УДК 37

Роль изобразительного искусства в области воспитания  духовного мира школьников

Тяпкина Ольга Александровна – педагог дополнительного образования Школы № 1400 в Москве

Аннотация: В данной статье рассматривается актуальная проблема развития и самореализации человека в современном обществе. Основное внимание в работе автор акцентирует на необходимости гуманизации образования. В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка оценить роль изобразительного искусства в области духовного воспитания школьников. Автор обосновывает мысль о том, что через искусство и культуру проходит сохранение и передача традиций и духовных ценностей, восстанавливается связь поколений, гармонизируются общественные отношения.   

Ключевые слова:  проблема, общество, позитивные результаты, социализация, воспитание, гуманизация, художественное образование, духовный мир.

Проблема развития человека  и проблемы развития общества – это две стороны одного процесса. Жизнь, благополучие и возможность самореализации каждого  зависит от потенциала развития современного Детства.

В то же время известно довольно большое количество фактов, иллюстрирующих социальные лишения и злоупотребления, жертвами которых становятся дети и  в этой связи необходимо  на уровне каждого образовательного учреждения рассмотреть проблему поддержки детства.

Очевидно, одним из необходимых условий  получения позитивных результатов  является повышение эффективности процесса позитивной социализации детей, обеспечения безопасности детства,  предупреждение «попадания» детей в криминальные группировки, создание благоприятных для их воспитания и обучения условий, формирования социально позитивного опыта  жизнедеятельности в обществе, обретения реальных перспектив нормальной жизни.

Гуманизация школы – составная часть гуманизации всего общества, процесса, которому сегодня, несмотря на все противоречия, нет альтернативы. Спор о том, чему отдать предпочтение – знанию или нравственности, «познавательным элементам» или «личности в целом» лишен смысла. Нормы морали и все возможные другие ценностные ориентиры не ставшие достоянием сознания, не могут выступать эффективными регуляторами поведения человека. Но они не могут стать достоянием сознания, не обретя форму содержания образования и воспитания.

В конце ХХ столетия человечество осознало порочность подхода к жизни человека только с позиций  экономической необходимости без учета духовных потребностей. Абсолют материального неизбежно порождает атмосферу жестокости, стяжательства, бездуховности.

Понимая это, современное российское общество  стремится к тому, чтобы в экономику, политику, науку, управление пришло новое поколение, сориентированное на гуманизм, толерантность, духовные ценности. В этой состоит внутренний смысл гуманизации образования, предполагающий наполнение его содержания культурой и искусством. В условиях социальной нестабильности, смены идеалов, ценностей, самой надежной сферой является культура. Через искусство и культуру проходит сохранение и передача традиций и духовных ценностей, восстанавливается связь поколений, гармонизируются общественные отношения.

Значение и престиж художественного, эстетического образования объясняется не только  социальными причинами. Нельзя не учитывать  и педагогические обстоятельства, которые заключаются в растущем  понимании того, что искусство  наиболее эффективно способствует  развитию чувств, помогает ребенку познать и построить целостную картину мира, развить таланты и способности, адаптироваться в новых жизненных ситуациях.

Анализ этих обстоятельств позволяет заключить, что художественно-эстетическое образование играет первостепенную роль в саморазвитии и самоактуализации личности. Нравственное воспитание с гуманистических позиций особенно важно сегодня, когда культ силы и насилия пропагандируется  СМИ.

Педагоги призваны взращивать духовный мир человека, помогать ему в обретении способности  к интеллектуально нравственному обогащению, возвышению над обстоятельствами, преодолению противоречий, раздирающих жизнь и душу ребенка.  Поиск ясных и четких ответов на вопрос, как разрешить такие противоречия, составляет основное содержание процесса, который можно определить, как воспитательную деятельность школы.

Многие мысли К.Н. Вентцеля о культуре и воспитании и сегодня не теряют своей значимости. Беда в том, что приобщение ребенка к культуре носит в школе чаще всего отвлеченно-созерцательный характер. Уроки. Лекции, беседы, в ходе которых  ребенок зачастую выступает в роли слушателя, воспитывают не личность, а как говорит К.Н. Вентцель, – «в лучшем случае – привратника культуры, ее кладовщика».

Ведь человек – это открытая система, он имеет два вектора развития –  как в сторону добра, так и в сторону зла. И только духовная  культура способна вывести его к добру. Вот почему для нас обретение личности – это всегда обретение культуры – культуры прошлого, культурных традиций, культуры переживания – страдания и наслаждения – культуры общения, культуры достоинства, наконец, культуры духовности. Воспитание такой личности – наш долг. И это одна из целей предметов духовно-нравственного цикла – как основы формирования духовно-нравственных ценностей и идеалов современных российских учащихся. А что станет мерилом результативности учительского труда? САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность, достигшие САМОопределения и САМОутверждения путем САМОразвития и САМОреализации. Вот это и есть главная цель воспитания.

Уроки предметов духовно-нравственного цикла должны быть наполнены радостью от общения с красотой, познания, эстетического наслаждения, радостью размышлений, рассуждений, узнавания уже известного.

Только так, по утверждению учёных, в процессе духовного общения и происходит воспитание, т.е. формирование у подрастающего человека духовных ценностей – отношения к миру, людям, самому себе, представлений о добре и зле, счастье, смысле жизни. Приобретённые духовные ценности имеют личностный характер, выработаны самостоятельно на основе переживаний.

Список литературы

  1. Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный  базисный  учебный план и примерные учебные  планы. – М.: Дрофа, 2008.
  2. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. / Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.- М.: Дрофа, 2009 . 
  3. Примерная программа по учебным предметам «Изобразительное искусство» 1-4 и 5-7 классы, музыка 5-7 классы, искусство 8-9 классы». – М.: Просвещение, 2022. Программа «Изобразительное искусство» под руководством В.С Кузина. – М.: Просвещение, 2022 г. и «Искусство. Изобразительное искусство» 5-9 классы.
  4. Методические рекомендации и рабочие программы к линии УМК С.П. Ломова, ФГОС, 2013.
  5. Авторская программ Б.М. Неменского  «Изобразительное искусство» Москва. «Просвещение». 2015
  6. Сокольникова В.С., Кузин В.С., Кубышкина  Э.И. Изобразительное искусство: учебник для  учащихся 5-8 классов: в 4-х частях: Рисунок. Живопись. Композиция. 
  7. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул. 1999.
  8. Свиридова О.В. Изобразительное искусство. Предметная неделя в школе. Волгоград. Учитель, 2017.
  9. Искусство: энциклопедия для детей «Аванта+». Т.7. Ч.1. М., 1997.
  10. Ванслов В.В. Искусство и красота. М., 2006.

Интересная статья? Поделись ей с другими: