УДК 373

Приемы изучения литературного произведения в школе

Черкасов Валерий Анатольевич – доктор филологических наук, профессор Белгородского государственного национального исследовательского университета.

Ильченко Карина Андреевна – студент факультета дошкольного, начального и специального образования Белгородского государственного национального исследовательского университета.

Капустина Олеся Олеговна – студент факультета дошкольного, начального и специального образования Белгородского государственного национального исследовательского университета.

Аннотация: В статье рассматриваются различные приемы изучения литературного произведения в рамках школьной программы. Акцент делается на важности применения разнообразных методов для лучшего понимания и усвоения материала учащимися, а также для развития критического мышления и воображения. Рассмотрены две группы приемов: литературоведческие приемы, которые помогают понять позицию автора в произведении, и приемы активизации сотворчества читателя, которые включают специфические виды работы, применяемые в школьной практике. Описываются направленные на творческое пересоздание текста методы, такие как устное словесное рисование, составление киносценария и инсценирование.

Ключевые слова: литературное произведение, анализ произведения, художественный текст, литературоведческие приемы, методы изучения произведения.

Анализировать литературные произведения крайне важно для изучения литературы в начальной школе. Это занятие помогает детям развивать аналитическое и критическое мышление, лучше понимать тексты. Для анализа литературных произведений в школе используются различные приемы с разными функциями. Их можно разделить на 2 группы:

  • литературоведческие приемы, которые помогают понять отраженную в произведении позицию автора;
  • приемы для активизации сотворчества читателя, включающие специфические для школьного образования виды работы.

Приемы анализа литературного произведения помогают изучить стиль автора, композицию текста, приблизить читателя к авторской мысли, объединить логическое начало произведения с его образным оформлением. Вот лишь некоторые из таких приемов:

  1. Комментарии общекультурного, бытового, исторического, литературного типа. С их помощью ученики восстанавливают изображенную в произведении реальность и понимают намерения автора. Знать историю и культуру общества крайне важно для правильного восприятия позиции писателя.
  2. Сопоставление элементов и частей текста, анализ сюжетной линии и образов героев, исследование связей между портретными и пейзажными описаниями в тексте. Этот прием нужен, чтобы освоить композиционные особенности произведения. Разбор композиции не всегда должен соответствовать линии развития сбюжета.
  3. Изучение стилистических особенностей писателя. Как и композиция, стиль автора проявляет авторскую концепцию и его отношения к изображаемым лицам, действиям и событиям. Для анализа стиля подходят различные методы, начиная с базовых упражнений. Выявляя эпитеты или глаголы действия, ученики могут понять мотивировку и отметить тонкости организации художественного пространства произведения. Для этой цели могут применяться и игровые задания, например, вставка пропущенных слов в текст с последующим объяснением, почему автором был выбран именно данный синоним, а не другие слова, предложенные учениками.
  4. Сопоставление литературного произведения и его реальной основы, а сравнение персонажей с их исторически прототипами. С помощь этого приема можно обнаружить намерения автора и то, как писатель применил в своем творчестве реальный материал.
  5. Сопоставление разных вариантов и редакций произведения. Этот прием необходим, чтобы понять развитие мысли автора в ходе создания литературного текста.
  6. Сравнительный анализ изучаемого произведения с другими работами того же писателя. Этот прием используется для разных целей. Так, сравнение произведений одного и того же автора позволяет познакомиться с общими основами мировоззрения писателя и его художественным методом.
  7. Сравнительный анализ работ разных авторов или конкретных элементов их текстов (к примеру, портретов или пейзажей). Таким образом можно выявить общность или разность нравственных ориентиров, художественных ситуаций, персонажей писателей. Ученики более глубоко понимают литературное произведение и вовлекаются активное во взаимодействие с текстом.

Есть и другие приемы, которые используются при изучении литературы, чтобы сформировать читательские качества детей, научить их сопереживать, активизировать их воображение. Они нацелены на активизацию сотворчества читателя. Ключевым в этом ряду приемов выступает выразительное чтение. О его важности для уроков литературы говорила М.А. Рыбникова. По ее мнению, при воплощении произведения в звуках голоса оно логически и музыкально влияет на школьников. Когда ребенок остается один на один с произведением, он чаще всего откладывает книгу в сторону. Если же учитель начинает читать Гоголя, Маяковского, Щедрина вслух, в классе сразу же изменяется отношение к автору, дети начинают его понимать и принимать.

М.А. Рыбникова указала место, которое выразительное чтение должно занимать в системе урочной работы. Она считала, что данный прием в исполнении учителя предвосхищает разбор художественного произведения и помогает детям понять его содержание. Ученики же выразительно читают текст на заключительной стадии его разбора, чтобы показать, насколько они поняли и проанализировали его.

М.А. Рыбникова советовала претворять чтение выражением живых впечатлений самих школьников. Это способствует возникновению личностной основы восприятия произведения читателем. Оживление персональных впечатлений помогает детям «войти» в текст, мобилизовать свой личный опыт для чтения и последующего анализа текста. Так, перед чтением «Паруса» школьники нередко получают предложение устно описать свои мысли и чувства, когда они видели море. При знакомстве с «Зимним утром» А.С. Пушкина учителя часто задают детям сочинения о зиме и связанных с ней событиях. Интересно, что в ходе подобной работы обнаруживается, что большинство школьников способны определить и понять свои чувства, но не умеют их выражать.

Чтобы глубоко осмыслить литературное произведение, по мнению Н.И. Кудряшева, необходимо выстроить сеть ассоциаций между представлениями и мыслями учащихся и образом писателя или поэта. Для этого и существуют приемы анализа, которые активизируют процессы воображения и сотворчества. Самыми распространенными из них являются рассказывание и пересказ текста.

Прием рассказывания на этапе подготовки помогает учащимся глубже понять произведение за счет личного переживания. Эта работа важна со всех точек зрения, но ее ценность раскрывается при использовании разных подходов. Самыми распространенными типами рассказывания являются:

  1. Логический последовательный рассказ, который помогает выстроить цепь событий и отслужить внутреннюю связь между ними и таким образом глубже понять материал.
  2. Выборочный рассказ, который помогает ученикам выразить свои впечатления от художественного произведения. Дети делятся тем, что им запомнилось, что вызвало наибольший эмоциональный отклик. Этот подход способствует развитию творческих способностей.
  3. Творческое рассказывание художественного произведения или его эпизодов от самого себя, от автора, от лица персонажа и с других точек зрения. Так учащиеся развивают воображение и по-новому открывают для себя текст.

Помимо всего вышесказанного активно вовлекать учеников в процесс изучения литературных произведений помогают методы творческого пересоздания текста. К ним относят устное словесное рисование, инсценирование и написание киносценария. Чтобы изучать литературу с применением данных методик, ученики должны активно воспринимать произведение и давать на него свой творческий отклик.

С помощью устного словесного рисования можно сделать субъективное понимание текста более глубоким. Но при выборе этого приема учителю важно быть очень тактичным. Существует риск, что дети начнут просто пересказывать текст или, наоборот, сопровождать пересказ произвольными, вне контекстными ассоциациями. При словесном рисовании читатель должен детализировать свое представление о литературном произведении, опираясь на созданные писателем образы, а затем передавать их в словесной форме. Когда педагог предлагает школьникам устно иллюстрировать произведение, важно не допустить возникновения между созданием детей и творчеством автора сложной конкуренции. Так, если писатель уже подробно описал пейзаж или внешность героя, применение данного приема зачастую будет нецелесообразным.

Преобразование литературного произведения в киносценарий – особый способ художественного творческого анализа. При написании киносценария школьники не только осваивают киноязык, но и более внимательно и глубоко погружаются в литературный текст. Для создания киносценария на основе художественного произведения важно по-настоящему пережить источник и визуализировать его героев. Конечно же, созданный в учебном процессе киносценарий необязательно должен быть профессионально законченным. Но ученики с энтузиазмом участвуют в такой игре, задействуя всю свою творческую энергию.

Инсценирование – сложный, но давно используемый вид школьной работы. Он эффективен, даже если ограничивается отдельными эпизодами литературного произведения. Детям трудно перевести повествование в диалог, поэтому прием обычно используется при изучении литературы в старших классах. Инсценирование заставляет детей творчески воплощать литературные образы, стимулирует читательское восприятие, способствует развитию воображения и переживания. Этот вид творческого анализа усиливает динамизм конфликтных ситуаций в произведении и ярче выделяет его сюжетные линии. Благодаря этому дети более глубоко понимают художественный текст. Для инсценирования масштабного эпического произведения необходим огромный творческий вклад, поэтому в школе такую работу выполнять нецелесообразно. Но всегда можно инсценировать лишь отдельный эпизод.

Сравнение литературного текста с другими видами искусства является популярным исследовательским направлением и получило поддержку как ученых, которые обнаружили, что визуальная информация значительно превосходит слуховую, так и у педагогов, которые видят в искусстве ключ к эмоциональному преображению учебных занятий, а также у учеников, которые интересуются всем новым и необычным. Сведение друг с другом смежных видов искусства нацелено на развитие у детей эстетической чувствительности, образного и ассоциативного мышление, а также на углубление и расширение их представлений об искусстве. Этот прием делает инструментом познания не только детский разум, но и чувства. Благодаря ему сознании учащихся создается яркое и четкое представление о том или ином явлении.

Выбирая методы анализа литературного текста, важно сбалансировать восприятие текста со стороны читателя. Когда оно кумулятивное и абстрактное, в основном применяются методы второго порядка, которые активизируют читательское восприятие текста. Когда произведение воспринимается субъективно, эмоционально, конкретно, нужно прибегать к методам анализа, проясняющим мысль автора и общую концепцию текста.

При проведении литературного анализа необходимо задействовать методы и первого, и второго порядка. Это позволяет соединить обзор произведения в школе с восприятием читателя-школьника, глубже погрузить ребенка  в художественный текст и мысль автора.

Список литературы

  1. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методолог. Очерки о методике. – М.; Лабиринт, 1966. – 192 с.
  2. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. – М.: Просвещение, 1981. – 190 с.
  3. Романичева Е.С. Введение в методику обучения литературе: Учебное пособие. – М.: Флинта, 2011. – 205 c.
  4. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – 3-е изд. – М.: Учпедгиз, 1963. – 280 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: