УДК 373.24

Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей

Димиева Айзиля Айратовна – студент Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета.

Аннотация: В данной статье рассмотрены особенности сенсорного развития дошкольников. Автором указана значимость игры для сенсорного развития ребенка, определены задачи и методические основы сенсорного развития детей в дошкольном образовательном учреждении. В качестве примера нестандартных игр автором приведены игры с прищепками, крышечками и пуговицами. В завершении статьи автор приходит к выводу о том, что использование нестандартных игр для сенсорного развития дошкольника повышает эффективность данного процесса.

Ключевые слова: игра, сенсорное развитие, сенсорный эталон, ФГОС ДО, дошкольник.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.

Сенсорное развитие является одним из важных аспектов развития ребенка. Оно включает в себя способность воспринимать информацию о мире через все пять чувств - зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Сенсорное развитие помогает детям понимать окружающую среду, учиться новым навыкам и умениям, а также создавать связь между своим телом и окружающей средой.

А.С. Гучанова указывает, что значение сенсорного развития заключается не только в том, что он помогает расширить кругозор ребенка и улучшить его память [3; 13]. Этот тип развития также значительно повышает качество жизни малыша, поскольку является основой для успешной адаптации к окружающему миру [4; 249].

Н.В. Самохвалова выделяет следующие основные принципы современного развивающего оборудования для сенсорного развития – это «универсальность использования, игровой характер, разнообразие стимулов, безопасность, эргономичность, модульность, интерактивность и вариативность» [5; 81].

Актуальность использования игр для сенсорного развития методически обоснована как в работах многочисленных исследователей, так и нормативных документах, например, в Постановлении Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 29.03.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования», где указано, что развитие и воспитание должно проводиться в «формах, соответствующих возрастным особенностям детей дошкольного возраста, важнейшей из которых является игра» [2; 1]. Та же мысль высказана и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования: «реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры» [1; 1].

Задачами сенсорного воспитания детей являются:

  • формирование обследовательских действий;
  • формирование системы сенсорных эталонов;
  • соотнесение свойств предметов, своих действий по его исследованию со словом;
  • формирование самостоятельного умения ориентироваться в пространстве, обследовать предметы, используя для их характеристики усвоенные сенсорные эталоны.

Работа по сенсорному развитию дошкольников осуществляется с использованием различных методов, одним из которых является дидактическая игра. познание в них осуществляется через решение игровой задачи, поставленной воспитателем. Так воспитание и обучение проходит в интересной и ненавязчивой для детей форме.

В настоящее время существует большое количество пособий по сенсорному развитию дошкольников. В качестве примеров можно привести световой модуль для рисования песком «Радуга» и световой стол для рисования, игровой комплект «Пертра», развивающие экраны с опорой «Счеты», «Сеть», «Плекси-стекло», «Игра», «Двери», «Библиотека», панели игровой стены «Вращающийся цветок», «Дверь», «Цветовое колесо» и т.д. Однако, нередко в практике воспитателей используются нестандартные игры по сенсорному развитию детей.

Такими являются игры с природным и бросовым материалом - прищепками, пластиковыми крышечками, пуговицами и т.д.

В качестве примера игры с прищепками приведем игру «Веселая прачка».

Оборудование: вырезанные из цветной бумаги изображения одежды, цветные прищепки, совпадающие по цвету с одеждой, и шнуры одного цвета.

Ход игры можно описать следующим образом: «Кукла Маша постирала одежду ребятишек из своей и повесила его сушить. Но ветер налетел и сорвал штанишки и платьишки с прищепок, а все потому, что она не знала, что это волшебные прищепки: они держат только ту одежду, которая с ними одного цвета. Давайте поможем Маше развесить одежду ребятишек».

В качестве игры сбросовым материалом будет описана игра «Волшебные крышечки». Материалом игры становятся разноцветные крышки от пластиковых бутылок либо от упаковок детского питания, то есть бросовый материал. Интерес детей к играм с бросовым материалом объясняется тем, что играть в те предметы, которые изначально не приспособлены для игры намного интереснее. Еще одним аргументом в пользу использования пластиковых крышек становится то, что они могут быть помыты в случае загрязнения

Варианты игр:

  1. «Подбери по цвету»

    Для этой игры можно сделать изображение разноцветной гусеницы и предложить ребенку разложить крышке на туловище гусеницы, соблюдая последовательность цветов.

  2. «Выложи дорожку»

    На первом этапе данной работы предлагается задание, которое заключается в том, что ребенок выкладывает дорожку из крышечек одного цвета. По мере усложнения задания можно предложить чередующуюся последовательность цветов, которую ребенок должен соблюдать при выкладывании.

  3. «Сделай пару цветку»

    Воспитатель делает из крышек цветочек. Ребенку предлагается сделать такой же цветок-пару.

Игры с пуговицами позволяют не только усвоить цвета, но и форму, размер объекта. Так, воспитатель может предложить следующие игры: «Собери бусы, нанизав пуговицы на нитку по такой схеме:

  1. 2 большие пуговицы, 1 маленькая;
  2. 1 большая пуговица, 1 маленькая;
  3. 1 большая пуговица красного цвета, 2 маленьких пуговицы синего цвета;
  4. красная-синяя-зеленая, красная-синяя-зелёная;
  5. одна красная-две желтые, одна красная-две желтые и т.п.»

Таким образом, творческий подход к обыгрыванию предоставленного материала показывает, как много возможностей для развития сенсорики предлагают простые предметы, если к ним применить воображение.

Итак, игра становится важным средством формирования сенсорного опыта дошкольника. Нестандартная игра становится новой и интересной для ребенка, потому что в ней используются тех предметов, которые в обычной жизни не предназначены для игровой деятельности. Сочетание игровых приемов с использованием нестандартного материала делает процесс сенсорного развития дошкольника интересным и успешным.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155/ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/?ysclid=loiu6z99qk251594566 (дата обращения: 20.01.2024)
  2. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 29.03.2019) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/71848426/?ysclid=lrq86hwfuj886666304 (дата обращения: 20.01.2024)
  3. Гучанова, А. С. Дидактические игры для развития памяти как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром / А. С. Гучанова// Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 9 (26). — С. 12-14.
  4. Гучанова, А. С. Природа как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста / А. С. Гучанова // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 248-250.
  5. Самохвалова Н.В. Сенсорное развитие детей младшего возраста. /Н.В. Самохвалова. – Н.Новгород.: Актуальные вопросы дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС. 2018. – C. 81.

Интересная статья? Поделись ей с другими: