-ресурса для размещения общественных инициатив граждан Российской Федерации и голосования по ним – стала новым шагом развития и укрепления гражданского общества, защиты прав человека и гражданина, участия граждан в управлении делами государства. Примером использования технологии электронного обращения граждан на базе данной платформы может служить инициатива жителей города Керчь по учреждению межрегионального праздника – Дня Тмутараканского княжества. Целью инициативы были обозначены популяризация истории своего края, чествование предков, празднование первого зарождения российской государственности на крымской и таманской земле.

В 2022 году с началом специальной военной операции (СВО) на Украине большой отклик получили сетевые сообщества по сбору средств для поддержки Вооружённых сил Российской Федерации, и организации гуманитарной помощи для пострадавших в ходе боевых действий территорий (Нам Апшеронск прислал 2 КамАЗа воды. Как на приграничную территорию, от нас недалеко (Э9 – Краснодарский край)). Данная технология оказалась особенно востребована в южных приграничных регионах страны, в частности, в Республике Крым.

Показателен пример общественного движения «Крымские феи», члены которого занимаются сбором и доставкой помощи российским военнослужащим с самого начала спецоперации. Стихийно организованное движение было реакцией группы неравнодушных жителей города Симферополь на новую угрозу безопасности родного региона со стороны Запада. Всего в отряде «Крымские феи» исключительно на добровольных началах трудятся три женщины, взявших на себя колоссальную работу по сбору и отправке гуманитарной помощи на фронт. Посредством сетевых сообществ движения в Telegram и Вконтакте происходит поиск желающих помочь различными способами: на регулярной основе или эпизодически предприниматели передают партии продуктов питания, бутилированной питьевой воды и т. д.; неравнодушные граждане переводят деньги на покупку экипировки для мобилизованных, поддержки семей солдат, погибших при исполнении воинского долга (Мы ездили в батальоны, вот буквально в последнюю нашу поездку в Донецк мы отвезли на 3,5 миллиона поддержки подразделения «Шторм Z» (Э11 – Республика Крым)). В сообществах «Крымских фей» в обязательном порядке публикуются сопроводительные документы и фотоотчеты каждой гуманитарной партии.

Еще один пример – это деятельность Telegram-канала «Рокот» по организации бесплатных курсов начальной военной подготовки во многих населенных пунктах России. С началом специальной военной операции (СВО) увеличилось количество граждан, желающих пройти «курс молодого бойца» по месту жительства, профильные организации, такие как Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России (ДОСААФ России), не могли справиться с увеличенной нагрузкой по данному направлению. В таких условиях инициатором и главным организатором курсов начальной военной подготовки выступило руководство канала «Рокот» (И по всей стране был брошен клич, и в Краснодаре такая история тоже есть, больше тысячи человек участников (Э1 – Краснодарский край)).

Ветераны боевых действий, врачи, сотрудники силовых структур предлагали свои знания, умения и навыки для обучения других, предприниматели безвозмездно предоставляли помещения и всю необходимую технику. На сегодняшний день во всех рассматриваемых нами регионах функционируют центры специальной тактической и начальной военной подготовки «Рокот» (Все это совершенно безвозмездно, без вознаграждений для кого-либо, сугубо на уровне гражданской солидарности (Э1 – Краснодарский край)).

Выводы

На основе проведенного исследования можно сделать выводы о том, что в условиях неоднородности социально-экономического и социокультурного пространства сельских территорий и малых городов Юга России ключевую роль в актуализации гражданской солидарности играют медийно-коммуникативные технологии, направленные на создание устойчивого и гармоничного общества как в локальном, так и в общенациональном масштабе. Данные технологии представляют собой обширную совокупность полифункциональных практик, имеющих разный генезис и образующих систему социальных отношений на местном уровне. Важно отметить, что использование успешных практик, обозначенных в кейсах субъектов ЮФО, возможно и в других регионах России. Заключительные выводы подчеркивают необходимость дальнейших исследований в области гражданской солидарности и технологий ее актуализации, включая медийно-коммуникативные, с целью выявления новых эффективных методов и практик.

Список литературы

  1. Русия Н. Т., Ракачев Д. Н. Состояние гражданской солидарности городских и сельских территорий Юга России // Журнал политических исследований. 2023. №4. С. 72–87.
  2. Туманян Г. В. Социальные сети и мессенджеры как новое пространство для реализации современного публичного управления // Вестник Академии права и управления. 2021. №4. С. 179–183.
  3. Уханова Ю. В. Коллективные практики и потенциал гражданского участия локального сообщества (социологическое исследование в российских регионах) // Проблемы развития территории. 2021. №1. С. 88–107.
  4. Русия Н. Т., Шпиро Л. А. Гражданская солидарность: городские и сельские практики (на материалах юга России) // Политическая наука в меняющемся мире: новые практики и теоретический поиск: материалы Всероссийской конференции РАПН с международным участием / под редакцией О. В. Гаман-Голутвиной, М. М. Мчедловой, Л. Н. Тимофеевой. Москва: РУДН, 2023. С. 498–499.
  5. Ячменник К. В. Лидерство в консолидации локальных сообществ // Политическая наука в меняющемся мире: новые практики и теоретический поиск: материалы Всероссийской конференции РАПН с международным участием / под редакцией О. В. Гаман-Голутвиной, М. М. Мчедловой, Л. Н. Тимофеевой. Москва: РУДН, 2023. С. 701–702.

[1] Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования РФ FZEN-2023-0010 «Стратегии и технологии актуализации гражданской солидарности на локальном уровне» (на примере субъектов Южного федерального округа)»

Интересная статья? Поделись ей с другими: