УДК 37.013

Развитие надпрофессиональных компетенций обучающихся через работу с информацией о семье

Курносова Марианна Александровна – аспирант кафедры Перевода и прикладной лингвистики Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова

Аннотация: Статья посвящена проблеме развития надпрофессиональных компетенций у обучающихся учреждений среднего профессионального образования. В последнее десятилетие работодатели всё большее внимание акцентируют на надпрофессиональных компетенциях выпускников среднего профессионального образования. Это вызывает большой интерес среди учёных-исследователей, поскольку тема  необходимых выпускникам надпрофессиональных компетенций, способов и уровня их развития не исследовалась до настоящего  времени.  В статье представлен алгоритм развития надпрофессиональных компетенций у обучающихся через работу с информацией о семье и его краткое обоснование как инструмента.

Ключевые слова: надпрофессиональные компетенции, soft skills, обучающиеся среднего профессионального образования, модель надпрофессиональных компетенций, компоненты надпрофессиональных компетенций.

В настоящее время проблема развития и надпрофессиональных компетенций у обучающихся учреждений среднего профессионального образования и студентов высшего образования всё чаще звучит на педагогических конференциях и всё чаще встречается в научных публикациях. Это связано с трансформирующимся постиндустриальным обществом, с перестройкой рынка труда и изменениями в производстве, а также с требованиями работодателей к выпускникам учреждений среднего профессионального образования, которым требуются специалисты с новыми компетенциями. Данную задачу призваны решать образовательные организации среднего профессионального образования, нуждающиеся в новых образовательных моделях, учитывающих требования мирового рынка труда и специфику развития экономики региона, консолидирующие деятельность ведущих производственных сфер со сферой среднего профессионального образования, учитывающие обратную связь с работодателями, координирующие трудоустройство выпускников на рынке труда. Также актуальность озвученной проблемы находит отражение в  Стратегии развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года от 12.03.2021 № 51 [1]. В Стратегии сделан акцент на приоритете государственной политики в формировании и укреплении кадрового потенциала страны для обеспечения эффективности национальной экономики. В ответ на внешние вызовы Министерством просвещения Российской Федерации непрерывно совершенствуются федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования. В педагогических исследованиях многократно подчёркивались роль и значение личностных качеств в развитии профессионализма (метакачества), как, например, способность к творческому мышлению, самостоятельность, ответственность (С.Я. Батышев, А.А. Деркач, Е.Ю. Дмитриева, Э.Ф. Зеер, В.Д. Шадриков).

В последнее десятилетие в России и зарубежом активно разрабатывается понятие надпрофессиональных компетенций. Ряд исследователей полагает, что понятие «надпрофессиональные компетенции» является синонимом понятий «профессиональные метакомпетенции» (Л.М. Орбодоева), «метакомпетенции» (meta-competencies), или «мягкие навыки», или soft skills (D. Almog, S. Cranfield, F. Fernandez).

Также надпрофессиональные компетенции часто называют «навыками XXI века», которые позволяют специалистам работать эффективнее, переходить между отраслями и сохранять при этом востребованность.

Ш. Каххаров трактует их как «прорывные» профессиональные метакомпетенции, в основе которых лежат мотивы и ценности, внутренние установки, предрасположенности и другие личностные характеристики, отвечающие за смысл и характер внутренней самоорганизации личностью своей деятельности [4]. Исследователи указывают, что компетенции такого характера дают специалисту возможность координировать свою деятельность сообразно меняющимся условиям и требованиям, что, в свою очередь, способствует умению выстраивать эффективную стратегию поведения и успешно реализовывать ее, в том числе в нестандартных ситуациях. Кроме того сами работодатели  подтверждают, что около 80 % успеха специалиста зависит от уровня владения им именно надпрофессиональными компетенциями [4].

На данный момент можно насчитать более тридцати моделей надпрофессиональных компетенций [2, 3, 6, 7]. Позволим себе резюмировать их содержание и представим содержание надпрофессиональных компетенций в сокращённом виде. К надпрофессиональным компетенциям принято относить следующие социально-коммуникативные, когнитивные и личностные компоненты:

  • эффективная коммуникация;
  • умение работать в команде и кооперация;
  • креативность мышления;
  • аналитическое мышление;
  • предприимчивость;
  • лидерство;
  • самоорганизация и самоменеджмент;
  • стрессоустойчивость и т.д.

В современных педагогических исследованиях продолжается поиск подходов к развитию надпрофессиональных компетенций и качеств у обучающихся и выпускников учреждений среднего профессионального образования. При анализе научной литературы и публикаций по заявленной тематике можно отметить подавляющее большинство материала по развитию надпрофессиональных компетенций в массовом, групповом формате и отсутствие исследований в направлении индивидуальной работы по озвученной тематике [5, 7]. Поэтому актуализируется необходимость разработки форм и методов индивидуальной работы по развитию надпрофессиональных компетенций у обучающихся учреждений среднего профессионального образования. Одним из путей решения данной задачи может быть разработка алгоритма индивидуальной работы по развитию надпрофессиональных компетенций обучающихся через включение элементов работы с историей семьи обучающегося, профессиональных сценариев, преобладающих в семье, историй успеха родственников и т.д.

Предварительный индивидуальный формат работы может качественно улучшить результат работы по развитию надпрофессиональных компетенций в группе, поскольку помогает активизировать субъектную позицию обучающегося, ответственное отношение к своему саморазвитию и выстроить траекторию развития на ближайшее будущее.

Далее пошагово представлен алгоритм работы по развитию надпрофессиональных компетенций у обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования через работу с информацией о семье респондента:

  1. Уточнение запроса. На данном этапе необходимо чётко сформулировать желаемый результат работы и определить:
  • Для чего конкретно, для каких целей нужно развить ту или иную надпрофессональную компетенцию?
  • Какая ценность для респондента заложена в данной надпрофессиональной компетенции?
  • Что произойдёт, когда компетенция будет освоена?
  • Какое позитивное/негативное влияние может оказать компетенция после освоения?
  1. Поиск компетентностного потенциала или ограничения в семейной истории обучающегося:
  • Изучение профессиональных сценариев и ограничивающих убеждений в семейной системе в отношении профессиональной реализации;
  • Конкретные имена родственников, имеющих успех в выбранной надпрофессиональной компетенции;
  • Какие трудности они испытывали при освоении надпрофессиональной компетенции и какие стратегии преодоления трудностей использовали?
  1. Интервью с членом семьи, имеющим успех в интересующей надпрофессиональной компетенции:
  • Что означает надпрофессиональная компетенция для него?
  • Какие пословицы, поговорки, убеждения существуют в семье в отношении выбранной надпрофессиональной компетенции;
  • Какие страхи были или присутствуют сейчас у интервьюированного в отношении выбранной надпрофессиональной компетенции;
  • Рекомендации и пожелания по освоению выбранной надпрофессиональной компетенции.
  1. Составление дорожной карты развития выбранной надпрофессиональной компетенции на ближайшее время (3-6 месяцев):
  • Определение методов и средств (групповых или индивидуальных);
  • Определение систематичности и периодичность занятий;
  • Определение контрольных точек развития надпрофессиональной компетенции для отслеживания результативности работы.

По итогам проделанной работы мы можем наблюдать у обучающихся активизацию субъектной позиции в отношении своего обучения и развития, осознание своей конкурентноспособности, осознанное отношение к выбору путей своего профессионального и личного развития, более высокую включенность в процесс развития надпрофессиональных компетенций в групповой формате и ответственность за результаты своего обучения и саморазвития.

Список литературы

  1. Стратегия развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года (одобрена Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (протокол от 12.03.2021 № 51)). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_384038/ (дата обращения: 18.01.2024).
  2. Исследование профиля надпрофессиональных компетенций, востребованных ведущими работодателями при приеме на работу студентов и выпускников университетов и молодых специалистов / Е. А. Степашкина, А. К. Суходоев, Д.Ю. Гужеля; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2022. – 32 с. – 100 экз. – (Современная аналитика образования. № 2 (62)).
  3. Кандаурова А.В., Михайлова С.В. Роль надпрофессиональных компетенций в профессиональном развитии обучающихся // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2021. № 4 (56). С. 78-86. https://doi.org/10.36906/2311-4444/21-4/08.
  4. Каххаров Ш. Над-профессиональные компетенции и управление ими // Организационная психология. 2014. Т. 4. № 4. С. 102-120.
  5. Мхеидзе Л. Р. Развитие надпрофессиональных компетенций как условие реализации карьерного потенциала молодых специалистов // Власть и управление на Востоке России. 2020. № 3 (92). С. 185-192. DOI 10.22394/1818-4049-2020-92-3-185-192.
  6. Полушкин Д.П. EDUSCRUM как средство формирования 4К компетенций обучающихся // Синергия наук. 2018. № 30. С. 1899-1904.
  7. Развитие и оценка надпрофессиональных компетенций студентов университетов: теоретико-методологические основы / А. В. Пеша, М. Н. Шавровская, М. А. Николаева [и др.]; под общ. ред. А. В. Пеша. – Казань : Бук, 2020. – 248 с. – ISBN 978-5-00118-592-5.

Интересная статья? Поделись ей с другими: