УДК 37

Педагогические подходы к обучению музыке в дополнительных образовательных программах

Киняшева Виктория Сергеевна – магистрант Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.

Научный руководитель Политаева Татьяна Ивановна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой музыкального и хореографического отделения Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.

Аннотация: В данном научном исследовании рассматриваются педагогические методики, направленные на совершенствование музыкального образования в контексте программ дополнительного образования. Многогранная природа музыки, являющейся важнейшим компонентом комплексного образования, играет ключевую роль в развитии когнитивных, эмоциональных и социальных способностей.

В начале данного исследования используется целостная перспектива, объединяющая теорию, историю, исполнительство и композицию, чтобы способствовать глубокому и всестороннему пониманию этой художественной дисциплины. Исследование изучает эффективность исследовательских и проектных методик обучения, делая особый акцент на поощрении самостоятельной исследовательской деятельности студентов и прагматическом применении приобретенных навыков в сфере музыкального образования. Анализ проходит через различные измерения, стремясь раскрыть сложную динамику того, как эти педагогические подходы способствуют целостному развитию личности, занимающейся музыкальным образованием.

Ключевые слова: музыкальное образование, педагогические подходы, дополнительные образовательные программы, голистическое обучение, обучение на основе запросов, обучение на основе проектов, интеграция технологий, культурный и исторический контекст, коллективное обучение, опытное обучение, дифференцированное обучение, творчество и импровизация, программы менторства, стратегии оценки, адаптивное обучение для особых потребностей.

Включение музыкального образования в общеобразовательную программу показывает его ключевую роль в целостном развитии личности, охватывающем когнитивные, эмоциональные и социальные аспекты. Дополнительные образовательные программы предлагают уникальные возможности для более глубокого и систематического изучения музыкальных концепций.

Целостный подход к музыкальному образованию объединяет различные элементы, включая теорию, историю, исполнительство и композицию, способствуя всестороннему пониманию музыки и устанавливая глубокую связь с этим выразительным видом искусства. Поощрение учеников задавать вопросы и исследовать музыку с помощью исследовательского подхода служит мощным педагогическим инструментом. Такой подход, по мнению Н.А. Ветлугина: «не только развивает навыки критического мышления, но и позволяет учащимся взять на себя ответственность за свой учебный опыт» [3].

Проектно-ориентированное обучение в музыкальном образовании, согласно исследованиям Н. Л. Гродзенской, предполагает вовлечение учащихся в масштабные реальные проекты, такие как создание музыкального произведения, организация концерта или исследование культурного значения того или иного жанра. Такие проекты воспитывают чувство цели и достижения. Внедрение технологий в музыкальное образование может оказать преобразующее воздействие. Виртуальные инструменты, музыкальное программное обеспечение и мультимедийные презентации, по словам Н.Л. Гродзенской, «повышают вовлеченность и доступность, удовлетворяя самые разные стили обучения» [4].

Глубокое понимание культурного и исторического контекста музыки прививает учащимся более глубокое восприятие этого искусства. Знакомство с различными музыкальными традициями и стилями расширяет их кругозор и стимулирует культурную восприимчивость. Учитывая коллективную природу музыки, групповые занятия, ансамблевые выступления и совместные проекты не только развивают музыкальные навыки, но и способствуют развитию навыков работы в команде, общения и межличностных отношений. Как отмечает Арисменди А. Л., «экспериментальное обучение, предполагающее активное участие обучаемых в процессе обучения, включает в себя практические занятия, посещение концертов или музыкальных фестивалей, интерактивные мастер-классы - все это углубляет понимание и страсть обучаемых к музыке» [1].

Признание и учет различных стилей обучения имеет первостепенное значение в музыкальном образовании. Дифференцированное обучение позволяет приспособить методы преподавания к индивидуальным потребностям, обеспечивая каждому ученику успешный путь в его музыкальном путешествии. Развитие творчества и импровизации позволяет учащимся свободно выражать себя через музыку, поощряя спонтанность, новаторство и глубокую связь с эмоциональными аспектами музыкального выражения.

Создание программ наставничества служит мостом между учениками и опытными музыкантами и педагогами, считает Зимина А. Н., как отмечает автор, - «обеспечивая индивидуальное руководство, идеи и вдохновение, создавая тем самым благоприятную среду для музыкального развития» [7].

В области эффективного оценивания в музыкальном образовании наметился отход от традиционных экзаменов. Портфолио, оценка исполнения, самооценка и рефлексивные дневники позволяют получить более полную картину музыкального развития ученика. Подчеркивается необходимость признания и удовлетворения разнообразных потребностей учеников, в том числе с особыми потребностями. По словам Д.Б. Эльконина, адаптивные стратегии преподавания «обеспечивают инклюзивность и доступность музыкального образования для всех, способствуя развитию чувства сопричастности у каждого ученика» [8].

Связь музыкального образования с широким сообществом усиливает его воздействие. Сотрудничество с местными музыкантами, просветительские программы и общественные выступления создают для учащихся возможность поделиться своими музыкальными талантами и внести значимый вклад в развитие общества. Непрерывное профессиональное развитие педагогов-музыкантов считается необходимым. Слежение за педагогическими тенденциями, новыми технологиями и развивающимися методами обучения позволяет педагогам предоставлять качественное и актуальное музыкальное образование [6].

Регулярная рефлексия методов преподавания, согласно исследованиям И.Л. Дзержинской, позволяет педагогам совершенствовать свои подходы на основе обратной связи и результатов обучения учеников. «Стремление к постоянному совершенствованию через рефлексивную практику обеспечивает динамизм и эффективность музыкального образования» [5].

В заключение следует отметить, что эффективная реализация музыкального образования в дополнительных программах требует разумной интеграции педагогических методов с учетом уникальных потребностей и интересов учащихся. Применение целостного, ориентированного на учащегося и учитывающего культурные особенности подхода позволяет педагогам привить глубокое и неизменное уважение к музыке, способствуя формированию связи с этим видом искусства на протяжении всей жизни. Благодаря постоянным инновациям и приверженности инклюзивной практике музыкальное образование играет преобразующую роль в формировании личности и общества.

Список литературы

  1. Арисменди А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание: Пер. с исп./ общ. ред. М. Шуаре; Вст. Статья Ю. В. Ванникова; Послесл. Л. И. Айдаровой и Э. Е. Захарова. - М.: Прогресс, 2020. – 512 с.
  2. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – 2-е изд. – Л.: Музыка, 2019. – 144с.
  3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 2020. – 415с.
  4. Гродзенская Н. Л. Школьники слушают музыку. – М.: Просвещение, 2019. -77с.
  5. Дзержинская И. Л. Эстетическое воспитание средствами музыки в детскомсаду. Сб. «Вопросы эстетического воспитания в детском саду». М., Учпедгиз, 2019. – 355с.
  6. Евдокимов В. И. Повышение эффективности обучения средстваминаглядности: Учеб. пособие. – Харьков: ХГПИ, 2021. – 72с.
  7. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшеговозраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2021. – 304с.
  8. Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка – дошкольника. В сб.:»Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию», М., Учпедгиз, 2021. – 480с.