УДК 372.878

Значение принципа интеграции в формировании эстетического вкуса у младших школьников на уроках музыки

Круглова Марина Геннадьевна – кандидат педагогических наук, доцент факультета искусств Российского государственного социального университета.

Шапошникова Мария Ивановна – магистрант Российского государственного социального университета.

Аннотация: Статья посвящена выявлению значения образовательного принципа интеграции в музыкальном обучении и воспитании, в частности – в формировании эстетического вкуса у младших школьников на уроках музыки. Дается содержательная характеристика понятия интеграции в преломлении к процессу музыкально-эстетического воспитания учащихся, выявляются методы развития эстетического вкуса младших школьников на основе интеграционного подхода к обучению.

Ключевые слова: интеграция, педагогика, эстетический вкус, межпредметные связи, синтез искусств.

Среди множества актуальных задач современного образования важнейшей является формирование разносторонне развитой личности, обладающей широким кругозором, гибким мышлением, адаптивностью к постоянно меняющемуся миру, творческой активностью. Одним из эффективных решений данных задач выступает использование в учебном процессе принципа интеграции.

Интеграция в образовании позволяет отражать взаимосвязи явлений и объектов действительности, формирует у учащихся системность знаний о мире, способствует развитию у них познавательной активности. Интеграция служит основой для использования межпредметных связей, которые в логически завершенном виде представляют собой «выраженное в единой форме, осознанное отношение между элементами структуры различных учебных предметов» [Безбородова, Алиев 2002, 152].

В учебном процессе применение принципа интеграции выступает в органическом единстве с противоположным принципом – дифференциацией. Если дифференциация предусматривает разделение единого на отдельные фрагменты (например, в учебном процессе – разделение на отдельные предметы, в науке – на отдельные области знаний), то интеграция, напротив, представляет собой суммирование, объединение частей. Обе системы – и интеграция, и дифференциация – не отвергают, а дополняют друг друга, способствуя воспитанию эрудированной личности, обладающей целостным мировоззрением, осознающей взаимосвязи между различными знаниями, явлениями и процессами и способной нетрадиционно подходить к решению проблем [там же, 153].

Как отмечает Н. Т. Костюк, понятие «интеграция» вышло за рамки своего научного понятия. Оно «... выражает унификацию понятийного аппарата, характеризующего сходные процессы в различных областях развития естественнонаучного, технического и социального знания. Понятие «интеграция» приобрело общенаучный характер и достаточно прочно обосновалась в сфере образования» [Костюк 1984, 30].

Благодаря этому, в современном образовании интеграция рассматривается как ведущий методологический принцип получения комплекса знаний и поиска общего в различных методах. Помимо этого, интеграция является и способом формирования единой системы образования, программой по взаимосвязи различных образовательных систем и выявлении межпредметных связей. Принцип интеграции в качестве образовательной платформы обучения являет собой «особый структурно выстроенный педагогический процесс, направленный на научение детей рассматривать любые явления с разных позиций; развитие умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирование у школьников способности самостоятельно проводить творческие исследования. Развитие у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве» [Фомина, Кочерова, Кошмина, Никитина 2006, 23].

Интеграция направлена на улучшение комплексного мышления обучаемых, выявление связи между различными предметами и областями знаний, на развитие творческого мышления. Интеграция предполагает использование в учебном процессе нескольких принципов – принцип связности и целостности, принцип активности, принцип системности и последовательности.

С 80-х годов прошлого века интеграция прочно вошла в педагогику искусства и стала применяться широко, в том числе в системе музыкального образования. Для преподавания таких предметов, как «Музыка», «Изобразительное искусство» принцип интеграции имеет исключительно важное значение. Он позволяет учащимся осмысливать музыку и другие искусства не как отдельно существующие области творческой деятельности человека, а как единую систему, имеющую общее происхождение, общие законы развития, общие художественно-стилевые тенденции, влияющие на развитие искусства на каждом историческом этапе развития. Это дает возможность школьникам осознавать глубокие взаимосвязи между искусствами, выявлять общность тем и образов произведений различных видов искусства, единство художественно-выразительных средств и приемов, направленных на выражение содержания. Интеграция является раскрытием «… внутреннего родства разнообразного художественного проявления и перевод, перенос, преображение данной художественной формулы в другую художественную модальность – цвета в звук, звука в пространство, пространства в мерность строки стихотворения, проведение данного искусства по всему диапазону полифонии» [Юсов 2004, 33].

Проявления интеграции в музыкальном образовании весьма разнообразны. В рамках предмета «Музыка» она представлена несколькими способами. Первый – внутрипредметная интеграция отражает в себе взаимосвязь истории и теории музыки для освоения учащимися как музыкального языка, так и выразительных средств произведения, а также музыкального стиля и эпохи. Межпредметная интеграция предполагает объединение разных учебных дисциплин (главным образом художественного цикла) для раскрытия изучаемой темы.

Интегрированное занятия включает в себя разные формы работы, среди которых слушание музыки, разучивание песен и их исполнение, привлечение фрагментов литературных произведений, просмотр видеоматериалов, инсценировку песен, постановку мини спектаклей и хореографических номеров с использованием ритмики и пластического интонирования.

Интеграция исходит из самой специфики музыки как междисциплинарного явления, объединяющего в себе множество видов художественно-творческой деятельности – пение и игру на музыкальных инструментах, хореографию и театральное искусство, поэзию и литературу.

 Данное свойство делает педагогически целесообразным использование интеграции в формировании эстетического вкуса обучаемых. Благодаря взаимодействию музыки, литературы, изобразительного, театрального, пластического искусства художественно-эстетическая система школьников, их музыкально-эстетический кругозор формируется не обособленно, а комплексно, в опоре на осознание многообразных взаимосвязей между явлениями творчества, искусства, культуры в целом. Поэтому, интегративный урок музыки предполагает пересечение с другими вилами искусства и дисциплинами. Как отметил В. И. Загвязинский, основа образования – это «… вся культура человечества: и система научных знаний, и эмоционально-образный мир искусства, и исторические традиции, и система деятельности, в том числе творческой, и отношения, и ценностные ориентации» [Загвязинский 2004, 51].

Интегративные уроки музыки направлены на то, чтобы учащиеся развивались целостно, для чего необходима взаимосвязь дидактического материала, объединяющего в себе разные виды художественной деятельности. К этому призывал Э. Б. Абдуллин, который поддерживал идею включения в уроки музыки использование элементов живописи, литературы, близкие по «… идейно-художественному содержанию, образности, жизненной первооснове. А специальные художественные средства, присущие музыке и живописи, помогают эстетическому восприятию произведений» [Абдулин 1983, 37].

 Исследователь опирался на то обстоятельство, что именно на этапе начальной школы у учащихся происходит формирование представлений о разнообразии связей музыки с другими искусствами и это необходимо использовать в организации музыкальных занятий с детьми «… как средство активизации процесса усвоения ими программного материала, углубление эстетического восприятия музыкальных произведений» [Абдулин 1983, 38]. При этом, навыки, которые ученик получил на уроке музыки, могут быть применимы и при изучении других предметов.

Эффективным «инструментом» внедрения интеграции в проведение уроков музыки Э.Б Абдуллин считает полихудожественную деятельность, которая «предполагает объединение двух и более видов художественной деятельности в одно целое, … одним из них непременно является какая-либо разновидность музыкальной деятельности» [Абдулин 2004, 111].

Среди методов, которые целесообразно использовать на интегрированных занятиях – метод ассоциаций, метод синтеза искусств, метод размышления о музыке, метод театрализации, метод пластического интонирования. Так, метод ассоциаций направлен на выявление взаимосвязей между слуховыми и зрительными представлениями, между музыкой и словесным искусством, между музыкой и явлениями из жизни. Метод синтеза искусств способствует развитию у учащихся целостности восприятия искусства, осмысления единства художественной системы и взаимообусловленности происхождения и развития различных искусств, их влияния друг на друга. Метод размышления о музыке, введенный Д. Б. Кабалевским, позволяет выявить личностное отношение учащихся к изучаемому музыкальному материалу, уровень сформированности его эстетических представлений, вкусов, убеждений. Метод пластического интонирования помогает учащимся глубже проникнуть в содержание произведения, постигнуть его образы через жесты, движения, пластику, прожить «телесно» музыкальное содержание. Эту задачу также может решить метод театрализации, который ярче всего воплощается через драматизацию (инсценировку) песен и танцев, раскрывая в пантомиме, позах и музыкально-речевых интонациях сюжет музыкального произведения.

Таким образом, интеграция на уроках музыки способствует формированию у учеников эстетического вкуса благодаря воздействию на него разных видов искусства, использованию различных видов художественно-творческой деятельности и методов, заимствованных у других искусств, что значительно активирует эстетические переживания детей, расширяет мир их эстетических чувств и эмоций.

Список литературы

  1. Абдулин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983. – 112 с.
  2. Абдулин, Э. Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
  3. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
  4. Костюк Н. Т. Интеграция современного научного знания. – Киев: Вища шк.: Из-во при Киев. ун-те, 1984. – 182 с.
  5. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М.: Академия, 2004. – 192 с.
  6. Фомина М. А., Кочерова Е. А., Кошмина И. В., Никитина А. Б. Направления развития образовательной области «Искусство» в условиях стандартизации обучения // Музыка в школе. – 2006. – № 5. – С. 20-42.
  7. Юсов Б. П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». – М.: Компания «Спутник+», 2004. – 253 с.