УДК 373.24
Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей
Димиева Айзиля Айратовна – студент Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета.
Аннотация: В данной статье рассмотрены особенности сенсорного развития дошкольников. Автором указана значимость игры для сенсорного развития ребенка, определены задачи и методические основы сенсорного развития детей в дошкольном образовательном учреждении. В качестве примера нестандартных игр автором приведены игры с прищепками, крышечками и пуговицами. В завершении статьи автор приходит к выводу о том, что использование нестандартных игр для сенсорного развития дошкольника повышает эффективность данного процесса.
Ключевые слова: игра, сенсорное развитие, сенсорный эталон, ФГОС ДО, дошкольник.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.
Сенсорное развитие является одним из важных аспектов развития ребенка. Оно включает в себя способность воспринимать информацию о мире через все пять чувств - зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Сенсорное развитие помогает детям понимать окружающую среду, учиться новым навыкам и умениям, а также создавать связь между своим телом и окружающей средой.
А.С. Гучанова указывает, что значение сенсорного развития заключается не только в том, что он помогает расширить кругозор ребенка и улучшить его память [3; 13]. Этот тип развития также значительно повышает качество жизни малыша, поскольку является основой для успешной адаптации к окружающему миру [4; 249].
Н.В. Самохвалова выделяет следующие основные принципы современного развивающего оборудования для сенсорного развития – это «универсальность использования, игровой характер, разнообразие стимулов, безопасность, эргономичность, модульность, интерактивность и вариативность» [5; 81].
Актуальность использования игр для сенсорного развития методически обоснована как в работах многочисленных исследователей, так и нормативных документах, например, в Постановлении Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 29.03.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования», где указано, что развитие и воспитание должно проводиться в «формах, соответствующих возрастным особенностям детей дошкольного возраста, важнейшей из которых является игра» [2; 1]. Та же мысль высказана и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования: «реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры» [1; 1].
Задачами сенсорного воспитания детей являются:
- формирование обследовательских действий;
- формирование системы сенсорных эталонов;
- соотнесение свойств предметов, своих действий по его исследованию со словом;
- формирование самостоятельного умения ориентироваться в пространстве, обследовать предметы, используя для их характеристики усвоенные сенсорные эталоны.
Работа по сенсорному развитию дошкольников осуществляется с использованием различных методов, одним из которых является дидактическая игра. познание в них осуществляется через решение игровой задачи, поставленной воспитателем. Так воспитание и обучение проходит в интересной и ненавязчивой для детей форме.
В настоящее время существует большое количество пособий по сенсорному развитию дошкольников. В качестве примеров можно привести световой модуль для рисования песком «Радуга» и световой стол для рисования, игровой комплект «Пертра», развивающие экраны с опорой «Счеты», «Сеть», «Плекси-стекло», «Игра», «Двери», «Библиотека», панели игровой стены «Вращающийся цветок», «Дверь», «Цветовое колесо» и т.д. Однако, нередко в практике воспитателей используются нестандартные игры по сенсорному развитию детей.
Такими являются игры с природным и бросовым материалом - прищепками, пластиковыми крышечками, пуговицами и т.д.
В качестве примера игры с прищепками приведем игру «Веселая прачка».
Оборудование: вырезанные из цветной бумаги изображения одежды, цветные прищепки, совпадающие по цвету с одеждой, и шнуры одного цвета.
Ход игры можно описать следующим образом: «Кукла Маша постирала одежду ребятишек из своей и повесила его сушить. Но ветер налетел и сорвал штанишки и платьишки с прищепок, а все потому, что она не знала, что это волшебные прищепки: они держат только ту одежду, которая с ними одного цвета. Давайте поможем Маше развесить одежду ребятишек».
В качестве игры сбросовым материалом будет описана игра «Волшебные крышечки». Материалом игры становятся разноцветные крышки от пластиковых бутылок либо от упаковок детского питания, то есть бросовый материал. Интерес детей к играм с бросовым материалом объясняется тем, что играть в те предметы, которые изначально не приспособлены для игры намного интереснее. Еще одним аргументом в пользу использования пластиковых крышек становится то, что они могут быть помыты в случае загрязнения
Варианты игр:
- «Подбери по цвету»
Для этой игры можно сделать изображение разноцветной гусеницы и предложить ребенку разложить крышке на туловище гусеницы, соблюдая последовательность цветов.
- «Выложи дорожку»
На первом этапе данной работы предлагается задание, которое заключается в том, что ребенок выкладывает дорожку из крышечек одного цвета. По мере усложнения задания можно предложить чередующуюся последовательность цветов, которую ребенок должен соблюдать при выкладывании.
- «Сделай пару цветку»
Воспитатель делает из крышек цветочек. Ребенку предлагается сделать такой же цветок-пару.
Игры с пуговицами позволяют не только усвоить цвета, но и форму, размер объекта. Так, воспитатель может предложить следующие игры: «Собери бусы, нанизав пуговицы на нитку по такой схеме:
- 2 большие пуговицы, 1 маленькая;
- 1 большая пуговица, 1 маленькая;
- 1 большая пуговица красного цвета, 2 маленьких пуговицы синего цвета;
- красная-синяя-зеленая, красная-синяя-зелёная;
- одна красная-две желтые, одна красная-две желтые и т.п.»
Таким образом, творческий подход к обыгрыванию предоставленного материала показывает, как много возможностей для развития сенсорики предлагают простые предметы, если к ним применить воображение.
Итак, игра становится важным средством формирования сенсорного опыта дошкольника. Нестандартная игра становится новой и интересной для ребенка, потому что в ней используются тех предметов, которые в обычной жизни не предназначены для игровой деятельности. Сочетание игровых приемов с использованием нестандартного материала делает процесс сенсорного развития дошкольника интересным и успешным.
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155/ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/?ysclid=loiu6z99qk251594566 (дата обращения: 20.01.2024)
- Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 29.03.2019) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/71848426/?ysclid=lrq86hwfuj886666304 (дата обращения: 20.01.2024)
- Гучанова, А. С. Дидактические игры для развития памяти как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром / А. С. Гучанова// Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 9 (26). — С. 12-14.
- Гучанова, А. С. Природа как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста / А. С. Гучанова // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 248-250.
- Самохвалова Н.В. Сенсорное развитие детей младшего возраста. /Н.В. Самохвалова. – Н.Новгород.: Актуальные вопросы дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС. 2018. – C. 81.