УДК  378.6

Формирование субъективной позиции курсантов в образовательной процессе военного вуза

Григорьева Дарья Александровна – соискатель ученой степени кандидата педагогических наук, Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета

Аннотация: В статье рассматривается достаточно важный момент в обучении курсантов – формирование субъективной позиции курсантов военного вуза. Для этого образовательный процесс должен создавать благоприятный процесс данного формирования, а также создание успешной самореализаций  личности и системы его ценностных ориентаций. Автор рассматривает особенности построения занятий по дисциплине «Авиационный английский язык» с учетом формирования субъективной активности по специальности 25.05.04 «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов». Также автор рассматривает понятие субъективной позиции курсантов военного вуза. Кроме этого раскрывается комплекс специально подобранных подходов, направленный на изучение и отработку учебного материала, а также для формирования субъективной позиции курсантов военного вуза.

Abstract: The article considers a rather important point in the training of cadets – the formation of a subjective position of cadets of a military university. To do this, the educational process should create a favorable process of this formation, as well as the creation of successful self-realization of the individual and the system of his value orientations. The author examines the features of the construction of classes in the discipline "Aviation English", taking into account the formation of subjective activity in the specialty 05.25.04 "Flight operation and application of aviation complexes".

Ключевые слова: курсанты военного вуза, авиационный английский язык, формирование субъективной позиции.

Keywords: cadets of a military university, aviation English, formation of a subjective position.

Запрос государства направлен на воспитание и обучение творческих, мобильных и инициативных специалистов. Культура межличностных отношений, навык самообразования и самореализации личности являются необходимыми качествами личности, формируемыми субъективную позицию курсантов военного вуза в процессе всего обучения [1]. Сегодня будущим военным специалистом с учетом сложившейся обстановки необходимо научиться создавать межличностные отношения согласно уставу, вырабатывать умения и навыки самообразования, что ведет к успешной самореализации личности. Для этого военные училища должны готовить не просто военных специалистов, а еще и офицеров-воспитателей и офицеров-педагогов [2].

В процессе формирования субъективной позиции будущий военный специалист должен проявлять настойчивость и ответственность в учебной деятельности, веру в себя и своих товарищей, способность управлять собственной духовной жизнью, отстаивать свои интересы [3].

Согласно опросу среди курсантов первого курса военного вуза отмечены некоторые сложности при формировании субъективной позиции: совмещение учебного процесса с несением воинской службы, преобладание официальных служебных отношений, регламентируемых Уставом Вооруженных Сил России, ограничение социальных ситуации развития, в которых формируется субъектная позиция.

Проблема становления личности как субъекта своей жизнедеятельности и своего внутреннего мира раскрывается в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, JI.C. Выготского, C.JI. Рубинштейна и другие.

Субъектная позиция будущего офицера в образовательном процессе военного вуза – это достаточно сложный уровень формирования субъективности, который характеризуется ответственным отношением к самому себе, к учебной деятельности, к своим товарищам в учебной группе и  к военной службе в целом [4].

Субъективность по нашему мнению следует рассматривать как различные механизмы и особенности личности, которые представляют собой следующие категории: разум, чувства, способности, характер.

Согласно нашим наблюдениям за курсантами  и анкетированию, направленную на выявление специфики субъективной активности в процессе обучения, можно рассмотреть 3 уровня:

  • низкий уровень субъективной активности: на данном уровне проявляется четкая мотивация к обучению в военном вузе, наличие достаточных научных и практических знаний военной специфики;
  • средний уровень субъективной активности: направлен на проявление к имеющимся вышеуказанным качествам осознанной самостоятельности в учебной деятельности, учение спланировать свой учебный процесс с учетом несения воинской службы;
  • высокий уровень субъективной активности: нацелен на наличие вышеуказанного, а также критическое отношение к своим результатам, адекватность в самооценивании, высокий уровень саморазвития и инициативность.

Социальные и психолого-педагогические условия оказывают непосредственное влияние на формирование субъективной активности. А это значит, что необходимо в образовательном процессе военного вуза создать нужные педагогические условия. Так, на авиационного английского языка нами используются разные методы и средства, направленные на формирование субъективной активности [5].

Дисциплина «Авиационный английский язык» изучается в течение четырех семестров обучения. Весь процесс обучения строится на  практических занятиях: объяснение, усвоение, проверка языкового и речевого материала, а также в ходе самостоятельной работы курсантов.

Учебный материал данной дисциплины состоит из коммуникативного минимума авиационной специальности, который включает языковой материал радиообмена, образцы диалогов «диспетчер-пилот» и монологические высказывания, темы и ситуации профессионального общения специалиста авиации, что способствует формированию субъективной активности.

В основу обучения положен комплекс специально подобранных подходов, направленный на изучение и отработку учебного материала, а также способствует формированию субъективной активности курсантов военного вуза:

  • компетентностный подход в организации учебного процесса и коммуникативный подход для определения содержания уровней владения авиационным английским языком;
  • профессионально-ориентированное обучение с использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций) [6].

Для формирования субъективной активности преподаватель подбирает такие задания, которые курсант должен творчески самостоятельно выполнять. Роль преподавателя сводится к осуществлению контроля за ходом работы, показу наиболее сложных элементов заданий и к разъяснению наиболее сложных вопросов [7].

Важным элементом подготовки занятия является подготовка учебно-вспомогательного состава к его проведению. Кроме того, определяется порядок использования материальной части на учебных местах и ставится задача на его подготовку заведующему учебным кабинетом и учебно-вспомогательному составу с последующей проверкой ее готовности.

Практическим занятиям по новому разделу предшествует проведение инструкторско-методического занятия с привлечением всех лиц, которые участвуют в его организации и проведении. Практические занятия по дисциплине проводятся в составе учебной группы под руководством двух преподавателей с привлечением учебно-вспомогательного состава. Подробный план и содержание каждого практического занятия указаны в методических разработках.

Консультации являются формой помощи курсантам в освоении учебного материала. Консультации подразделяют на индивидуальные и коллективные, информационные и проблемные [7].

В результате освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) обучающийся должен обладать следующими результатами обучения по дисциплине:

  • УК-4: способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия;
  • ОПК-3: способен использовать в профессиональной деятельности необходимые методические, регламентирующие и справочные документы, нормативные правовые акты;
  • ПК-6: способен осуществлять взаимодействие со службами, обеспечивающими полеты и органами обслуживания воздушного движения.

Таким образом, качество проведения занятия, правильно подобранная методика и средства обучения оказывают огромное влияние на формирование субъективной активности.

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 1.09.2013 года. – М.: Минобрнауки РФ, 2013. – 93 с.
  2. Конотоп, А.В. Система подготовки военных кадров как фактор обеспечения национальной безопасности и суверенитета Российской Федерации в условиях современной образовательной среды / А.В. Конотоп, О.Ю. Климова, Н.В. Уварина, А.А. Фасоля // Инновационное развитие профессионального образования. – 2022. – № 3 (35). – С. 65–72.
  3. СО 2.047.01–РИ Формирование у курсантов Филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Челябинске военно–профессиональных компетенций. – Челябинск, 2021. – 112 с.
  4. Романчук В.О. Сущность и специфика развития интеллектуально-творческого потенциала курсантов военного вуза в процессе иноязычного образования [Текст] / В.О. Романчук // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №5. – 420 с.
  5. Rybalko, L.S. et al. Intellectual capital is the foundation of innovative development: formation of the readiness of future subjects of law enforcement activities for professional Self-Realisation in the academic process / L.S. Rybalko. – 2022.
  6. Savignon, S. J., Wang, K. Communicative language teaching in the context of EFL: students' attitudes and perceptions. –
  7. Поварницына Т. С. Методические рекомендации по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Иностранный язык». Петропавловск-Камчатский: Российский университет кооперации, Камчатский филиал, 2018. C. 15-16.