УДК 322.2

Оскорбление чувств православных верующих как разновидность экстремистских проявлений в молодёжной среде

Суслонов Павел Евгеньевич – кандидат философских наук, доцент кафедры организации работы с молодежью Института физической культуры, спорта и молодежной политики Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина.

Вуберман Анна Борисовна – студент магистратуры Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина.

Аннотация: В статье рассматриваются религиоведческие и политико-правовые аспекты теории и практики применения уголовного законодательства, защищающего права граждан на свободу совести и вероисповеданий в части противодействия оскорблению чувств верующих. В ходе анализа действующего законодательства выявляется, что оскорбление чувств верующих является разновидностью экстремистских проявлений. Подчеркивается, что в силу религиозной (конфессиональной) специфики сакрального (священного) оскорбления чувств верующих связаны
 с материальными и вербальными объектами. В силу укоризненности и распространённости наиболее частым посягательствам такого рода в российском обществе подвергаются представители православной конфессии.

Молодежь в силу социокультурных и психологических причин является «группой риска» для подобных деяний, что необходимо учитывать при выстраивании профилактической работы.

Ключевые слова: оскорбление чувств верующих, экстремистские проявления, сакральное (священное), православие, молодежь.

Понятие оскорбления чувств верующих в современной России получило широкую известность и прочно вошло в обиход авторов, обсуждающих тематику межрелигиозных и межконфессиональных отношений.

Указанное понятие было закреплено соответствующими поправками, внесенными в отечественное уголовное законодательство [1].

Вопреки распространенному стереотипу, оскорбление чувств верующих не является наименованием отдельной статьи уголовного законодательства.

Так, в части первой статьи 148 Уголовного кодекса Российской Федерации Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий указывается на публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих [2].

Во второй части указанной статьи предусмотрено более тяжелое наказание за эти же деяния, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.

В юридическом плане оскорбление чувств верующих является разновидностью нарушений права на свободу совести  и вероисповеданий.

При этом необходимым признаком такого деяния является публичность, направленность на неограниченно большой круг потенциальных «зрителей, слушателей и читателей» соответствующих действий и высказываний оскорбительного неуважительного характера. Пространством для совершения подобных деяний могут быть социальные сети и средства массовой информации, в публичных местах, в местах, предназначенных для проведения религиозного обряда или богослужения.

В свою очередь, федеральное законодательство о противодействии экстремистской деятельности рассматривает посягательство на свободу совести и вероисповеданий в контексте нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии [3].

Данное понятие входит в число в число деяний, отнесенных вышеуказанным законодательством к экстремистской деятельности.

Современная правоохранительная практика также прямо указывает на экстремистский характер преступления, описываемого в вышеуказанной уголовной статье.

Генпрокуратура России совместно с МВД России классифицирует оскорбление чувств верующих как преступление экстремистской направленности [4].

Поэтому наряду с публичностью вторым необходимым признаком обсуждаемого преступного деяния является его отрицательная ценностно-мировоззренческая направленность, посягательство на сакральное (священное), признаваемое таковым религиозными (конфессиональными) сообществами.

Религиовед Д. В. Пивоваров подчеркивает, что сакральное это не только идеал, мыслимый образ, но и то, что относится к культу, поклонению особо ценным идеалам, то есть то, что представляет собой зримое, материальное воплощение. «То, что признано святыней, подлежит безусловному
 и трепетному почитанию и охраняется с особой тщательностью всеми возможными средствами» [5, с. 148].

Следовательно, к внешним материальным и вербальным способам оскорбления чувств верующих можно отнести: неприличные слова и изображения; искаженные и извращенные религиозные знаки и символы, намеренно оскорбительные названия представителей религиозных (конфессиональных) групп и сообществ; уничижение, оскорбительные высказывания и действия в отношении религиозных ценностей или обычаев.

Вполне закономерно, что имевшие место криминальные эпизоды оскорбления чувств верующих связаны с символикой и культовыми сооружениями наиболее распространенных и традиционных для общества религий и конфессий.

Российское законодательство о свободе совести прямо указывает на особую роль православия в истории России в становлении и развитии ее духовности и культуры [6].

Данное декларативное, содержащееся в преамбуле положение федерального закона отражает объективно существующую социокультурную и конфессиональную ситуацию в российском обществе, где официально зарегистрированные православные религиозные организации составляют большинство (около 56%) от общего количества религиозных организаций
 на территории Российской Федерации [7].

Исходя из этого, большинство случаев экстремистских посягательств на чувства верующих связаны именно с православными святынями.

Также отметим, что наиболее реально и потенциально вовлеченной категорией населения в подобные экстремистские деяния оказывается молодежь.

Как отмечают в своем исследовании ученые Уральского федерального университета, существует корреляция между возрастом и положительной оценкой этноконфессиональных отношений. Чем старше человек, тем более позитивно он их оценивает. Молодежь же проявляет более критический настрой, в том числе к религиозной сфере, чаще вовлекается в соответствующие конфликтные ситуаций, «и меньше апеллирует к чувствам верующих» [8, с. 123].

Таким образом, оскорбления чувств православных верующих как экстремистские проявления представляют собой общественно опасное явление.

Подобные деяния негативно влияют на социально-нравственные ориентиры и ценностную сферу, прежде всего молодежи, мотивируя ее к дальнейшему нарушению прав и свободы человека и гражданина в религиозно-мировоззренческой сфере.

Эффективная профилактика данного вида экстремизма предполагает формирование в молодежной среде объективного представления о роли традиционных конфессий, в первую очередь православия, в истории и современной жизни общества, а также уважения к праву человека на религиозно-мировоззренческий выбор.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.06.2013 № 136-ФЗ «О внесении изменений
     в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148270/.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/.
  3. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867/ (в последней редакции).
  4. Указание Генпрокуратуры России № 401/11, МВД России № 2
     от 19.06.2023 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_451498/.
  5. Пивоваров Д. В. Сакральное / Д. В. Пивоваров // Научные труды профессоров Уральского института экономики, управления и права. — Екатеринбург, 2005. — Вып. 2. — С. 148–159
  6. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/.
  7. Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации. Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях // https://minjust.gov.ru/ru/pages/reestr-nekommercheskih-organizacij/.
  8. Этноконфессиональные отношения в региональном социуме: история и современность: монография / Н. Л. Антонова, А. В. Третьяков, А. Д. Гурарий, С. Б. Абрамова, А. Н. Старостин, С. А. Белобородов, П. Е. Суслонов; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2022. — 143 с. — ISBN 978-5-7996-3521-3. — Текст: электронный // Электронный научный архив УрФУ. — URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/118860.

Интересная статья? Поделись ей с другими: