УДК 37

Педагогические принципы управления персоналом в сфере науки и образования

Куприянова Лилия Александровна – магистр Липецкого государственного педагогического университета имени П. П. Семёнова-Тян-Шанского.

Научный руководитель Калинина Елена Владимировна – кандидат юридических наук, доцент кафедры Государственно-правовых дисциплин Липецкого государственного педагогического университета имени П. П. Семёнова-Тян-Шанского.

Аннотация: В данной статье приведены основные педагогические принципы управления персоналом в сфере науки и образования, а также рассмотрены их составляющие.

Ключевые слова: образование, управление образованием, педагогический менеджмент, функции педагогического менеджмента, принципы управления в образовании.

Управление в сфере науки и образования – это действия административного состава образовательного учреждения (далее – ОУ) и педагогов, которые направлены на разумное использование времени и сил преподавательского состава и учащихся в рамках учебно-воспитательного процесса (далее – УВП) для изучения определенных учебных дисциплин, нравственного воспитания, а помимо этого разностороннего развития личности и ее подготовки к профессиональной деятельности.

Менеджмент в образовании представляет собой особую управленческую структуру, которая обладает определенной спецификой и отдельными характерными (отличительными) чертами. Упомянутая специфика состоит в отличительных особенностях и профессионализме педагогического состава, преподаваемых ими дисциплин, а помимо этого и результатов труда менеджера образования (далее – МО). В рассматриваемой ситуации, менеджер в образовательной сфере или руководитель ОУ должен обладать соответствующим педагогическим образованием для эффективного применения педагогических принципов управления в рамках работы и взаимодействия со своими подчиненными (трудовым коллективом ОУ).

Стратегия управления персоналом в ОУ обладает рядом функций. К данным функциям относятся: целеполагание, анализ, организация, планирование, контроль, руководство и регулирование.

Управленческая деятельность выступает предметом труда МО [2]. Следует особо отметить, что менеджмент в ОУ обладает перечнем значимых функций и рядом педагогических принципов (далее – ПП).

Функции педагогического менеджмента (далее – ПМ) отображают вполне законченный цикл конкретных действий, которые в комплексе и составляют управленческую деятельность. Одной из подобных функций выступает планирование или принятие решения. Суть рассматриваемой функции состоит в установлении и планировании всего УВП в ОУ, который реализуется посредством конкретизации деятельности, планируемого мероприятия, исполнителя, а помимо этого определения фактической суммы бюджета и временного периода. Еще одной важной функцией является организация принятых решений. Ее суть состоит в процессе доведения всех решений до конечного исполнителя, а помимо этого в обобщении и организации материально-технической базы с целью возможности реализации разработанного решения. Помимо этого нельзя не отметить, что в качестве одной из составляющих рассматриваемой функции выступает согласование принятого решения с потребностями и реальными возможностями конкретного исполнителя. Вторым основополагающим элементом педагогического управления считается организация выполнения принятых решений и планов. Стоит особо отметить, что основой данного компонента считаются принципы научной организации труда [1]. Достаточно значимой в сфере образования и вполне актуальной во все времена является мотивационная функция. Рассматриваемая функция играет весомую роль, поскольку именно от эффективного стимулирования трудового коллектива ОУ напрямую зависит качество, полнота, а помимо этого и быстрое и оперативное выполнение различных поручений.

Помимо этого следует выделить и функцию предварительного, текущего и итогового контроля.

Следует отметить, что контроль включает наблюдение, изучение, анализ, а помимо этого диагностику и оценку эффективности работы исполнителей [1].

В ПМ определены и ПП управления персоналом.

Под принципами ПМ понимаются базовые правила поведения отдельного субъекта менеджмента при непосредственном его взаимодействии с другими управляемыми субъектами [1].

В принципах ПМ раскрываются основные теоретические подходы к вопросу построения образовательного процесса и последующего управления им. Именно принципы позволяют определить позиции и установки, с которыми руководители ОУ подходят к организации управленческого процесса.

Так, следование принципу гуманизации считается основным условием для реализации способностей обучающихся в рамках организационного УВП. Принцип оптимальности также относится к числу базовых, в рамках структуры ПМ. Второй рассматриваемый принцип выражается исключительно в наличии комплекса и числа требований, предъявляемых к работе исполнителя. В качестве примера реализации рассматриваемого принципа вполне может выступить наличие наиболее оптимального числа разделов в сформированном и предложенном плане работы. Базовые правила, которыми руководствуется МО при проведении оценки эффективности работы педагогов и обучающихся закреплены в принципе аналитической деятельности субъекта менеджмента. Помимо всего вышеуказанного, к значимым и важным ПП управления следует отнести и принцип конкретного целеполагания. Так, при несоблюдении положений указанного ПП, образовательному процессу и обществу наносится непоправимый ущерб. Отсутствие четко поставленной цели способствует появлению довольно большого числа факторов, существенно ухудшающих достижение всех поставленных целей, а в некоторых случаях даже срывают намеченный план.

Принцип кооперации и разделения труда отображает главное требование, предъявляемое в отношении деятельности МО вне зависимости от его уровня. Руководитель ОУ может реализовать все задачи исключительно в том случае, если будет опираться на деятельность общественных организаций, различные научные сообщества, а помимо этого творческие группы ОУ и коллективный разум [1].

Помимо вышеуказанного, эффективное научное управление предполагает и реализацию такого принципа, как принцип системного самосовершенствования. Рассматриваемый ПП реализуется, основываясь на изучении теории и современной практики менеджмента. Следует подчеркнуть, что это положение является в особенности актуальным в нынешних реалиях. Это обуславливается тем аспектом, что в современном обществе наблюдается совершенствование всех механизмов управления, которое происходит абсолютно на всех уровнях.

Например, исследователь Ю. А. Конаржевский выделяет ряд ПП менеджмента в образовании: принцип уважения и доверия к человеку, принцип целостного взгляда на человека, принцип сотрудничества, социальной справедливости, индивидуального подхода в управлении, обогащения опыта работы педагога и его личного стимулирования, принцип консенсуса, целевой гармонизации, принцип коллективного принятия решений и принцип постоянного обновления.

Принципы построения современной системы управления персоналом

Принципами формирования современной системы управления персоналом считаются следующие: эффективность подбора и расстановки кадров; справедливость оплаты труда и их мотивации; вознаграждения осуществляются за индивидуальные и коллективные достижения; продвижение сотрудников по карьерной лестнице согласно результатам их трудовой деятельности, квалификации, способностях, личных интересов и потребностей ОУ; оперативное, своевременное решение личных проблемных ситуаций.

Следует особо отметить, что управление персоналом охватывает довольно большой перечень функций, начиная от приема и закачивания увольнением сотрудников: наем, отбор и прием кадров; проведение деловой оценки при приеме, аттестация; профориентация и трудовая адаптация; стимулирование труда сотрудников; организация труда и соблюдение этики деловых отношений; управление конфликтами внутри коллектива; обеспечение безопасности персонала; управление нововведениями в кадровой работе; повышение квалификации и переподготовка кадров; управление деловой карьерой; управление поведением персонала ОУ; управление социальным развитием педагогического и научного персонала.

Управление персоналом представляет собой управленческую систему особенного типа, которая направлена на оперативное обеспечение ОУ всеми необходимыми квалифицированными кадрами для решения всех поставленных педагогических задач.

Таким образом, в научном или ОУ наиболее целесообразным является проведение кадровой политики, учитывая специфику и адаптацию традиционных педагогических методов и принципов к принципам управления персоналом в образовательной сфере.

Управление персоналом отвечает концепциям и методам, которые необходимо использовать управленцу в рамках работы и взаимодействия с персоналом.

Список литературы

  1. Бунатян, А. Н. Оптимальная схема отбора персонала при приеме на работу в организацию//Вестник Университета Российской академии образования, 2019. -№ 5. – С. 152-154.
  2. Гаврилов, Д.В. Инновационные технологии в кадровом менеджменте /Д.В. Гаврилов, Э.В. Бардасова//Вестник Казанского технологического университета. – 2019. -Т. 16. -N 3. -С. 267-270.
  3. Газизов, Р.Р. Содержание и основные элементы инновационного потенциала персонала предприятия//Теория и практика общественного развития. 2019. № 16. – С. 297
  4. Гончар, Л.А., Григашкин М.В. К вопросу о сущности стратегии управления персоналом / Россия молодая Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых с международным участием. 2019., С. 414.
  5. Гончаров, М.А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие/М.А. Гончаров. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016. – 476 с.
  6. Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. – М.-Белгород, 2015. – 251 с.
  7. Охлопкова, Н.А., Михайлова, А.В. Эволюция подходов к управлению персоналом / Научные исследования: от теории к практике. 2019. Т. 2. № 2 (3). С. 297-298.
  8. Патласов, О. Ю. Маркетинг персонала. Учебник / О.Ю. Патласов. – М.: Дашков и Ко, 2019. – 384 c.
  9. Патрахина, Т.Н. Менеджмент в образовании: Учебное пособие. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. – 123 с.
  10. Педагогический менеджмент в образовании: актуальные вопросы современной науки: Монография [под ред. С.Д. Якушевой]. – Новосибирск: Изд. АНС СибАК, 2015. – 158 c
  11. Пугачев, В. П. Планирование персонала организации / В.П. Пугачев. – М.: Издательство МГУ, 2019. – 236 c.
  12. Тебекин, А. В. Управление персоналом. Конспект лекций / А.В. Тебекин. – М.: Юрайт, 2018. – 192 c.

Интересная статья? Поделись ей с другими: