УДК 372.881.1
Критерии оценки уровня развития речевой культуры будущих сотрудников подразделений государственных контрольных органов в процессе языковой подготовки в вузе
Семиделихина Ольга Юрьевна – старший преподаватель кафедры «Иностранный язык и межкультурная коммуникация» Дальневосточного государственного университета путей сообщения
Аннотация: Автором представлены критерии для мониторинга развития речевой культуры будущего сотрудника подразделения государственных контрольных органов в процессе изучения иностранного языка в образовательной организации: ценностно-мотивационный, нормативный, рефлексивно-оценочный, коммуникативно-деятельностный. Критерии разработаны в соответствии с авторской интерпретацией понятия развитие речевой культуры будущего сотрудника подразделения государственных контрольных органов. В статье рассматривается содержание показателей по каждому из критериев. Описаны уровни развития речевой культуры обучающихся: высокий, средний, низкий.
Ключевые слова: критерий развития речевой культуры, ценностно-мотивационный, нормативный, рефлексивно-оценочный, коммуникативно-деятельностный.
Решение профессиональных задач сотрудниками подразделений государственных контрольных органов в пунктах пропуска через границу сопряжено с постоянной необходимостью реализации различных моделей речевого поведения, в том числе в условиях межкультурной иноязычной коммуникации.
Значимость коммуникативной составляющей профессиональной деятельности в международных пунктах пропуска обуславливает необходимость развития речевой культуры будущего сотрудника подразделения государственных контрольных органов в процессе языковой подготовки в вузе.
Под развитием в педагогике понимается процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему [2]; движение по восходящей траектории от старого качественного состояния к новому [3]. Применительно к человеку развитие понимается как совершенствование того что в нем уже наличествует [5, с. 405].
Развитие речевой культуры будущего сотрудника подразделения государственных контрольных органов мы определяем как процесс качественных изменений в результатах речевых действий обучающегося посредством формирования у него ценности речевой культуры как основы эффективного решения профессиональных задач, освоения языковых и стилистических норм и их осознанном воплощении в профессиональной речевой практике. Из определения следует, что в исследуемом явлении наличествуют внутренняя и внешняя составляющие. Непосредственный результат речевой деятельности обусловлен формированием ценностно-смысловой, нормативной и рефлексивно-оценочной составляющими речевой культуры.
Для проведения мониторинга развития речевой культуры обучающихся в процессе языковой подготовки в вузе необходимо разработать критерии, описать их показатели и определить уровни.
В педагогике термин критерий означает признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо [1].
Исходя из того, что совокупность критериев должна отражать сущность исследуемого явления [4, с. 7], критериями развития речевой культуры будущего сотрудника подразделения государственных контрольных органов в процессе языковой подготовки в вузе выступили:
ценностно-мотивационный – отражает потребность в иноязычном общении, осознание ценности речевой культуры и значимости ее развития для эффективного решения профессиональных задач в условиях межкультурной иноязычной коммуникации;
нормативный – определяет полноту освоения языковых и стилистических норм, необходимых для решения профессиональных задач в условиях межкультурной иноязычной коммуникации в пунктах пропуска через границу;
- рефлексивно-оценочный – отражает потребность и умение планировать индивидуальную траекторию иноязычного общения в профессиональной деятельности, осуществлять самооценку ее эффективности;
- коммуникативно-деятельностный – отражает эффективность решения профессиональных задач в условиях межкультурной иноязычной коммуникации в пунктах пропуска через границу.
Качественные и количественные проявления признаков развития речевой культуры определены тремя уровнями: «низкий», «средний» и «высокий». Переход на последующий уровень означает более высокую степень развития речевой культуры. Описание критериальных уровней развития речевой культуры обучающегося в процессе языковой подготовки в вузе представлено в таблицах 1-4.
Таблица 1. Уровни развития речевой культуры по ценностно-мотивационному критерию.
Уровень |
Содержание |
|
высокий |
Осознает ценность речевой культуры, связывает эффективность решения профессиональных задач с ее развитием. Проявляет высокую потребность к иноязычной подготовке как компоненту будущей профессиональной деятельности. |
|
средний |
Осознает ценность речевой культуры, не связывает эффективность решения профессиональных задач с ее развитием. Проявляет познавательную заинтересованность к иноязычной подготовке как компоненту будущей профессиональной деятельности. |
|
низкий |
Осознание ценности речевой культуры неустойчиво, проявляет слабое понимание значимости ее развития для эффективного решения профессиональных задач. Проявляет слабую познавательную заинтересованность к иноязычной подготовке, не связывает ее напрямую с будущей профессиональной деятельностью. |
Диагностическим инструментарием для определения уровня развития речевой культуры обучающихся по ценностно-мотивационному критерию выступают: самооценка и экспертная оценка доминирующего типа речевой культуры (по классификации О.Б. Сиротиной и И.А. Стернина), методика К. Замфир в модификации А. А. Реана «Мотивация профессиональной деятельности», разработка И.С. Домбровской «Мотивация учебной деятельности: уровни и типы», анкеты для обучающихся, разработанные автором.
Таблица 2. Уровни развития речевой культуры по нормативному критерию.
Уровень |
Содержание |
высокий |
Обладает обширным объемом знаний языковых и стилистических норм, необходимых для решения профессиональных задач в условиях межкультурной иноязычной коммуникации. |
средний |
Обладает достаточным объемом знаний языковых и стилистических норм, необходимых для решения простых коммуникативных задач с применением иностранного языка в профессиональной деятельности. |
низкий |
Освоил базовые знания языковых и стилистических норм, позволяющие участвовать в решении отдельных простых коммуникативных задач с применением иностранного языка в профессиональной деятельности. |
Полнота освоения знаний определяется комплексом письменных диагностических тестов, включающих лексико-грамматические задания и речевые задачи.
Таблица 3. Уровни развития речевой культуры по рефлексивно-оценочному критерию.
Уровень |
Содержание |
высокий |
Способен планировать траекторию иноязычного общения в профессиональной деятельности. Умеет и регулярно проводит самооценку уровня развития речевой культуры и эффективности решения коммуникативных задач. |
средний |
Предпринимает попытки планировать траекторию иноязычного общения в профессиональной деятельности. Умеет проводить самооценку уровня развития речевой культуры и эффективности решения коммуникативных задач, но делает это нерегулярно. |
низкий |
Не планирует траекторию иноязычного общения в профессиональной деятельности. Не предпринимает самостоятельных попыток проводить самооценку уровня развития речевой культуры, не пытается самостоятельно оценить эффективность решения коммуникативных задач. |
Диагностический инструментарий для определения уровня развития речевой культуры обучающихся по рефлексивно-оценочному критерию представлен: методикой определения уровня рефлексивности (по А.В. Карпову, В.В. Пономаревой), тестом «Оценка самоконтроля в общении» (по М. Снайдеру), анкетой для обучающихся «Самооценка результатов эффективности иноязычной речевой деятельности на практическом занятии по иностранному языку».
Таблица 4. Уровни развития речевой культуры по коммуникативно-деятельностному критерию.
Уровень |
Содержание |
высокий |
Способен решать профессиональные задачи в условиях межкультурной иноязычной коммуникации. Осуществляет выбор языковых единиц в соответствии с языковыми и стилистическими нормами, осуществляет организацию языковых единиц, обеспечивая смысловую связанность, обоснованность и непротиворечивость элементам речевой структуры. Умеет варьировать языковые единицы. Соблюдает социально-нравственный характер общения, учитывает национально-культурные особенности иноязычного общения. |
средний |
Умеет решать несложные коммуникативные задачи с применением иностранного языка в профессиональной деятельности. Осуществляет выбор языковых единиц в основном в соответствии с языковыми и стилистическими нормами. Не допускает ошибок, которые могут привести к непониманию. Использует простые формулы речевого этикета, в основном соответствующие условиям межкультурной иноязычной коммуникации. |
низкий |
Может участвовать в решении несложных коммуникативных задач с применением иностранного языка в профессиональной деятельности. Использует минимальный набор языковых единиц и единичные формулы речевого этикета. Допускает нарушение языковых и стилистических норм. |
Диагностическим инструментарием для определения уровня развития речевой культуры обучающихся по коммуникативно-деятельностному критерию выступает экспертная оценка результатов решения коммуникативных задач, моделирующих ситуации профессиональной деятельности.
Разработанный автором критериальный аппарат позволяет проводить оценку развития речевой культуры будущих сотрудников подразделения государственных контрольных органов в процессе языковой подготовки в вузе.
Список литературы
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стер. Москва: Academia, 2005. 173с.
- Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. 268 с.
- Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб.пособие для вузов / под ред. Подласого И.П. – М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. – 365 с.
- Строкова Т.А. О выборе критериев оценки в педагогических исследованиях // Педагогика. 2015. № 3. С. 9-15.
- Чукин С.Г., Назаренко А.Ф. Понятие "Развитие", его роль в педагогической теории и практике [Электронный ресурс] // Ученые записки университета Лесгафта. 2021. №10 (200). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-razvitiya-ego-rol-v-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike (дата обращения: 10.01.2024).