УДК 32

Миграционная политика Российской Федерации

Кропотов Станислав Дмитриевич – бакалавр кафедры Экономики, организация и управление производством Балтийского государственного технического университета «Военмех» имени Д. Ф. Устинова.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы и анализируются проблемы миграционной политики Российской Федерации. Актуальность темы подтверждается практической значимостью миграции и необходимостью разработки эффективного инструментария для интеграции мигрантов. Результатами исследования являются выработка рекомендаций по совершенствованию политики и оценка ее влияния на функционирование государства.

Ключевые слова: миграционная политика, Российская Федерация, мигранты, интеграция, функционирование государства.

Современная действительность характеризуется высокой степенью изменчивости и неопределенности. Данные обстоятельства справедливы в вопросе описания практически всех сфер жизнедеятельности общества и функционирования государства. Одной из наиболее важных и требующих внимания проблем современного мира, в том числе и Российской Федерации, является миграционная политика.

Тема данной статьи посвящена вопросу изучения миграционной политики Российской Федерации. Актуальность темы исследования подтверждается ее практической значимостью, заключающейся в активном применении в нашей стране такого инструментария как привлечение к различным видам работ трудовых ресурсов, значительная часть которых относится к приезжим. Следовательно, стратегической задачей государства является создание эффективного механизма по обеспечению эффективности профессиональной деятельности мигрантов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В этом контексте особенно интересными представляются вопросы исследования полномочий органов государственного управления в сфере миграционных отношений, а также изучение основных инструментов регулирования миграционных отношений.

Приведем определение миграционной политики, после чего перейдем к описанию особенностей участия в ней органов государственного управления.

Миграционная политика – это система принципов, целей и действий, с помощью которых государство и иные политические акторы регулируют потоки переселенцев. Государственная миграционная политика должна быть направлена на достижение целей, соответствующих интересам развития общества как системы [1, с.61].

Как видно из определения, представленного выше, конечной целью формирования миграционной политики является создание условий, гарантирующий соблюдение общественной безопасности и иных потребностей общества, которые с точки зрения государственного регулирования представляют стратегический интерес для государственной власти. Именно с этой целью органами государственного управления в соответствии с наделенными законодательством полномочиями при использовании определенных инструментов осуществляется регулирование данного процесса.

Сазонова О.А. отмечает, что основными полномочиями органов государственного управления является принятие соответствующих нормативно-правовых актов, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, а также призваны регулировать вопросы миграционной политики. Причем, данными полномочиями наделены как законодательные (представительные) органы государственной власти РФ, так и соответствующие органы субъектов РФ [2].

В этой связи уместно упомянуть, что основным нормативно-правовым актом, регулирующим миграционные потоки в Российской Федерации, является Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" от 18.07.2006 N 109-ФЗ, в рамках которого содержится информация относительно целей миграционного учета, полномочий органов государственного управления, порядка регистрации мигрантов, документального оформления процедур миграционного учета и т.д. [3].

Учитывая существование и функционирование федерального закона, основные положения которого описаны выше, можно с уверенность заявить о том, что миграционный учет является обоснованным с точки зрения права. Следовательно, действия органов государственной власти законны.

Отметим, что до текущего момента рассуждения велись относительно приезда мигрантов в Российскую Федерацию с целью осуществления трудовой деятельности. Однако, в последнее время весьма актуальным стал вопрос отъезда граждан из страны, скачок которого произошел после объявления Президентом РФ частичной мобилизации. Социологические исследования по вопросу локальной идентичности, часто проводимые за крайний три-четыре года, показывают, что желающие уехать из Российской Федерации лица, основной причиной называют низкий уровень жизни, а также личную безопасность.

В этой связи уместно упомянуть инструменты социального характера, которые используются органами государственного управления с целью стабилизации миграционной ситуации в стране.

Ольшанская А.В. отмечает: «К социальным методам относятся демографические методы, обеспечение качества и доступности образования, развитие социальной инфраструктуры, культурно-досуговые мероприятия, методы молодёжной политики. Механизмами здесь служат создание условий для качества жизни населения, миграционная привлекательность для получения образования, повышение жилищной обеспеченности путём стимулирования строительной отрасли как регионального мультипликатора, создание условий для проведения досуга и туризма, корректировка структуры профессионального образования в соответствии с потребностями экономики региона, развитие медицинского обслуживания путём оптимизации процессов управления и развития материально-технической базы отрасли» [4].

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что органами государственного управления формируются механизмы государственного регулирования миграционных процессов. Миграционная политики современной России выражается посредством политических, экономических и социальных инструментариев, активно применяемых органами государственного управления. Центральным компонентом, обеспечивающим реализацию полномочий вышеупомянутых органов, являются нормативно-правовые акты, принимаемые как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

Список литературы

  1. Бобылев Владимир Владимирович МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА (сущность, структурное строение, основные типы) // Власть. 2009. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/migratsionnaya-politika-suschnost-strukturnoe-stroenie-osnovnye-tipy (дата обращения: 05.12.2023).
  2. Сазонова Оксана Александровна ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В МИГРАЦИОННОЙ СФЕРЕ: ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ // Studia Humanitatis. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-upravlenie-v-migratsionnoy-sfere-osnovnye-mehanizmy (дата обращения: 05.12.2023).
  3. Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" от 18.07.2006 N 109-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61569/
  4. Ольшанская, А. В. Основные методы регулирования миграции в России / А. В. Ольшанская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 480-482. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71551/ (дата обращения: 05.12.2023).