УДК 371

Проблемы снижения мотивации учащихся: причины и пути решения

Башинский Дмитрий Валерьевич – ассистент кафедры конституционного и гражданского права Юридического факультета Государственного университета просвещения.

Аннотация: мы сегодня живём в динамичном и быстро развивающемся мире, который предъявляет, особенно к подрастающему поколению, высокий уровень требований к знанию основополагающих положений в различных сферах знаний. Современный человек имеющий пробелы в той или иной сфере знаний, становится не конкурентоспособным на рынке труда. При таких условиях, центральной проблемой в сфере образования становится проблема мотивации учащихся к максимально полному освоению учебных программ. К сожалению, приходится признавать тот факт, что сегодня наблюдается снижение общего уровня мотивации у учащихся. Данная проблема в большей степени касается учащихся среднего школьного возраста, так как они в отличии от учащихся младшего школьного возраста, должны овладеть формами самостоятельной работы, самостоятельно заниматься развитием своего интеллектуального уровня, выражаемого через познавательную активность учеников. Настоящая статья рассматривает различные точки зрения на данную проблему учёных, педагогов и психологов. Также автор в настоящей статье постарается систематизировать существующие методы и способы развития у учеников познавательного интереса.

Ключевые слова: мотивация, отсутствие мотивации, мотив, мотивирование, внутренние составляющие мотивации, целеполагание, обучение в школе.

Постоянное получение новых знаний является жизненной необходимостью в современном динамично развивающемся мире. Поэтому уровень образования населения сегодня является определяющим в любом обществе.

Одной из центральных проблем современного образования считается проблема формирования целостной учебной мотивации населения, особенно это касается подрастающего поколения.

В современно мире в связи с очень быстрым техническим развитием всех сфер экономики, очень быстро меняются не только стандарты и требования к профессиональной подготовке персонала, но меняется и само подрастающее поколение – сегодня ученики начальных классов принципиально отличаются от своих сверстников 80-х и 90-х годов прошлого века.

В последние годы наблюдается процесс повсеместного снижения у большинства учащихся среднеобразовательных школ мотивации к обучению.

Для того, чтобы разобраться в этой проблеме, необходимо в первую очередь разобраться в вопросе - что такое само понятие «мотивация», что является причиной её снижения, каким образом формируется само это понятие и как оно работает, и что нужно предпринять для того, чтобы ученики начали получать удовлетворение от самого процесса обучения.

Термин «мотивация» впервые был озвучен в работе Артура Шопенгауэра «Четыре принципа достаточной причины».

Во многих работах многих учёных в конце 19 - начале 20 века, в том числе и отечественных (В.Н. Боровский, Н.Ю. Войтонис, Л.С. Выготский, А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге), достаточно подробно рассматривались вопросы мотивирующего поведения людей. Данные научные изыскания до сих пор являются актуальными.

Даниэль Берлайн в своих трудах подробно описал систему мотиваций, согласно которой он пришёл к выводу, что потребности личности определяют ответы его организма. Тот же Дэвид Маккеланд утверждал, что мотив – это «стремление к достижению некоторых общих целевых состояний».

Джон Аткинсон в своих трудах рассматривал мотивацию, ожидание чего-то и превращение ожидания непосредственно в мотив.

Абрахам Маслоу в своей теории мотивации утверждает, что стремлении к постоянному развитию является ведущим мотивом индивидуума. Он утверждает, что мотивы определяются потребностями человека, при этом потребности градуируются по нескольким уровням: от биологических потребностей до потребностей личной самореализации.

На основании вышесказанного можно дать определение термину «мотивация».

Мотивация (с латинского «movere» - двигать) – это стремление и готовность человека что-то делать. Мотивация - это то, что движет человеком, побуждает его выполнять целый комплекс задач и таким образом двигаться к поставленной цели.

Мотивация имеет многоуровневую структуру. Это личностные мотивы (делятся на несколько видов), целеполагание, поведенческие особенности при реализации мотивов с учётом эмоциональной составляющей. Каждая из этих компонент выполняет определённую функцию при формировании мотивационной компоненты у ученика.

Отношение школьника к учёбе формируется из личного осознания важности процесса обучения, с учётом превалирующих нравственных ценностей в окружаемом обществе и семье. По сути, это и является главной мотивационной компонентой.

Мотивы классифицируют по нескольким группам. Они могут быть как внутренними, так и внешними, познавательными и социальными, нацеленными на успех и исключение неудач. Понимание того, какие из перечисленных мотивов являются превалирующими для каждого конкретного ученика, поможет в работе по разработке индивидуальных мотивационных планов.

Внутренние мотивы напрямую замкнуты на процесс учёбы. Это стремление ученика познать, как устроен окружающий мир, стремление к получению новых знаний и навыков.

Внешние мотивы начинают работать в силу наличия каких-либо обязательств, наличия желания быть как минимум не хуже своих друзей и одноклассников, а по возможности и превзойти их, получить за свои успехи хорошую оценку и похвалу со стороны старших.

Ведущую роль в процессе обучения выполняют внутренние мотивы обучающегося. А внешние мотивы выполняют вспомогательную функцию, но при этом их не нужно снимать со счетов, т.к. они тоже достаточно важны.

Познавательные мотивы - это стремление к получению знаний, стремление к овладению способами самостоятельного приобретения знаний. Познавательные мотивы являются базовыми в развитии мотивационной компоненты у ученика.

Социальные мотивы сопряжены с проблемами социального взаимодействия ученика с одноклассниками, друзьями, учителями, родителями.

И последняя группа мотиваций – достижение успеха и избежание неудачи. Ученики, мотивированные на успех, ставят перед собой положительную цель и прикладывают максимум усилий для её достижения, при этом они, как правило, прибегают к различным средствам, которые помогают им достичь поставленной цели.

Ученики, мотивированные на избежание неудачи как правило своей удачей считают, когда им удаётся избежать неудачи. Как правило, эти ученики не уверены в себе, испытывают страх к критике, к учёбе относятся отрицательно, особенно когда сталкиваются со сложностями.

В формировании у школьника мотивации к учебному процессу важное значение играет также целеполагание. Целеполагание - это процесс установления и формирование учеником и педагогами главных целей и задач на всех этапах учебного процесса.

Важной компонентой целеполагания являются эмоции, которые испытывает ученик в процессе учёбы, качество отношений с одноклассниками и учителями.

Занимаясь вопросами учебной мотивации, важно правильно понимать структуру мотивации конкретного ученика, понять какие мотивы у конкретного ученика преобладают, как у него развито целеполагание, какое значение для данного ученика имеет эмоциональный компонент.

Диагностика неполной структуры мотивации не даст полного ответа на вопрос: почему ученик не способен полностью усвоить программу обучения или почему у него плохие показатели по успеваемости, но при этом всё же позволит составить некое представление о существующей проблеме.

При переходе ученика из начальной школы в основную, как правило, происходит некоторое ухудшение успеваемости ученика, следующий период снижения успеваемости приходится на 6-7 классы. Дальнейшая успешность в учёбе разных учеников может развиваться по разным сценариям.

Если вовремя зафиксировать неудачи в учёбе ученика, проанализировать причины этих неудач и выполнить соответствующие коррекционные воздействия, статус «хорошо успевающего ученика» можно сохранить. Если проблема не будет вовремя зафиксирована и будет пущена на самотёк, ученик свыкнется с мыслью, что он неудачник и у него ничего не получается. В таком случае, как итог - низкая мотивация перерастёт в негативное отношение к учёбе.

При определении причин снижения мотивации важно учитывать возрастные особенности ученика. Именно возрастные особенности ученика влияют на смену его увлечений, и, как правило, учёба отодвигается на задний план.

Таким образом, можно сделать вывод, что снижение учебной успеваемости у ученика вызвано его переходом на новый возрастной этап его развития, появления новых увлечений и некоторых изменений в его системе ценностей и приоритетов.

Именно в этот период жизни ученика важной является поддержка со стороны родителей и учителей, понимание ими сути изменений, произошедших во внутреннем мире ребёнка.

В этот момент со стороны старших необходимо понимание в чём конкретно заключаться их работа с подростком на этом переходном этапе его жизни.

Эту работу необходимо разделить на три этапа: групповая работа, индивидуальная работа, работа с родителями и учителями.

Работа по проблемам учебной мотивации школьника всегда должна начинаться с анализа результатов его успеваемости, причин его негативного отношения к учебному процессу.

После анализа необходимо провести обследование групп учеников, находящихся в группе риска, так же необходимо провести собеседование с родителями детей находящихся в данной группе.

Обследование должно проводиться по следующим направлениям: наблюдение, мышление, тревожность, мотивы, самооценка, социальные установки, личностные качества, отношения в социуме. По результатам обследования должна быть определена проблема.

Причинами снижения учебной мотивации могут быть: недостаточная развитость навыков в начальной школе, плохая развитость внимания и памяти, проблемы со здоровьем, безразличие родителей, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, тревожности, отставание в учёбе, безразличное отношение к учёбе, плохие отношения с учителями, негативное влияние улицы.

На основании проведённого анализа всех выявленных проблем разрабатывается индивидуальный план работы с учеником. Данный план должен быть доведён до родителей и учителей.

Понятие мотивации нужно рассматривать в комплексе с психологическими особенностями возрастных периодов развития ребёнка. Каждому из периодов развития ребёнка присущи свои методы и подходы. Пятые классы – снижение уровня тревожности, шестые классы – развитие навыков сотрудничества, седьмые классы – развитие социального интеллекта, восьмые классы – повышение уровня самоуважения.

Работа с педагогическим составом по данному вопросу выстраивается при помощи тематических семинаров.

На этих семинарах для учителей выдаются не только общие рекомендации, но и частные каждого конкретного случая. Работа с родителями планируется по двум направлениям - индивидуальные консультации и тематические семинары на родительских собраниях.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что проблема учебной мотивации может быть решена только при комплексном подходе к её решению после изучения всех причин, и только при совместных усилиях всех заинтересованных сторон.

Список литературы

  1. Герасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии /А.С. Герасимова// Институт психологии РАН, 2006.
  2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте /А.К. Маркова// - М.: Просвещение, 1983.
  3. Фильдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития // Бюллетень ВАК Минобрнауки России. 2010. №4 С. 20-32.
  4. Тимашева А.В. Становление самосознания ребёнка на этапе перехода от младшего школьного к подростковому периоду развития. Диссертация кандидата психологических наук: 19.00.07. – Волгоград, 2002. – 186 с.
  5. Григорьева М.Н. Отсутствие мотивации учащихся в среднем звене общеобразовательной школы /М.Н. Григорьева// Молодой учёный – 2020. - №52 (342) – С. 383-385.
  6. Царёва М.В., Безукладников К.Э. Самостоятельная работа как основа речемыслительной деятельности младших школьников // Вестник пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия №1. Психологические и педагогические науки. 2015. №2. С. 194-199

Интересная статья? Поделись ей с другими: