УДК 371

Формирование национально-культурной идентичности на уроках родной (русской) литературы в средней школе

Исаева Екатерина Алексеевна – магистрант Северо-Кавказского федерального университета

Аннотация: Формирование этнокультурной идентичности – важнейшая задача современной школы, осуществляемая в рамках государственной образовательной политики РФ и предусмотренная совокупностью требований, обязательных при реализации основной образовательной программы по Родной (русской) литературе. Главным принципом которой является культурно-исторический подход, что прослеживается и в отборе дидактического материала, и в выделении трёх проблемно-тематических блоков, имеющих ярко выраженную воспитательную направленность.

Ключевые слова: этнокультурная идентичность, этнокультурное воспитание, культурная трансмиссия, педагогические условия, национально-региональный компонент.

В условиях глобализации культурного пространства проблема создания правовых механизмов сохранения этнокультурной идентичности стала ключевой для Российской Федерации как поликультурного общества. Этот факт подтверждается разработкой и реализацией Федерального закона «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации», направленного на создание условий для поддержки выявления, изучения, использования, актуализации и популяризации объектов нематериального этнокультурного достояния: «как совокупности присущих этническим общностям Российской Федерации духовно-нравственных и культурных ценностей, передаваемых из поколения в поколение, формирующих у них чувство осознания идентичности и охватывающих образ жизни, традиции и формы их выражения» [6].

Новый вектор развития этнокультурного образования, понимаемого как целенаправленный и непрерывный педагогический процесс приобщения обучающихся к этнической культуре и развития этнического самосознания, связан с общественным запросом, существующим в современной России.

 Формирование национально-культурной идентичности человека, его знаний о своём народе и своей стране начинается ещё в семье, в возрасте, называемом «вершиной детства» (от 6-7 до 10-11 лет), однако дальнейшее развитие этнообъединительных и этноразграничительных представлений продолжается именно в средней школе. В 11-15 лет формируется интерес к национальной культуре как составляющей национального самосознания, а в возрасте 16-17 лет упрочняется отношение к своей этнической группе [5, с. 99].

Именно поэтому появляется потребность в создании объективных и субъективных, внешних и внутренних педагогических условий для всестороннего изучения истории и культуры своего народа.

Так, курс родной (русской) литературы, обладающий высоким воспитательным потенциалом, благодаря роли и действиям педагога, являющегося посредником между ребенком и этнической культурой, может оказать значительное влияние на осознание этнокультурных особенностей и традиций русского народа в условиях современной системы образования. Родная (русская) литература как учебный предмет во многом нацелена на сохранение национальной идентичности русского народа, его этнического «Я» через развитие культуроведческой, исторической, лингвистической, персональной и межкультурной компетентности, что подтверждается требованиями к содержанию курса, направленного «на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней» [3, с. 5].

Специфика предметного содержания обусловлена:

– Возможностью изучения региональной литературы и местного фольклора в рамках урочных занятий. Вариативная часть базисного образовательного плана, отводимая на реализацию национально-регионального компонента составляет 20% процентов, что сравнительно немного. Однако учитель может распорядиться резервным временем с целью расширения тематического материала и в соответствии с особенностями региона, его исторической, географической, экономической, социальной, экологической и культурной спецификой. А.П. Беляева считает, что такая необходимость обусловлена тем, что «через интерес и любовь к своему родному краю, через изучение культурного наследия своего края формируется национальное самосознание и воспитываются патриотические чувства человека» [2, с. 97]. Например, в 9 классе изучая произведения о степи, её природе и русских людях, живущих на степном просторе, познакомимся с новеллами С. А. Заикиной «Казачий пояс» и «Андрей большой и Андрей малый», раскрывающих нравственные основы казачьих традиций и демонстрирующих особое отношение казака к степи, являющейся живым существом, олицетворением свободы и воли. Изучение литературы, посвященной ставропольскому казачеству, не только приобщает к его историческим и культурным традициям, но и способствует пониманию уклада жизни и уклада семьи своего рода.

Включением произведений фольклора, русской классики и современной литературы, отображающих жизнь, традиции и обычаи русского народа. В содержании курса «Родной (русской) литературы» выделяются три проблемно-тематических блока: «Россия – родина моя», «Русские традиции», «Русский характер – русская душа» – отражающих важнейшие концепты и константы русской культуры (мир, вера, воля, правда, любовь, душа и др.), связанные с духовным восприятием мира и природы, целостными представлениями об обществе и человеке. Так, в 6 классе словом-концептом, вокруг которого группируется художественный материал является «Зима», активно репрезентируемое в русской поэтической и языковой картине мира в силу: «исключительной роли зимнего времени года на территории России, обусловившей особенности ее истории, культуры, быта и т. д.» [1, с. 2].

– Сосредоточенностью на внетекстовом фоне изучаемого произведения: на быте и идеях освещаемой эпохи. Восприятие произведений без учета историко-культурного контекста и создания культурологического пространства урока оказывается невозможно в силу ярко выраженного национально-культурного своеобразия курса. Историко-культурный комментарий на уроках родной (русской) литературы необходим, чтобы «понять произведения прошлого, сделать текст более доступным, раскрыть особенности авторского замысла» [4, с. 288]. Так, изучая рассказ «Троицкая кукушка» И.А. Новикова, обучающийся должен понимать значение обычаев и традиций праздника Троицы, иначе же его символика, являющаяся неотъемлемой частью, может быть понята в прямом смысле. Пояснения требуют вопросы, связанные с имущественным положением, повседневными интересами и занятиями, типологическими особенностями традиционного жилища, национальными праздниками, ключевыми историческими событиями и др.

Таким образом, курс родной (русской) литературы способствует формированию национально-культурной идентичности, что обусловлено его главными содержательными и методическими аспектами.

Список литературы

  1. Баранникова, Г.И. Учебная модель организации номинативного поля концепта «зима» / Г.И. Баранникова // Гуманитарный вестник. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013. – № 2 (4). – С. 1 – 14.
  2. Беляева, А.П. Реализация регионального компонента содержания литературного образования на уроках родной (русской) литературы / А.П. Беляева // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». – Калининград: Калининградский областной институт развития образования, 2023. – № 1. – С. 96 –102.
  3. Беляева, Н.В. Примерная программа по учебному предмету «родная литература (русская)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования / Н.В. Беляева, М. А. Аристова, Ж.Н. Критарова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2020. – 40 с.
  4. Оганесян, А. Исторический комментарий как один из приемов формирования культурной компетентности на уроках литературы / А. Оганесян // Сборник научных статей Гаварского государственного университета. – Гавар: ГГУ, 2019. – № 6 – С. 288-303.
  5. Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряженности / Г. У. Солдатова. – М.: Смысл, 1998. – 389 с.
  6. Федеральный закон «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации» от 20.10.2022 № 402-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_429409/ (дата обращения: 02.12.2023 г.).

Интересная статья? Поделись ей с другими: