УДК 37

Развитие музыкального слуха у учеников начальных классов музыкальной школы

Ван Чжэньбэй – магистрант Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена.

Аннотация: Для многих учителей музыки идея о том, что у большинства учеников начинающих инструментальных ансамблей может быть хорошее чувство ритма и зачатки музыкального слуха, должна звучать как нечто из воображаемого мира грез. Однако, корректируя свое понимание того, что происходит в первый день, учителя могут помочь большему количеству учеников добиться ранних тональных и ритмических успехов в инструментальной музыке. В этой статье представлены стратегии занятий по освоению инструментальной музыки на начальном уровне. В рамках данных стратегий первому дню чтения и игры определенной ноты на инструменте предшествуют занятия, которые формируют готовность к восприятию музыки. Это не означает, что начинающие ученики не будут играть на инструментах в первые недели обучения, но концепция игры и чтения нот будет представлена после того, как ученики заново познакомятся с музыкой с помощью песен и движений и будут музыкально готовы исполнить нужную ноту.

Ключевые слова: игра на инструменте, музыкальная теория, методы обучения, музыкальный слух, ритмический рисунок, нотная грамота, доли, восприятия музыки, пение, тон. 

Прежде чем задуматься о том, как развить музыкальную готовность на первых уроках игры на инструментах, важно подумать о музыкальной среде учащихся до того, как они поступили на программу инструментальной музыки. В идеальной ситуации учащиеся должны пройти четыре или пять лет последовательного обучения музыке в рамках программы начальной школы. Если общая музыкальная программа сильна многие предложения в этой статье могут быть излишними. Однако во многих ситуациях музыкальные занятия проводятся так редко, а подготовка к представлению шоу и программ занимает настолько много времени, что последовательное развитие музыкальных навыков становится практически невозможным. Следовательно, некоторые преподаватели инструментов не могут предполагать, что дети, поступающие в класс оркестра или ансамбля, прошли музыкальную подготовку, необходимую для успешной игры на музыкальном инструменте.

Важно учитывать разнообразие содержания, преподаваемого в классе инструментальной музыки. Большая его часть относится к так называемым навыкам исполнения. [1, c. 184] Это навыки, связанные со сборкой инструмента, его правильным удержанием, правильным амбушюром и положением рук, знанием того, каким пальцем играть при определенных тонах, а также наличием необходимой координации для правильного движения пальцами. Преподаватели инструментальной музыки тратят много времени на развитие этих навыков, поскольку они необходимы для успешного освоения инструмента. Однако кроме этого для игры на инструменте необходимо уметь слышать тон и чувствовать ритм.

Грюноу, Гордон и Аззара предполагают, что, поскольку сегодня многие ученики недостаточно подготовлены, чтобы сразу приступить к обучению игре на инструменте, а другим уже пора начать оттачивать навыки исполнения, учителю необходимо одновременно начать развивать музыкальных слух учеников и их практические навыки игры на музыкальном инструменте. Другими словами, учащийся будет одновременно изучать два инструмента — инструмент для развития музыкального слуха (инструмент в голове) и инструмент оттачивания навыков исполнения (инструмент в руках). Музыкальный слух — то же самое, что мысль для языка. Именно через развитие слуха дети учатся чувству тональности и метра. [1, c. 201]

Преподавателям игры на музыкальных инструментах стоит учитывать важность развития музыкального слуха на первых уроках игры на инструменте. На начальном этапе упражнения на развитие слуха и навыков исполнения следует рассматривать отдельно. В противном случае многие дети могут сконцентрироваться исключительно на механическом исполнении, и тогда им будет сложно научиться слышать музыку, петь и чувствовать ритм. По мере освоения инструмента эти ученики могут улучшить свои навыки исполнения, но они никогда не смогут играть с хорошим ритмом и тоном.

Идея пения и движений в рамках обучения инструментальной музыке, конечно, не нова. Многие полагают, что включение этой концепции в начальную программу музыкальной школы повысит музыкальную успеваемость студентов. [2, c. 17-21] [3, c. 75] Однако у большинства учителей музыки возникают трудности, так как юным музыкантам необходимо освоить множество навыков одновременно. Трудно понять, с чего начать, ведь ученикам необходимо знать все. Что должно быть на первом месте? Многие преподаватели инструментальной музыки спешат познакомить учеников с нотной грамотой: в некоторых школах студенты изучают нотную грамоту и теорию музыки еще до того, как им выдадут инструменты. Студенты учатся расшифровывать ноты, не понимая их музыкального значения. Конечно, чтение нот — важная концепция на начальном этапе программы, однако студенты не могут научиться читать то, подо что они не двигались, не реагировали, не пели, не импровизировали. [4, c. 15] Учителю музыки следует подумать о том, чтобы отложить обучение нотам до тех пор, пока ученики не научатся подбирать ноты на слух и играть наизусть различные песни. Первые отчетные концерты ансамблей могут состоять из произведений, которые ученики изучили без использования нот. Как только учащиеся смогут исполнять репертуар на слух и различать на слух тональные и ритмические модели, они могут начать изучать ноты к произведениям, которые они уже выучили.

Многие начинающие преподаватели инструментальной музыки часто просят учеников отстукивать ногами в такт. Однако что происходит со студентами, которые не могут выполнить это задание? Учащимся, которые не могут поддерживать устойчивый ритм, необходимы общие инструкции по движениям, которые будут способствовать выполнению упражнений с постоянным ритмом. Свободно перемещаясь под песни с разными размерами, все учащиеся могут ощутить элементы потока, веса, пространства и времени в музыке. [5, c. 78]

Ученики более охотно выполняют упражнения на постоянный ритм, если им позволить принести на занятия любимую музыку. Хотя учащимся нравится двигаться под музыку, им следует научиться делать это и без нее. Им важно научиться концентрироваться только на ритме без других музыкальных «помех». Одной из стратегий было бы чередование использования музыки и ее отсутствия при выполнении упражнений на удержание ритма. В моменты отключения музыки учителю следует попросить учеников двигаться в такт, который он задает на музыкальном инструменте или с помощью голоса.

В качестве упражнения на удержание ритма можно использовать выражение ритмического рисунка, состоящего из долей большего и меньшего размера, с помощью определенных движения тела. Для выражения большей доли назначается движение: ученики могут стучать обеими руками по парте или отбивать ритм пятками о пол. Как только ученики начинают попадать в заданный ритм, учитель задает новое движение для обозначения доли, размер которой меньше изначальной в два или три раза. Задача студентов состоит в том, чтобы одновременно поддерживая большую долю с помощью одних движений, научиться изображать меньшую долю с помощью других и поддерживать при этом устойчивый ритм.

Когда у учеников начнет получаться, можно немного усложнить задание. Пока учащиеся с помощью движений выражают ритмический рисунок, состоящий из больших и меньших долей, учитель задает короткий ритмический рисунок с помощью голоса, выраженный нейтральным слогом, и просит учеников повторить его, не прекращая двигаться в заданном ритме. Например:

Рисунок1

Подобное упражнение стоит давать ученикам до начала изучения нотной грамоты.

Большинство преподавателей игры на инструментах, вероятно, согласятся с тем, что для того, чтобы играть в гармонии, исполнитель должен обладать развитым музыкальным слухом. Однако многие из них знакомят с нотной грамотой и навыками исполнения на первых уроках музыки вместо того, чтобы сосредоточиться на том, чтобы научить студента “слышать” музыку. Пение должно быть важным занятием на ранних уроках игры на инструментах, так как оно оказывает большое влияние на развитие музыкального слуха. Учащиеся с большим репертуаром песен различной тональности и размера с большей вероятностью добиваются успеха. [4, c.16]

Хорошая идея — научить студентов петь песни, которые они в конечном итоге сыграют на своих инструментах. Им не нужно учить слова, поэтому пойте их на нейтральном слоге. Учащийся должен научиться петь песни наизусть как мажорных тонах, так и в минорных, а также в двух- и трехметровом размере.

Помимо изучения мелодий песен, студенты могут изучить основные мелодии или басовые партии. Это позволит ученикам петь двумя партиями и начать слышать гармонию.

Учащиеся будут более подготовлены к изучению нотной грамоты после того, как они освоят упражнения на изучение ритмических и тональных рисунков с помощью движения и голоса. Даже учащиеся программ, которые знакомят с нотной записью в традиционном формате, могут получить пользу от начала уроков игры на инструментах, ориентированных на пение и движение на начальном этапе игры на инструменте.

Список литературы

  1. Grunow, R.E., Gordon, E.E., and Azzara, C.A. (2001). Jump Right In: The Instrumental Series Teacher's Guide, 2nd ed.. Chicago: GIA Publications.
  2. Mitchell Robinson, M. (1996). To Sing or Not to Sing in Instrumental Class. Music Educators Journal 83, no. 1.
  3. Debbie Rohwer, D. (1995). The Value of Singing in the Instrumental Music Program. Dialogue in Instrumental Music Education 19, no. 2.
  4. Beth Bolton, B. (1997). Listen and Move: Preparing Your Students for Instrumental Music Classes. GIML Audea 3, no. 2
  5. Laban, R. (1971), The Mastery of Movement. London: MacDonald and Evans.