УДК 378

Вузовская подготовка специалистов социальной сферы в формировании культуры профессионального общения

Кузнецов Никита Игоревич – аспирант научной специальности методологии и технологии профессионального образования, аспирант кафедры педагогики профессионального образования и социальной деятельности Ульяновского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматриваются особенности профессионального коммуникативного процесса специалистов социальной сферы. Определяются особенности образовательного процесса, влияющие на воспитание у студентов культуры общения в профессиональной среде. Приводятся примеры методов и инструментов, которые могут использоваться для формирования у студентов необходимых коммуникативных навыков.

Ключевые слова: профессиональная коммуникация, коммуникативные навыки, социальная сфера, специалисты социальной сферы, высшее образование, вузовское образование.

Тема исследования. Профессиональная коммуникация специалистов социальной сферы как особая форма межличностного взаимодействия.

Цель исследования. Определение способов развития критически важных способностей и навыков, необходимых для эффективной профессиональной коммуникации специалистам социальной сферы.

Проблема исследования. Необходимость повышения уровня практических коммуникативных навыков специалистов социальной сферы обуславливается снижением коммуникативных навыков современной молодёжи в принципе.

Метод исследования. Изучение научной литературы и периодики.

Введение

Специалисты социальной сферы в процессе выполнения своих профессиональных задач постоянно находятся в процессе межличностного взаимодействия. Формирование, развитие и совершенствование навыков профессионального общения является одной из важнейших целей подготовки специалистов в процессе обучения.

Профессиональная коммуникация должна быть не только эффективной, то есть позволяющей решить поставленную перед специалистом задачу с минимальными издержками, но и соответствовать нормам профессиональной этики и культуры общения. Уровень коммуникационной культуры специалистов социальной сферы можно отнести к важнейшим критериям оценки уровня их профессиональной компетентности. [1]

При этом формирование навыков профессионального общения можно отнести к междисциплинарной области. Оно находится на пересечении психологии, педагогики, социологии, деловой этики и ряда других научных дисциплин теоретического и практического характера. Перед тем, как предложить конкретные методы развития данного навыка, рассмотрим особенности коммуникационного процесса сотрудников социальной сферы.

  1. Виды профессиональной коммуникации специалистов социальной сферы.

Говоря о культуре профессионального общения специалистов социальной сферы, необходимо понимать, что коммуникативные процессы, в которые они вовлечены – весьма разнообразны. Перечислим основные их виды, а также практические навыки и особенности личностного поведения, которые требуются при их осуществлении. [2]

Внутренняя коммуникация. Общение между сотрудниками организации социальной сферы направлено, в первую очередь, на обмен информацией и решение практических задач. Точность, пунктуальность, умение ставить задачи, задавать вопросы и давать предельно конкретную обратную связь приоритетны для данного вида общения.

Внутренняя коммуникация. Общение специалиста с получателями социальных услуг, а также с представителями других организаций. Особенности процесса зависят от того, кто выступает партнёром по коммуникации, общая черта – соблюдение профессиональной субординации.

Формальная коммуникация. Коммуникация, формализованная с помощью бланков, анкет, формуляров и других бумажных и электронных носителей. Требует грамотности и знания правил деловой переписки.

Неформальная коммуникация. В данном случае речь идёт об устной и неформализованной письменной формах общения. Основное требование к специалисту: ясность формулировок, быстрая реакция на обращение, соблюдение профессиональной этики, отсутствие фамильярности и превышения должностных функций.

Восходящая коммуникация. Общение с вышестоящими сотрудниками в целях обмена информацией, получения рабочих заданий, предоставления отчётности. Деловой стиль общения, соблюдение субординации, лаконичность и ясность изложения информации.

Горизонтальная коммуникация. Общение с коллегами при выполнении рабочих задач и корпоративном обмене информацией. Возможны неформальные варианты общения.

Нисходящая коммуникация. Общение с подчинёнными в рамках одной компании. Соблюдение субординации должно исключать покровительственные интонации или попытку давления на сотрудников.

  1. Особенности формирования культуры коммуникации специалистов социальной сферы.

Формирование коммуникативных навыков в условиях современного мира, когда значительная часть межличностного общения ушла в виртуальное пространство, является принципиально важным моментом подготовки специалистов социальной сферы. Очевидно, что развитие способностей к профессиональному общению возможно только на практике, но теоретическая база должна позволять студенту понимать несколько аспектов коммуникативного процесса:

  • цель взаимодействия;
  • задачи взаимодействия;
  • особенности социальной роли и личности партнёра по коммуникации;
  • особенности психоэмоционального состояния партнёра по коммуникации;
  • количество участников коммуникации;
  • ситуация общения и роль специалиста в этой ситуации.

Понимание различий, которые зависят от каждого из перечисленных параметров, умение гибко изменить стиль собственной коммуникации в зависимости от ситуации должны воспитываться наставниками как при проработке учебных ситуаций, так и при прохождении реальной практики.

  1. Методы и инструменты формирования профессиональной культуры общения соцработников.

Среди методов формирования культуры профессионального общения и использующихся при их применении инструментов, можно выделить следующие.

Повышение культуры устной и письменной речи. Выстраивание эффективной коммуникации напрямую зависит от умения студента излагать свои мысли грамотно и последовательно, формулировать цели взаимодействия с потребителем социальных услуг, коллегой или руководителем. Тренировка данного навыка может осуществляться путём выполнения упражнений по риторике, направленных на умение доносить свою мысль до слушателя. Публичные выступления, защита микрорефератов, подготовка речей на заданную тему, проведение диспутов – всё это позволяет развить навыки осознанной устной речи. Письменная речь развивается путём написания эссе на заданную тему, а также выполнения различных литературных упражнений.

Проверка владения профессиональной терминологией. Использование «бытовой» речи в общении с потребителями социальных услуг допустимо только в том случае, если они не понимают терминов, характерных для той или иной сферы обслуживания. Упражнения, в ходе которых студент разъясняет суть оказываемых социальных услуг, позволяют проверить, насколько хорошо он владеет терминологией и, следовательно, может выстроить общение при профессиональной деятельности. Можно использовать также упражнения на «перевод» с профессионального языка на бытовой.

Развитие навыков ведения диалога и полилога. Выяснение потребностей граждан, донесение до них информации в ходе профессиональной коммуникации и, в итоге, решение проблемы, с которой они обратились в организацию социальной сферы обслуживания – одна из основных функций будущего специалиста. Ролевые упражнения, когда один студент играет роль соцработника, а другой – гражданина, обратившегося за услугой или консультацией, позволяют развить навык построения диалога. На следующем этапе можно погрузить студента в ситуацию полилога, когда к коммуникации подключаются дополнительные персонажи (родственники потребителя услуг, коллеги соцработника и т.д.). Важно, чтобы студенты выступали как в роли специалистов, так и обратившихся к ним граждан – это позволяет развить эмпатию и умение поставить себя на место другого человека.

Повышение стрессоустойчивости. Обращение за социальными услугами редко вызвано позитивными жизненными обстоятельствами, следовательно, часто сопровождается для гражданина стрессом, который может спровоцировать эмоциональное и даже агрессивное поведение. Соцработник должен уметь предотвращать конфликтную ситуацию, находить компромиссы и решать проблему даже в условиях повышенной стрессовой нагрузки. Развитию таких навыков способствуют, с одной стороны, практики медитации и стабилизации собственных эмоциональных реакций, с другой стороны, развитие эмпатии и умения успокоить человека, находящегося в возбуждённом состоянии. Практически осуществить формирование навыка без «полевой» практики практически невозможно, однако можно попробовать привлекать студентов для медиации конфликтов внутри студенческого коллектива в качестве тренировки работы в стрессовой ситуации. [4]

Заключение

Важность формирования культуры профессионального общения в социальной сфере переоценить невозможно. С одной стороны, от наличия и степени развития этого навыка зависит эффективность выполнения специалистом своих профессиональных задач, следовательно, качества обслуживания населения. С другой стороны, умение работать с конфликтными и иными стрессовыми ситуациями, достигать решения проблем в условиях эмоциональной нестабильности влияет на психологический климат в обществе в целом. Следовательно, макрозадачей специалистов социальной сферы является снижение социального напряжения, а применение при этом навыков профессиональной коммуникации с соблюдением культурных и этических норм позволяет также поднять престиж профессии и уважение к ней со стороны граждан.

В силу социальной значимости такого явления как культура профессионально общения социальных работников, формировать соответствующие навыки необходимо с самого первого курса обучения студентов в вузе. [3] Первым этапом этого процесса будет теоретическая подготовка, разъяснение особенностей межличностных коммуникаций и правил их осуществления. Второй этап – практические учебные ситуации (ролевые игры) с последующим подробным разбором. Третий этап – самый важный – прохождение практики в реальных условиях, также с последующим анализом и разбором сложившихся ситуаций.

Список литературы

  1. Курилович Н. В. Формирование культуры профессионального общения будущих социальных работников в новых образовательных условиях. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kultury-professionalnogo-obscheniya-buduschih-sotsialnyh-rabotnikov-v-novyh-obrazovatelnyh-usloviyah/viewer (дата обращения: 30.01.2024).
  2. Гусейнов Т. Н. Формирование культуры профессионального общения студентов / Т. Н. Гусейнов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 5 (504). — URL: https://moluch.ru/archive/504/110865/ (дата обращения: 30.01.2024).
  3. Федосенко Д. А. Условия развития коммуникативных умений социального работника в процессе подготовки в вузе. – URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/642/Action642-497074.pdf (дата обращения: 30.01.2024).
  4. Клушина Е.А. Особенности развития профессиональной коммуникации у будущих специалистов социальной работы. – URL: https://dspace.ncfu.ru/bitstream/20.500.12258/23197/1/93-99.pdf (дата обращения: 30.01.2024).