УДК 37

Оценка сформированности уровня воспитанности обучающихся в условиях взаимодействия с семьями школьников

Шарапова Екатерина Андреевна – магистрант Елабужского института (филиала) Казанского (Приволжского) федерального университета.

Научный руководитель Ахтариева Разия Файзиевна – кандидат педагогических наук, доцент Елабужского института (филиала) Казанского (Приволжского) федерального университета.

Аннотация: Школьное образование – процесс усвоения знаний и процесс воспитания. Уровень образованности измеряется контрольно-измерительными материалами, однако уровень нравственной развитости личности сложно определить из-за возможной необъективности результатов. Совокупность измерений развитости нравственных качеств с позиции учителей и родителей решает данную проблему. Исследование отражает опыт оценки УНВ учащихся семьями школьников, отражая актуальные проблемы в детско-родительских отношениях.

Ключевые слова: воспитанность, отношения, процесс, уровень, измерения, объективность, личность.

Каждый день во всем мире происходят глобальные изменения, касающиеся различных сторон и сфер жизни. Постоянно изменения происходят и в жизни детей. В первую очередь, такие изменения касаются сферы школьного образования. Школьное образование – это не только процесс планомерного усвоения знаний, умений, навыков и процесс их контроля. Школьное образование намного больше и шире, чем просто учебный процесс, это, прежде всего, процесс воспитания подрастающего поколения. Меняются нормативные акты и документы, планы и формы работы, однако, неизменным остаётся процесс воспитания в школе. Многие считают, что меры измерения уровня воспитанности не существует, однако, в настоящее время, когда для оптимизации в любых сферах жизни используют измерения, это мнение становится неактуальным. Тогда возникает закономерный вопрос, а как же измерить уровень воспитанности учеников? Насколько полноценно и разносторонне развита личность сложно определить только лишь через это понятие из-за неполноты основания. Например, сложно определить, насколько вежлив ученик через диагностику, так как показатели сформированности этого качества достаточно условны и вариабельны. Это, в свою очередь, лишает теорию воспитания возможности производить планомерные исследования в этом аспекте с учётом возрастных изменений личностных качеств.

В.П. Беспалько утверждает, что важно понимать значимость воспитания именно в основном школьном образовании в зависимости от цели [2]. Цель основного общего образования – подготовка к профессиональному обучению и воспитанию отдельной личности. Профессиональное обучение в данном контексте следует понимать как получение специализации в определённой деятельности, прибавляющей личности дополнительные отличительные черты. Ведь взрослый осознанный человек имеет не только базовые качества личности – отзывчивость, скромность, но и трудовые качества личности, например – трудолюбие, трудовая нравственность. Именно профессиональное составляющее образования в настоящее время является наиболее актуальным средством в процессе формирования личности.

Процесс внедрения педагогической науки в жизнь связано с её способностью присваивать личности те качества и свойства, которые заложены в базе образовательно-воспитательного процесса. В современном образовательном процессе педагогическая технология разработана в основном только для тех качеств, которые являются аспектами опытных характеристик. Данные аспекты можно рассмотреть на базе описательных диагностик, касающихся определённой области деятельности. Например, деятельностный опыт школьника можно измерить согласно таким параметрам, как: -качественная характеристика степени усвоения знаний; -степень осознанности в практическом применении знаний; -база опыта; -учебный уровень Согласно ФГОС, ведущим подходом, реализуемым в учреждениях основного общего образования, является компетентностный подход [1]. Именно он включает в себя процесс формирования у учащихся предметных, метапредметных и личностных компетенций. Данные компетенции взаимосвязаны в том числе и в воспитательном процессе. Личностные компетенции школьника формируются с опорой на предметные и метапредметные компетенции. Первичную же информацию о степени воспитанности обучающихся можно узнать из важнейшего института общества – семьи. Именно мониторинг со стороны родителей может помочь дать всестороннюю, объективную оценку уровня воспитанности школьника, так как о человеке, прежде всего, говорят его поступки, а родителя становятся свидетелями порой скрытых сторон поведения ребенка в зоне комфорта.

Общая оценка воспитанности ребёнка определяется на основе определённых оценочных показателей [3]:

  1. Характер поведения ребёнка в зоне комфорта (дом, семья)
  • проявление интереса к семейным делам и семейным проблемам;
  • вежливое обращение к разновозрастным членам семьи;
  • проявление заботы о младших членах семьи, о питомцах, растениях;
  • выполнение поручений и возложенных обязанностей;
  • понимающая реакция на замечания в семье;
  1. Отношение к себе:
  • соблюдение предписанного режима дня;
  • уровень самокритичности;
  • соблюдение личной гигиены;
  • бережное отношения к личным вещам;
  • проявление правдивости и принципиальности в отдельных моментах.

Родителям 8 «б» класса МБОУ лицея №2 Бугульминского района предлагалось оценить каждый пункт по пятибальной шкале, где 5»5» – с наиболее сильно выражено, а «1» – наиболее слабо выражено. В классе обучаются 30 человек, из них на диагностику согласилось лишь 25 человек, поэтому расчёт проводился исходя из контрольных значений.

Максимальное количество баллов, которое было возможно набрать – 50. Оценка результатов производится исходя из принципа – чем больше баллов, тем выше уровень воспитанности обучающихся. Из 25 человек лишь 2 человека набрали приближенное к максимальному значению баллы – 45. 13 человек набрали баллы в диапазоне от 30 до 40 баллов, 5 человек набрали баллы в диапазоне от 20 до 30 баллов, 3 человека набрали баллы в диапазоне от 10 до 20 баллов. И лишь 2 человека набрали самые низкие баллы – в диапазоне от 0 до 10. Исходя из полученных результатов можно утверждать, что личностный уровень воспитанности учащихся в данном классе оценивается родителями выше среднего. Однако, есть некоторая часть родителей, которая оценивает уровень воспитанности своего ребёнка ниже среднего, причём лишь в одном случае субъективная оценка уровня воспитанности ребёнка и родителя совпадает. Причины этого могут крыться как в самом ребёнке – особенности характера, проявление девиантного поведения, подростковый период, так и в самом родителе. Ведь, именно в семье ребёнок принимает и перенимает первые правила поведения, культурные и эстетические доминанты [5].

В ходе личных бесед с некоторыми из родителей, оценивших особенно низко уровень воспитанности своих детей , были выявлены следующие проблемы:

  1. Достаточно низкий уровень воспитанности самих родителей
  2. Высокая рабочая занятость
  3. Психолого-педагогическая неграмотность самих родителей
  4. Нежелание принимать активное участие в процессе воспитания детей
  5. Нежелание родителей признавать свои ошибки

Для устранения этих проблем, в рамках исследования, был составлен лист рекомендаций для работы классного руководителя и родителей тех детей, у которых, по мнению родителей, низкий уровень воспитанности. Данный лист рекомендаций, перспективно, направлен на устранений дистанции между ребёнком и родителем посредством установления продуктивного контакта между родителем и классным руководителем. Устранение дистанции поможет повысить уровень воспитанности детей, так как самые главные вехи воспитания принимает на себя ребёнок именно из семьи.

Список литературы

  1. Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире// Педагогика.-2002.-№7.-С.88-96.
  2. Анализ и оценка воспитательного процесса//Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии/ под ред. Н.Е. Щурковой.-М.: Новая школа,1998.-С.158-165.
  3. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/Под ред. Е.Н. Степанова.- М.: ТЦ «Сфера», 2001-128 с.
  4. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. –М.: Издательский центр «Академия», 1999. –216 с.
  5. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий: Учебно –практическое пособие для учителей, кл. рук., студентов, магистрантов и аспирантов пед. учеб. завед., слушат. ИПК. Ростов –н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001. –160 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: