УДК 37

Мотивация и самостоятельность в современном образовании

Мазитов Виктор Расульевич – аспирант кафедры Цифровых технологий Самарского государственного университета путей сообщения

Аннотация: В статье рассматриваются современные методы обучения в контексте современного образования. В работе затрагивается тема использования информационных технологий для обеспечения эффективного усвоения знаний и навыков обучающимися, что в свою очередь помогает создать мотивацию, активность обучающихся, стимулированию их интереса и повышения уровня личного вовлечения в процесс обучения.

Ключевые слова: информационные технологии, учебный процесс, онлайн-образование, продвинутые интеллектуальные системы, модернизация системы образования, инновационные подходы, интерактивность, современная педагогика, обучение через игру, расширенное обучение, профессиональное обучение, быстрый темп развития технологий, технические проблемы, индивидуализация обучения, коммуникация и сотрудничество, геймификация, игровификация.

На сегодняшний день современный мир вносит свои коррективы в работе педагога. Согласно Законопроекту № 357869-7 от 27 апреля 2023 года "О государственном образовании", который был принят Государственной Думой РФ, введение информационных технологий в учебный процесс является одним из главных приоритетов развития образования. Внедрение новых информационных технологий и средств обучения может иметь положительное влияние на качество образования и способствует модернизации системы образования.

Таким образом, в настоящее время одним из важных направлений модернизации системы образования является внедрение в практику образовательных учреждений новых информационных технологий и средств обучения.

Изучив научные работы, которые посвящены современному обучению компьютерным технологиям, можно сказать что в современной системе образования особое значение имеют инновационные подходы к преподаванию, которые включают использование новейших информационных технологий и различных форм обучения. Это позволяет учителям создавать более эффективную среду для развития ученических способностей и интересов.

Обучение может быть реализовано с помощью различных информационных технологий, а непрерывное развитие образовательной системы позволяет интегрировать компьютерные технологии в процесс обучения и образования с целью создания методов и подходов, которые упрощают восприятие информации для учащихся. Кроме того, компьютерные технологии могут помочь в создании персонализированных программ обучения, которые адаптируются к индивидуальным потребностям и темпы обучения каждого ученика. Все это может привести к улучшению качества образования и увеличению эффективности обучения, стимулирует развитие и совершенствование технологий обучения.

Однако развитие информационных технологий приводит к постоянному увеличению сложности восприятия информации обучающимися.

Для создания более привлекательной среды в образовании применяются игровые стратегии для улучшения обучения. игры развивают навыки, которые останутся с человеком на всю жизнь. Игры также мотивируют студентов, увлекают их предметом, снижают уровень утомления, улучшают успеваемость и развивают когнитивные способности.

Анализируя данную информацию, мы пришли к выводу, что игровификация в обучении ИТ специалиста позволяет создать интересную и мотивирующую обучающую среду. Она помогает обучающимся развить навыки, необходимые для успешной карьеры в ИТ сфере, такие как решение проблем, аналитическое мышление, коммуникация и коллаборация.

Использование комбинации традиционных методов обучения, компьютерных технологий и игровых стратегий, при правильном применении наиболее подходящих для конкретной учебной ситуации, может быть наилучшим подходом. Такие методы обучения способствуют активности обучающихся, стимулированию их интереса и повышают уровень личного вовлечения в процесс обучения. Очень важно развивать данные подходы, адаптировать их к современным требованиям индустрии информационных технологий, и стремиться к непрерывному улучшению качества подготовки обучающихся для их успешного развития.

Список литературы

  1. Черткова, Е.А.  Компьютерные технологии обучения : учебник для вузов / Е. А. Черткова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 250 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07491-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513395 (дата обращения: 15.01.2024).
  2. Емельяненко В. Д. Мировоззрение и игровая компьютерная зависимость: поиск взаимосвязи // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. – 2016. – № 1(11). – С. 45–64.
  3. Osipov I. V., Volinsky A. A., Nikulchev E., Prasikova A. Y. Communication and gamification in the web-based foreign language educational system // International Journal of Web-Based Learning and Teaching Technologies. – 2016. Vol. 11, № 4. – P. 22–34.
  4. Полутина Н. С. Направления исследований в психологии компьютерной игры // Интеграция образования. – 2010. – № 4. – С. 93–97.
  5. Гришин Е. Н. Использование информационных технологий в образовательном процессе // Ученые записки Южно-Казанского государственного педагогического университета. - 2018. - Т. 10. - Вып. 2. - С. 12-16.
  6. Касьянц В. Ф. Основы информационных технологий в образовательном процессе // Научные труды Новосибирского государственного университета. - 2017. - Т. 12. - С. 21-26.
  7. Максимов А. В. Методология обучения информационным технологиям в образовательном процессе // Вестник Сахалинского государственного университета. - 2016. - № 3(2). - С. 3-8.
  8. Holman, C., Aguilar, S.J., Levick, A., Stern, J., Plummer, B. & Fishman, B. (2015). Planning for Success: How Students Use a Grade Prediction Tool to Win Their Classes. LAK’15, NY, 2015.
  9. Ortiz, Margarita & Chiluiza, Katherine & Valcke, Martin. (2016). GAMIFICATION IN HIGHER EDUCATION AND STEM: A SYSTEMATIC REVIEW OF LITERATURE. 6548-6558. 21125/edulearn.2016.0422.
  10. Иванченко М. А. Человек играющий, машина играющая: путь к идеальной нейросети и предпосылки возникновения постгуманизма / М. А. Иванченко, П. Е. Архипов // Идеи и идеалы. – 2021. – Т. 13, № 1-1. – С. 151-165. – DOI17212/2075-0862-2021-13.1.1-151-165. – EDN OWZFYJ.
  11. Горбатов С.В. Образовательные платформы для дистанционного и самостоятельного обучения / С.В. Горбатов, Я.Е. Федорова // НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Институт информационных технологий и технологического образования. Санкт-Петербург – 2023. – С. 155-159.
  12. Добудько Т.В, Горбатов С.В, Добудько А.В, Пугач О.И. Методика оценки электронной информационно-образовательной среды педагогического вуза // Самарский научный вестник. – 2018. – Т. 7, № 3(24). – С. 311-316.
  13. Алембаторов И.В, Горбатов С.В. Использование средств геймификации в процессе изучения функционального программирования // ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ Материалы VI международной научно-практической конференции. - Самарский государственный социально-педагогический университет (Самара) , 2018. - С. 98-102.

Интересная статья? Поделись ей с другими: