УДК 159.9.07

Уровень развития речи и игровой деятельности дошкольников

Нигматуллина Гузель Ильнуровна – студент Нижнекамского филиала Казанского инновационного университета имени В. Г. Тимирясова (ИЭУП).

Научный руководитель Галимова Роза Зайнагутдиновна – старший преподаватель Нижнекамского филиала Казанского инновационного университета имени В. Г. Тимирясова (ИЭУП).

Аннотация: В статье рассматривается уровень развития речи и игровой деятельности детей дошкольного возраста, проведен теоретический анализ выяснили, что основой речевой готовности детей к обучению в школе, представляется устная речь, делается акцент на том, что речевое развитие не происходит само по себе. оно требует активного взаимодействия с окружающей средой и, прежде всего, с взрослыми, это доказано в эмпирической части, так же в статье представлены результаты исследования внедрение разнообразных методик, привлечение родителей и создание речевой развивающей среды являются основными условиями эффективного формирования речевой готовности детей.

Ключевые слова: дошкольный возраст, речь, лексика, речевое развитие, грамматика, слова, речевые навыки.

По мнению Безруких М. М. Ребенок должен освоить такие основные элементы языка, как фонетика (звуки языка), лексика (слова), грамматика (порядок слов и образование предложений) и семантика (значение слов и высказываний) [1, c 23]. Галимова Р.З. «в своей статье акцентирует внимание на то , что в процессе речевого развития ребенок осваивает эти элементы постепенно, начиная с самых простых структур и постепенно переходя к более сложным»[2, c 336]. Однако, речевое развитие не происходит само по себе. Оно требует активного взаимодействия с окружающей средой и, прежде всего, с взрослыми. С самого рождения ребенок находится в постоянном контакте с различными звуками и речью взрослых [3, c 16]. Он слушает и наблюдает, а затем начинает подражать взрослым, пытаясь воспроизвести те же звуки, слова и высказывания. Речевое развитие также напрямую связано с развитием мышления. «Развитая речь позволяет ребенку более точно и четко формулировать свои мысли, а это в свою очередь способствует развитию абстрактного и логического мышления. Для того, чтобы подготовить ребенка к поступлению в школу и обеспечить его развитие речи, важно создать благоприятные условия для его общения и деятельности. Родители и взрослые должны обращать внимание на речь ребенка, корректировать его ошибки и активно общаться с ним» [4, c 33]. Также полезно заниматься специальными развивающими играми и упражнениями, которые помогут развить лексический запас, грамматические навыки и понимание смысла высказываний. В целом, правильная и хорошо развитая речь является важным условием успешного поступления ребенка в школу и его дальнейшего обучения. Она не только облегчает процесс общения и познания окружающего мира, но также способствует развитию интеллекта и мышления [5, c 65].

Таким образом, результаты эмпирического исследования показали, что половина испытуемых имеет средний уровень развития речи (52%), около трети старших дошкольников имеют высокий уровень развития речи(26%), а также около четверти детей обладают низким уровнем речевого развития(22%). На основании анализа детских рассказов было выявлено, что дошкольники пытаются использовать трудные слова без полного понимания их значения. Это свидетельствует о среднем уровне развития речи у этих дошкольников. Также было обнаружено, что почти четверть детей с низким уровнем речевого развития(64%). приняли участие в исследовании. Это говорит о необходимости проведения работы для улучшения уровня речевого развития старших дошкольников.

Методика Л.Н. Бернштейна "Последовательность событий" была использована для изучения понимания смысла сюжета и логичности речи. В этой методике испытуемым предъявлялись картинки, изображающие сюжет, в неправильной последовательности. Задание состояло из двух частей. В первой части задания дошкольникам предлагалось правильно расположить картинки в нужной последовательности. 84% детей справились с этим заданием с первой попытки и правильно расположили три сюжетные картинки. Еще 13% детей смогли правильно расположить картинки со второй попытки, а остальным детям не потребовалось третьей попытки. Во второй части задания детям предлагалось рассказать устно историю, основанную на картинках. Используемая в данной работе сюжетная серия называлась "Старший товарищ". Таким образом, методика Л.Н. Бернштейна "Последовательность событий" позволяет оценить понимание смысла сюжета, а также проверить логичность речи дошкольников. В результате анализа игровой деятельности детей по семи критериям были получены следующие данные: 1) Уровень сюжетности игровой деятельности. Почти половина детей (48%) проявляет высокий уровень сюжетности в своей игре, у 36% детей уровень сюжетности находится на среднем уровне, а у 16% наблюдается низкий уровень сюжетности. 2) Уровень включенности в игровое действие. Большинство детей (58%) проявляют высокий уровень включенности в игровое действие, у 30% детей - средний уровень, и только у 12% детей этот уровень низкий. 3) Уровень приспособленности и эмоциональной окраски действий. 42% детей проявляют высокий уровень приспособленности и эмоциональной окраски действий, у 38% детей этот уровень находится на среднем уровне, а у 20% детей наблюдается низкий уровень. 4) Уровень связности в игровом действии. 52% детей проявляют высокий уровень связности в своей игре, у 36% детей этот уровень находится на среднем уровне, а у 12% детей этот уровень низкий. 5) Уровень оригинальности и творчества. 46% детей проявляют высокий уровень оригинальности и творчества в своей игре, у 32% детей этот уровень находится на среднем уровне, а у 22% детей этот уровень низкий. 6) Уровень владения игровыми средствами и материалами. 54% детей проявляют высокий уровень владения игровыми средствами и материалами, у 32% детей этот уровень находится на среднем уровне, а у 14% детей наблюдается низкий уровень. 7) Уровень самостоятельности в игровой деятельности. Большинство детей (64%) проявляют высокий уровень самостоятельности в своей игре, у 24% детей этот уровень находится на среднем уровне, и только у 12% детей этот уровень низкий. Рисунок 1 показывает сравнение уровня логичности и осознанности речи между экспериментальной и контрольной группами дошкольников. Заметно, что после проведения коррекционной работы уровень логичности и осознанности речи у детей в экспериментальной группе значительно возрос, в то время как в контрольной группе такие изменения не наблюдаются. Рисунок 2 демонстрирует изменения в уровне развития игровых навыков у детей в экспериментальной и контрольной группах. Видно, что после проведения коррекционной работы, уровень развития игровых навыков у детей в экспериментальной группе возрос, в то время как в контрольной группе такие изменения не произошло. Рисунок 3 представляет сравнение уровня развития игровых навыков с уровнем логичности и осознанности речи у детей в экспериментальной группе после проведения коррекционной работы. Из рисунка видно, что уровень развития игровых навыков и уровень логичности и осознанности речи взаимосвязаны и имеют положительную корреляцию. Таким образом, проведенная коррекционная работа значительно повысила уровень логичности и осознанности речи у детей дошкольного возраста, а также способствовала улучшению развития игровых навыков.

image001

Рисунок 1. Распределение дошкольников с разным уровнем развития речи (до и после эксперимента) (%).

 Мы видим, что в контрольной группе после первого и второго контрольного среза изменений в уровневых показателях не произошло, а в экспериментальной группе произошли изменения в лучшую сторону. Высокий уровень речевого развития увеличился 32% до 38%, низкий уровень речевого развития уменьшился с 12% до 8%. Результаты изучения осознанности восприятия и использования речевых эталонов с помощью методики «Диагностики речевого развития ребёнка, осознанности восприятия и использования им речи» представлены на рисунке 2.

image002

Рисунок 2. Распределение дошкольников контрольной и экспериментальной групп по уровню развития осознанности восприятия и использования речевых эталонов (до и после формирующего эксперимента) (%).

Здесь так же видны изменения в экспериментальной группе – увеличился процент детей с высоким уровнем развития осознанности восприятия и использования речевых эталонов увеличился с 16% до 24%, а количество детей с низким уровнем уменьшился с 14% до 12%. Значительных изменений в контрольной группе не произошло. После проведённого исследования в контрольной и экспериментальной группах по методике «Диагностика уровня сформированности игровых навыков» Р.Р. Калининой полученные результаты представили на рисунке 3.

image003

Рисунок 3. Распределение дошкольников контрольной и экспериментальной групп по уровню сформированности игровых навыков (до и после формирующего эксперимента) (%).

Мы так же обращаем внимание на то, что результаты в контрольной группе остались неизменными, в экспериментальной группе снова произошли положительные изменения по уровню сформированности игровых навыков. Так количество дошкольников с высоким уровнем развития игровых навыков увеличился с 16% до 32%. А процент детей с низким уровнем развития игровых навыков уменьшился с 24% до 12%.

По результатам математической обработки с помощью критерия U-Манна-Уитни было обнаружено на уровне статистической значимости (р < 0,01) улучшение игровых навыков в экспериментальной группе после формирующего эксперимента (u = 252,000, z = 0,199, р < 0,1). В контрольной группе не было обнаружено статистически значимых изменений в речевом развитии и сформированности игровых навыков. В контрольной группе после второго диагностического среза было даже некоторое снижение средних рангов. В экспериментальной группе после формирующего эксперимента были обнаружены статистически значимые изменения в речевом развитии (до - 23,74, после - 26,56) и восприятии речи (до - 23,74, после - 24,60), особенно отмечались значительные изменения в значениях игровых навыков (до - 25,40, после - 27,92).Таким образом внедрение разнообразных методик, привлечение родителей и создание речевой развивающей среды являются основными условиями эффективного формирования речевой готовности детей к обучению в школе. Речевая готовность ребенка к школе является очень важным аспектом, поэтому важно использовать все многообразие форм и ресурсов при работе с детьми

Список литературы

  1. Безруких М. М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. М.: Эксмо, 2019. 464 с.
  2. Галимова Р.З. Формирование синтаксической стороны речи дошкольников 5-го года жизни В сборнике: Актуальные проблемы и перспективы развития современной науки. Сборник научных трудов по материалам VIII Международной научно-практической конференции. Ставрополь, 2022. С. 336-340.
  3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: Детство-пресс, 2021. - 472 с.
  4. Конюхова Е.Ю. Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе: Словарь терминов. – Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2022. – 64 с.
  5. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2019. 320 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: