УДК 37

Роль музыкально-компьютерных технологий в развитии творческих навыков в дополнительном образовании

Киняшева Виктория Сергеевна – магистрант Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.

Научный руководитель Политаева Татьяна Ивановна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой музыкального и хореографического отделения Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.

Аннотация: В рамках данной исследовательской работы проводится изучение ключевой роли, которую играет слияние музыки и компьютерных технологий, анализирует влияние на развитие творческих навыков в сфере дополнительного образования. Проводится всестороннее изучение синергии между этими двумя областями, охватывающее когнитивные, эмоциональные и педагогические аспекты, которые в совокупности способствуют целостному развитию учащихся. Настоящая статья представляет собой научное исследование, предлагающее глубокий анализ исторической траектории музыкального образования и сложной интеграции компьютерных технологий, проясняющее симбиотические отношения, которые развивались между ними с течением времени.

Ключевые слова: музыкальное образование, компьютерные технологии в образовании, творческие навыки, дополнительное образование, интеграция музыки и технологий, образовательные программы, интерактивные программы для музыкального обучения, виртуальные инструменты и игры, расширенная и виртуальная реальность в музыкальном образовании, онлайн-платформы для совместного творчества.

На протяжении всей истории человечества музыка неизменно играла ключевую роль в системе образования, служа катализатором развития критического мышления, эмоционального интеллекта и социальных навыков. Будь то традиционные классы или специализированные музыкальные школы, всеобщее признание педагогической важности музыки неоспоримо. В этой связи, Михайлова Ф. А. отмечал: «Ее непреходящая эффективность в качестве образовательного инструмента подчеркивается способностью находить отклик у учащихся как на эмоциональном, так и на интеллектуальном уровне» [4].

В середине XX века появление компьютерных технологий ознаменовало смену парадигмы в сфере образования. Изначально ориентированные на программирование и развитие базовых навыков, компьютеры быстро расширили сферу своего применения, положив начало революции в методиках обучения. Например, появление образовательного программного обеспечения облегчило вовлечение учащихся в интерактивные и увлекательные занятия для закрепления базовых навыков. Эта инновация заложила основу для персонализированного обучения, позволяя ученикам развиваться в своем собственном темпе и получать мгновенную обратную связь. Слияние музыки и технологий, как отмечает Гродзенская Н. Л., «стало особенно преобразующей силой, породив новаторские подходы, которые продолжают определять современное образование» [1].

Пересечение музыки и компьютерных технологий оказалось мощным катализатором развития творческих навыков в высшем образовании. Эволюционная траектория развития технологий и их беспрепятственная интеграция в образовательную среду оказали глубокое влияние на то, как ученики усваивают знания и оттачивают свои навыки. Признание музыки как средства художественного самовыражения, известного своим положительным влиянием на когнитивное и эмоциональное развитие, делает ее бесценным активом в непрерывном образовании. Синергия этих двух компонентов представляет собой многообещающий путь для развития творческих способностей.

Теория множественного интеллекта Говарда Гарднера утверждает, что когнитивные способности человека разнообразны и многогранны и включают в себя лингвистический, логико-математический, пространственный, телесно-кинестетический, межличностный, внутриличностный, натуралистический и музыкальный интеллект. Сочетание музыки и технологий идеально вписывается в концепцию Гарднера, обеспечивая спектр впечатлений, отвечающих этим различным формам интеллекта.

В области интеграции музыки и технологий лингвистический интеллект проявляется в анализе текстов и языков при создании песен. Логический и математический интеллект проявляется в структурных элементах музыкальной композиции и в использовании технологий для создания сложных аранжировок. Пространственный интеллект проявляется при визуализации музыкальных структур и манипулировании виртуальными инструментами. Межличностный и внутриличностный интеллект развивается благодаря совместным онлайн-платформам, которые способствуют общению и самоанализу. Эта интегративная образовательная парадигма, считает Евдокимов В. И. – «прочно основанная на теоретической базе Гарднера, обеспечивает инклюзивное и целостное развитие творческих навыков с учетом различных когнитивных способностей учащихся» [3].

Интеграция компьютерной музыкальной композиции (CARS) в музыкальное образование позволяет учащимся активно участвовать в создании, аранжировке и производстве собственных музыкальных композиций. Включение практических занятий с использованием CARS не только развивает навыки решения проблем, но и прививает учащимся культуру экспериментирования. Виртуальные инструменты и игровые музыкальные приложения способствуют созданию игровой среды обучения, стимулируя творческий потенциал и развивая критическое мышление и навыки совместной работы. Появление таких технологий, как дополненная реальность (AR) и виртуальная реальность (VR), еще больше расширяет образовательный ландшафт, предоставляя учащимся возможность погрузиться в мир музыки, путешествуя по виртуальным концертным залам или историческим музыкальным сценам. Как пишет в своих трудах Немов Р. С.: «Такие технологии, воздействующие как на зрительные, так и на слуховые органы чувств, обогащают общий образовательный опыт» [5].

Онлайн-платформы облегчают совместное музицирование, объединяя учеников, находящихся в разных географических точках. Этот аспект совместной работы не только развивает коммуникативные навыки, но и знакомит обучаемых с различными точками зрения, способствуя более полному усвоению учебного материала. Однако необходимо признать существование цифрового неравенства, которое является основным препятствием для равного доступа к музыкальному и технологическому образованию. Социально-экономическое неравенство в доступе к цифровым устройствам и надежному интернету создает барьеры, которые не позволяют некоторым учащимся в полной мере участвовать в технологически интегрированном образовательном процессе. Преодоление этого цифрового разрыва - важнейший шаг в обеспечении равных возможностей для роста и развития всех учащихся.

В этой трансформационной ситуации учителя являются ключевыми участниками, которые играют ключевую роль в преодолении разрыва между технологиями и образованием. Однако многим педагогам может потребоваться подготовка, чтобы эффективно интегрировать музыку и технологии в свою преподавательскую практику. Программы непрерывного профессионального развития необходимы для того, чтобы педагоги обладали знаниями и навыками, позволяющими умело использовать потенциал технологических инноваций в классе. Решая эти проблемы и вкладывая средства в подготовку учителей, считает Дзержинская И. Л., «учебные заведения могут создать более инклюзивную и технологически оснащенную образовательную среду, обеспечивая тем самым равные возможности для учащихся независимо от их социально-экономического статуса» [2].

В заключение следует отметить, что интеграция музыки и информационных технологий в дополнительном образовании имеет большой потенциал для развития творческих навыков. Историческое развитие, теоретические основы и практическое применение, описанные в этой статье, подчеркивают симбиотическую связь между этими двумя областями. Поскольку технологии продолжают развиваться, педагоги должны сохранять гибкость в освоении и использовании этих инструментов для воспитания нового поколения творческих мыслителей. Выявленные проблемы подчеркивают важность решения вопросов доступности и обеспечения устойчивой поддержки педагогов. Сочетание музыки и технологий способно произвести революцию в высшем образовании, предоставляя ученикам богатый и стимулирующий опыт, способствующий творчеству и инновациям.

Список литературы

  1. Гродзенская Н. Л. Школьники слушают музыку. – М.: Просвещение, 2019. -77с.
  2. Дзержинская И. Л. Эстетическое воспитание средствами музыки в детскомсаду. Сб. «Вопросы эстетического воспитания в детском саду». М., Учпедгиз, 2019. – 355с.
  3. Евдокимов В. И. Повышение эффективности обучения средстваминаглядности: Учеб. пособие. – Харьков: ХГПИ, 2021. – 72с.
  4. Михайлова Ф. А. Игрушки и пособия детского сада. М., Учпедгиз, 2021. –255с.
  5. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.– 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2021. – 78 с.
  6. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.: 2021. – 256с.
  7. Теплов. Б. Проблемы индивидуальных различий. Издательство академиипедагогических наук РСФСР, М.: 2019. – 182с.