УДК 37.06

Особенности воспитательной работы в учреждениях СПО

Потехина Инна Юрьевна – преподаватель Нефтяного института (филиала) Югорского государственного университета.

Аннотация: В научной статье проводится комплексный анализ сущности понятия «воспитание», определяются важнейшие направления, особенности и методы организации и проведения воспитательной работы в учреждениях среднего профессионального образования (СПО). А также описываются образования применение разнообразных методов, в частности: методы убеждения представляют собой методы, на основе которых формируются основные взгляды и предоставления обучающихся учреждений среднего профессионального образования, а также происходит обмен значимой информацией; методы стимулирования – это методы, которые способствуют организации деятельности деятельность обучающихся, а также стимулированию позитивная мотивация и другие.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная работа, среднее профессиональное образование, деятельность, развитие.

В условиях современной общественной системы, организация воспитательной работы в учреждениях среднего профессионального образования имеет высокий уровень актуальности, поскольку одной из значимых проблем современного общества является низкий уровень нравственного развития молодежи. Для обеспечения эффективного решения имеющейся проблемы, в учреждениях среднего профессионального образования проводится воспитательная работа в соответствии с разработанной рабочей программой [1, c. 320].

Исходя из положений статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» под категорией «воспитание» следует понимать деятельность, которая направлена на комплексное развитие личности, а также создание оптимальных условий для социализации обучающихся на основе учета социальных, культурных, нравственных и духовных ценностей, а также принятых правил и норм поведения. Одним из важнейших субъектов организации воспитания является семья, однако, как правило, семейного воспитания недостаточно для обеспечения комплексного развития личности молодежи, а следовательно, средством для восполнения имеющихся «пробелов» является учреждение среднего профессионального образования [2, c. 458]. В целом, можно отметить то, что воспитательная работа – это одной из ключевых направлений деятельности различных учреждений среднего профессионального образования. При этом, она является оптимальным способом социализации и адаптации обучающихся образовательных учреждений, как в окружающей среде, так и в учебном процессе.

В учреждениях среднего профессионального образования, воспитательная работа включает в себя следующие основные элементы:

  1. учебный процесс;
  2. внеурочную деятельность в пределах учреждения среднего профессионального образования;
  3. различные мероприятия, проводимые за пределами образовательного учреждения [3, c. 40].

Ключевой целью организации воспитательной работы в учреждениях среднего профессионального образования является создание условий, способствующих развитию у обучающихся способностей адаптироваться к изменяющейся внешней среде [4, c. 138].

Воспитательная работа в учреждениях среднего профессионального образования реализуется по нескольким ключевым направлениям, в частности:

  1. профессиональное направление представляет собой направление, которое связано с реализацией требований к уровню подготовки специалистов в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (в качестве примера, можно привести такие мероприятия, как олимпиады, недели профессионального мастерства, встречи с различными спикерами);
  2. эгосферическое направление – это направление, которое предполагает реализацию мероприятий, направленных на развитие у обучающихся навыков самооценки, а также мотивации к самовоспитанию (к примеру, проведение психологических тренингов либо тестирований);
  3. культуроведческое направление представляет собой направление, в рамках которого осуществляется реализация комплексного подхода по развитию, как творческого, так и эстетического потенциала обучающихся учреждений среднего профессионального образования (например, организация клубов по интересам, посещение учреждений культуры, выставки творческих работ);
  4. коллективоведческое направление – это направление, в рамках которого осуществляется формирование здорового студенческого сообщества, а также создание оптимальных условий для личностного развития каждого обучающегося (в качестве примера можно привести организацию процесса нравственного либо трудового воспитания, корпоративную культуру). [5, c. 270]

В настоящее время, воспитательный процесс в учреждениях среднего профессионального образования обладает рядом специфических особенностей.

Так, одной из важнейших особенностей воспитательный процесс в учреждениях среднего профессионального образования является то, что большинство обучающихся находится в сложном подростковом возрасте, а следовательно, педагогическим работникам необходимо осуществлять правильный подбор методов воздействия с учетом имеющихся у студентов потребностей. Необходимо отметить то, что человек, находящийся в подростковом возрасте проявляет серьезный интерес практически ко всему, а также характеризуется высоким уровнем инициативности, рискованностью и стремлением попробовать неизвестное.

Второй особенностью воспитательного процесса в учреждении среднего профессионального образования является зависимость от специфики реализуемой в образовательной организации воспитательной системы. Данная особенность обусловлена тем, что направленность некоторых воспитательных мероприятий не соответствует специфике деятельности учреждения среднего профессионального образования [2, c. 457].

Достаточно важной особенностью воспитательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования является то, что процесс воспитания предполагает как непосредственное вмешательство педагогических работников, так и самостоятельную деятельность обучающихся.

При организации воспитательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования применяются разнообразные методы, в частности:

  1. методы убеждения представляют собой методы, на основе которых формируются основные взгляды и предоставления обучающихся учреждений среднего профессионального образования, а также происходит обмен значимой информацией;
  2. методы стимулирования – это методы, которые способствуют организации деятельности деятельность обучающихся, а также стимулированию позитивная мотивация;
  3. методы оценки и самооценки либо диагностики представляют собой методы, позволяющие осуществлять оценку поступков, интересов и склонностей обучающихся учреждений среднего профессионального образования, а также возможностей предоставления помощи студентам при саморегуляции их поведения;
  4. методы проектов либо социального проектирования – это методы, которые предполагают проведение комплексного разбора различных проблем социальной направленности на основе организации самостоятельной деятельности обучающегося [4, c. 139].

В целом, для обеспечения эффективной деятельности учреждений среднего профессионального образования сотрудникам образовательной организации необходимо осуществлять воспитательную работу. Необходимо отметить то, что воспитательный процесс способствует формированию у обучающихся высокого уровня заинтересованности к выполнению значимых для обучения задач, а также стабильному развитию профессиональных компетенций.

Таким образом, подводя окончательный итог, стоит отметить то, что воспитательная работа в учреждениях среднего профессионального образования является одним из важнейших видов деятельности, который направлен на всестороннее развитие личности обучающихся. При разработке программы воспитательной работы необходимо учитывать все ее особенности, что позволит обеспечить подготовку компетентных выпускников, которые имеют высокий уровень инициативности и социальной активности.

Список литературы

  1. Гомбоева, И. С. Проектное управление в сфере профессионального воспитания обучающихся колледжа / И. С. Гомбоева // Социальная компетентность. – 2020. – Т. 5, № 3 (17). – С. 316-323.
  2. Зорькина, Е. К. Воспитательная работа в системе профессиональной подготовки специалиста СПО / Е. К. Зорькина // Инновации. Наука. Образование. – 2023. – № 72. – С. 456-459.
  3. Огоновская, А. С. Воспитание как традиционная ценность и актуальная социальная практика / А. С. Огоновская, И. С. Огоновская // Профессиональное образование и рынок труда. – 2021. – № 3 (46). – С. 33-48.
  4. Самойлов, А. В. Воспитательная работа с молодежью в организациях среднего профессионального образования и ее отражение на официальных сайтах учреждений СПО / А. В. Самойлов // Молодой ученый. – 2020. – № 17 (307). – С. 138-140.
  5. Тарарай, Ю. С. Актуальные вопросы воспитания в системе профессионального образования / Ю. С. Тарарай // Академическая публицистика. – 2021. – № 1. – С. 268-272

Интересная статья? Поделись ей с другими: