УДК  378.6

Формирование субъективной позиции курсантов в образовательной процессе военного вуза

Григорьева Дарья Александровна – соискатель ученой степени кандидата педагогических наук, Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета

Аннотация: В статье рассматривается достаточно важный момент в обучении курсантов – формирование субъективной позиции курсантов военного вуза. Для этого образовательный процесс должен создавать благоприятный процесс данного формирования, а также создание успешной самореализаций  личности и системы его ценностных ориентаций. Автор рассматривает особенности построения занятий по дисциплине «Авиационный английский язык» с учетом формирования субъективной активности по специальности 25.05.04 «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов». Также автор рассматривает понятие субъективной позиции курсантов военного вуза. Кроме этого раскрывается комплекс специально подобранных подходов, направленный на изучение и отработку учебного материала, а также для формирования субъективной позиции курсантов военного вуза.

Ключевые слова: курсанты военного вуза, авиационный английский язык, формирование субъективной позиции.

Запрос государства направлен на воспитание и обучение творческих, мобильных и инициативных специалистов. Культура межличностных отношений, навык самообразования и самореализации личности являются необходимыми качествами личности, формируемыми субъективную позицию курсантов военного вуза в процессе всего обучения [1]. Сегодня будущим военным специалистом с учетом сложившейся обстановки необходимо научиться создавать межличностные отношения согласно уставу, вырабатывать умения и навыки самообразования, что ведет к успешной самореализации личности. Для этого военные училища должны готовить не просто военных специалистов, а еще и офицеров-воспитателей и офицеров-педагогов [2].

В процессе формирования субъективной позиции будущий военный специалист должен проявлять настойчивость и ответственность в учебной деятельности, веру в себя и своих товарищей, способность управлять собственной духовной жизнью, отстаивать свои интересы [3].

Согласно опросу среди курсантов первого курса военного вуза отмечены некоторые сложности при формировании субъективной позиции: совмещение учебного процесса с несением воинской службы, преобладание официальных служебных отношений, регламентируемых Уставом Вооруженных Сил России, ограничение социальных ситуации развития, в которых формируется субъектная позиция.

Проблема становления личности как субъекта своей жизнедеятельности и своего внутреннего мира раскрывается в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, JI.C. Выготского, C.JI. Рубинштейна и другие.

Субъектная позиция будущего офицера в образовательном процессе военного вуза – это достаточно сложный уровень формирования субъективности, который характеризуется ответственным отношением к самому себе, к учебной деятельности, к своим товарищам в учебной группе и  к военной службе в целом [4].

Субъективность по нашему мнению следует рассматривать как различные механизмы и особенности личности, которые представляют собой следующие категории: разум, чувства, способности, характер.

Согласно нашим наблюдениям за курсантами  и анкетированию, направленную на выявление специфики субъективной активности в процессе обучения, можно рассмотреть 3 уровня:

  • низкий уровень субъективной активности: на данном уровне проявляется четкая мотивация к обучению в военном вузе, наличие достаточных научных и практических знаний военной специфики;
  • средний уровень субъективной активности: направлен на проявление к имеющимся вышеуказанным качествам осознанной самостоятельности в учебной деятельности, учение спланировать свой учебный процесс с учетом несения воинской службы;
  • высокий уровень субъективной активности: нацелен на наличие вышеуказанного, а также критическое отношение к своим результатам, адекватность в самооценивании, высокий уровень саморазвития и инициативность.

Социальные и психолого-педагогические условия оказывают непосредственное влияние на формирование субъективной активности. А это значит, что необходимо в образовательном процессе военного вуза создать нужные педагогические условия. Так, на авиационного английского языка нами используются разные методы и средства, направленные на формирование субъективной активности [5].

Дисциплина «Авиационный английский язык» изучается в течение четырех семестров обучения. Весь процесс обучения строится на  практических занятиях: объяснение, усвоение, проверка языкового и речевого материала, а также в ходе самостоятельной работы курсантов.

Учебный материал данной дисциплины состоит из коммуникативного минимума авиационной специальности, который включает языковой материал радиообмена, образцы диалогов «диспетчер-пилот» и монологические высказывания, темы и ситуации профессионального общения специалиста авиации, что способствует формированию субъективной активности.

В основу обучения положен комплекс специально подобранных подходов, направленный на изучение и отработку учебного материала, а также способствует формированию субъективной активности курсантов военного вуза:

  • компетентностный подход в организации учебного процесса и коммуникативный подход для определения содержания уровней владения авиационным английским языком;
  • профессионально-ориентированное обучение с использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций) [6].

Для формирования субъективной активности преподаватель подбирает такие задания, которые курсант должен творчески самостоятельно выполнять. Роль преподавателя сводится к осуществлению контроля за ходом работы, показу наиболее сложных элементов заданий и к разъяснению наиболее сложных вопросов [7].

Важным элементом подготовки занятия является подготовка учебно-вспомогательного состава к его проведению. Кроме того, определяется порядок использования материальной части на учебных местах и ставится задача на его подготовку заведующему учебным кабинетом и учебно-вспомогательному составу с последующей проверкой ее готовности.

Практическим занятиям по новому разделу предшествует проведение инструкторско-методического занятия с привлечением всех лиц, которые участвуют в его организации и проведении. Практические занятия по дисциплине проводятся в составе учебной группы под руководством двух преподавателей с привлечением учебно-вспомогательного состава. Подробный план и содержание каждого практического занятия указаны в методических разработках.

Консультации являются формой помощи курсантам в освоении учебного материала. Консультации подразделяют на индивидуальные и коллективные, информационные и проблемные [7].

В результате освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) обучающийся должен обладать следующими результатами обучения по дисциплине:

  • УК-4: способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия;
  • ОПК-3: способен использовать в профессиональной деятельности необходимые методические, регламентирующие и справочные документы, нормативные правовые акты;
  • ПК-6: способен осуществлять взаимодействие со службами, обеспечивающими полеты и органами обслуживания воздушного движения.

Таким образом, качество проведения занятия, правильно подобранная методика и средства обучения оказывают огромное влияние на формирование субъективной активности.

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 1.09.2013 года. – М.: Минобрнауки РФ, 2013. – 93 с.
  2. Конотоп, А.В. Система подготовки военных кадров как фактор обеспечения национальной безопасности и суверенитета Российской Федерации в условиях современной образовательной среды / А.В. Конотоп, О.Ю. Климова, Н.В. Уварина, А.А. Фасоля // Инновационное развитие профессионального образования. – 2022. – № 3 (35). – С. 65–72.
  3. СО 2.047.01–РИ Формирование у курсантов Филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Челябинске военно–профессиональных компетенций. – Челябинск, 2021. – 112 с.
  4. Романчук В.О. Сущность и специфика развития интеллектуально-творческого потенциала курсантов военного вуза в процессе иноязычного образования [Текст] / В.О. Романчук // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №5. – 420 с.
  5. Rybalko, L.S. et al. Intellectual capital is the foundation of innovative development: formation of the readiness of future subjects of law enforcement activities for professional Self-Realisation in the academic process / L.S. Rybalko. – 2022.
  6. Savignon, S. J., Wang, K. Communicative language teaching in the context of EFL: students' attitudes and perceptions. –
  7. Поварницына Т. С. Методические рекомендации по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Иностранный язык». Петропавловск-Камчатский: Российский университет кооперации, Камчатский филиал, 2018. C. 15-16.

Интересная статья? Поделись ей с другими: