УДК 327.7

Эволюция суверенитета как базового актора международных отношений

Чжоу Чжеюй – студент Белорусского государственного университета

Аннотация: Статья исследует эволюцию понятия суверенитета в международных отношениях, начиная с его традиционных представлений и заканчивая изменяющимися взглядами, определяемыми международным правом и интересами глобального сообщества. В статье отслеживаются изменения в понимании суверенитета, подчеркивается его ограниченная природа в современном мире и выделяется роль Организации Объединенных Наций в формировании принципов международного права и равенства государств.

Ключевые слова: суверенитет, государство, суверенное государство, суверенное равенство, международные отношения, ООН, национальные интересы, международное право.

Наивысшей стадией государства считается выполнение функций суверенной власти, таких как обеспечение безопасности, порядка, стабильности, развитие общества и удовлетворение его потребностей. В современном мире суверенитет тесно связан с государственной формой. Оно означает свободу государства выбирать свои законы, форму правления и внутренние дела, а также обеспечивает невмешательство других государств. Однако это приводит к неоднозначным ситуациям.

Государства вынуждены балансировать национальные интересы и международные отношения для поддержания мира. Они стремятся к безопасности, но это может вызвать напряжение и ответные меры других стран, такие как гонка вооружений. Несмотря на равенство в международном праве, государства имеют различия по населению, территории, ресурсам и военному потенциалу. Эти различия создают «международную стратификацию» с супердержавами, великими и средними державами, а также малыми и микро-государствами. Согласно традиционным представлениям, государства выражают себя через внешнюю политику, дипломатию и стратегию. Их целью является защита национальных интересов, сохранение целостности страны и защита её суверенитета.

Концепция суверенитета, представленная Жаном Боденом, определяет его как безграничную власть государства, за исключением ограничений, установленных законами Бога и естественным правом [6, с. 212]. Другие философы, такие как Гоббс и Пуфендорф, предлагали различные подходы к суверенитету. Испанские мыслители и Гроций подчеркивали, что интересы мирового сообщества могут ограничить свободу государств [1, с. 151]. Гроций поддерживал универсальность закона природы для государств и стремился к созданию международного правового порядка для предотвращения войн [2, с. 12].

Таким образом, хотя первоначально суверенитет представлялся как безоговорочная власть государства, разные философские точки зрения подчеркивают его ограниченность международным правом и интересами всего мирового сообщества [4, с. 33].

В 1648 году Вестфальский мир стал переломным для международного права, утвердив равенство государств как основу современного права [7, с. 497]. После этого суверенитет стал основой независимости государств, выделяя абсолютный и относительный суверенитет [5, с. 117-118]. Концепция суверенитета менялась со временем: от идеи абсолютной свободы государств до понимания его как элемента общей независимости [3, с. 7].

В XX веке традиционное представление о суверенитете как абсолютной власти стало угрозой для мирового порядка. Новые теории и изменения в подходе к суверенитету включили антисуверенные доктрины и новые идеи о структуре права. Эти изменения взгляда на суверенитет вызвали пересмотр его абсолютности и привели к появлению концепции относительного суверенитета.

Развитие международной кооперации и взаимозависимость государств привели к изменению представлений о суверенитете. Идея полной независимости государств уступает перед необходимостью совместных действий и признанию взаимозависимости. Несмотря на сохранение взгляда на волю государств как основу международного права, многие исследователи признают необходимость ограничения этой воли на основе концепции международного сообщества.

Бодли отвергает идею абсолютного суверенитета, признавая, что реальная власть всегда ограничивала суверенитет [6, с. 216]. Фальк предлагает концепцию ответственного суверенитета, где легитимность власти связана с соблюдением гуманитарных норм и защитой граждан [6, с. 217]. ООН, основанная в 1945 году, стремится поддерживать мир, безопасность и права человека.

Принцип суверенного равенства, выраженный в Уставе Организации Объединенных Наций, подчеркивает важность уважения прав и обязанностей государств [8]. Декларация от 1970 года утверждает равенство государств в правах и обязанностях в международном сообществе [9]. Этот принцип охватывает концепции суверенитета и юридического равенства.

Устав Организации Объединенных Наций указывает на то, что суверенитет государств ограничен международным правом [8]. Это связывает идею суверенитета с уважением международного права, что подтверждает его ограниченную природу. Статья 2(4) устанавливает запрет на применение силы в международных отношениях, кроме случаев, предусмотренных Советом Безопасности или правом на самооборону [8].

Это означает изменение традиционного взгляда на суверенитет как абсолютной власти, допускавшей участие в войнах. Сегодня необходимо не только ограничивать суверенитет, но и стремиться к суверенному равенству, что зависит от общего запрета на применение силы. Статья 39 Устава освобождает Совет Безопасности от принципа невмешательства, позволяя ему принимать обязательные решения и предпринимать меры для поддержания международной безопасности [8].

Традиционно суверенитет интерпретируется как независимость и высшая власть государства. В связи с этим, суверенитет часто рассматривается как абсолютное понятие. Тем не менее, государственный суверенитет находится в процессе эволюции от абсолютной концепции безоговорочной свободы и независимости к относительной концепции, где свобода и независимость государств ограничены другими государствами и международным правом. Все больше признается, что существуют общие интересы, которые требуют совместного урегулирования, и поэтому возникает тенденция к сотрудничеству и взаимозависимости между государствами. Современный международный правовой порядок направлен на регулирование общественной жизни на различных уровнях управления. Суверенитет государств выступает как правовая концепция, подверженная влиянию политики и власти, иногда используемая как юридическое оправдание для политических решений или для воздействия на законодательство. Эта концепция имеет свои неопределенности, обусловленные историей и разнообразными интерпретациями. В частности, первоначальное значение суверенитета как «верховной власти» остается размытым, несмотря на усилия юридической науки в его определении как юридической автономии государства согласно международному праву. Эволюция этой концепции подразумевает отход от классической идеи суверенитета как абсолютной и безусловной, но ее окончательные последствия остаются в процессе формирования и могут даже привести к изменению сущности национального государства, как мы его знаем сегодня.

Список литературы

  1. Koskenniemi M. The gentle civilizer of nations: the rise and fall of international law, 1870-1960 / M. Koskenniemi, Cambridge, UK ; New York: Cambridge University Press, 2002. – 569 c.
  2. Lauterpacht H. Private law sources and analogies of international law / H. Lauterpacht, Hamden, Conn.: Archon Books, 1970. – 326 c.
  3. Murphy C. F. The Grotian Vision of World order // American Journal of International Law. 1982. № 3 (76). C. 477–498.
  4. Ninčić The Problem Of Sovereignty In The Charter And The Practice Of Th [Электронный ресурс]. URL: https://alternativepressreview.org/doc/the-problem-of-sovereignty-in-the-charter-and-the-practice-of-the-united-nations (дата обращения: 06.01.2024).
  5. Tangney P. The new internationalism: The cession of sovereign competences to supranational  organizations and constitutional change in the United States and Germany / Tangney P., The Yale Journal of International Law-е изд., 1996. – 456 c.
  6. Околота Д. П. Суверенное государство как базовый актор международных отношений в теории международных отношений / Д. П. Околота // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2020. – № 9 (49). – С. 209-220.
  7. The Charter of the United Nations: a commentary Oxford ; New York: Oxford University Press, 2002. – 586 c.
  8. Устав ООН – «Устав Организации Объединенных Наций» (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) / КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121087/?ysclid=lr1y1sofh1540390869 (дата обращения: 06.01.2024).
  9. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и  сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (Принята  24.10.1970 Резолюцией 2625 (XXV) на 1883-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml (дата обращения: 06.01.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: