УДК 37

Комплексное применение традиционных и инновационных приемов профессионально ориентированного обучения иностранным языкам в вузе

Карасева Наталья Геннадиевна – старший преподаватель кафедры «Иностранные языки» Экономического факультета Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета

Бондарева Светлана Евгеньевна – старший преподаватель кафедры «Иностранные языки» Экономического факультета Московского автомобильно-дорожного государственного технического
университета,

Аннотация: Основная цель обучения иностранным языкам заключается в развитии коммуникативной компетенции у студентов. Эта компетенция подразумевает не только знание системы иностранного языка, но и умение применять эти знания на практике, чтобы успешно коммуницировать. Чтобы достичь этой цели, необходимо использовать современные цифровые технологии, которые предоставляют целый спектр возможностей. Эти технологии включают в себя быструю обратную связь, индивидуальный подход к обучающимся, а также предоставление информации в различных форматах. Они являются неотъемлемой частью процесса обучения иностранным языкам, поскольку помогают студентам эффективно развивать свои коммуникативные навыки и достигать своих коммуникативных целей.

Ключевые слова: профессиональное обучение, инновационное обучение, традиционное обучение, иностранный язык, обучение в ВУЗе.

Сейчас в учебном процессе очень широко используются различные цифровые материалы, например, электронные учебные пособия, интерактивные словарь и энциклопедия, мультимедийные тесты, CD-диски и видеофайлы, видео и аудио файлы. Кроме этого, доступны разнообразные цифровые инструменты образования, интернет - ресурсы, приложения для образования, веб-платформа и многое другое.

Важная задача подготовки иностранного языка в вузе - формирование грамотности. Современная компьютерная мультимедийная программа, включая Padlet, MendMeister, Dvolver Moviemaker и др., значительно улучшает эффективность овладения грамматическими категориями иностранных языков [4].

Padlet представляет собой цифровую платформу, которая позволяет создавать и делиться красивыми проектами. Этот инструмент предоставляет возможность размещать на странице видео, картинки, записывать интервью, писать текстовые сообщения, загружать документы и выбирать различные обои и темы для удобной и продуктивной работы. Padlet является гибким инструментом, позволяющим создавать списки, диаграммы, доски обсуждений, портфолио и бизнес-планы. Программа используется преподавателями, студентами, профессионалами и людьми всех возрастов по всему миру, и позволяет редактировать и распространять созданные работы среди нескольких участников. Также она предоставляет возможность приглашать других пользователей для просмотра и редактирования своих проектов, а также позволяет делиться ими через социальные платформы и отслеживать активность студентов при работе с планшетами [7].

Mindmeister – это онлайн-инструмент для создания ментальных карт, который позволяет разрабатывать и делиться идеями визуально и сотрудничать с коллегами в режиме реального времени. Пользователи могут наблюдать за изменениями, вносимыми в карту, и имеют возможность комментировать и голосовать по отдельным темам. Mindmeister широко применяется для мозгового штурма, создания интеллект-карт, заметок, проектов, презентаций и совместной работы над контентом. Визуализация мыслей позволяет улучшить усвоение новой лексики и грамматики, так как ментальные карты наглядно отображают иерархии и связи между идеями в графической форме. Mindmeister позволяет создавать структурированные карты с добавлением изображений, значков, диаграмм и анимированных GIF-файлов. Созданные ментальные карты могут быть преобразованы в интересные слайд-шоу и экспортированы в социальные сети [1].

Dvolver – это онлайн-инструмент, который помогает развивать грамматические и лексические навыки студентов через создание анимационных диалогов. Dvolver позволяет легко создавать анимационные фильмы с использованием различных фонов, сюжетов и персонажей. Просто вводим речь каждого персонажа в соответствующую строку, добавляем фоновую музыку и дизайн, и анимационный фильм готов. После создания его можно отправить по электронной почте друзьям [5].

Вместо использования приложения My Crossword для развития лексических компетенций, стоит обратить внимание на его альтернативы. Например, веб-инструмент Rewordify.com поможет переформулировать и упростить сложные тексты, убрав непонятные термины и заменив их более простыми словами. Таким образом, студенты смогут понимать основной смысл текста без трудностей. Другой интересный вариант - приложение Quizlet, которое помогает быстро запоминать новые слова и осваивать лексику с использованием различных инструментов, таких как карточки с изображениями, переводами или определениями. Возможность настройки приложения позволяет варьировать режим использования, выбирая озвучивание слов или формат вопрос-ответ. Эти веб-инструменты помогут студентам эффективно развивать свои языковые навыки и расширять словарный запас.

Rewordify.com – веб-сервис для упрощения и переформулирования сложных текстов. Он был создан с целью помочь студентам преодолеть трудности понимания сложных незнакомых слов и чтения текстов, сосредотачиваясь только на основной идее. Сервис заменяет чрезмерно сложные термины, которые затрудняют синтаксическое распознавание слов, более простыми словами, сохраняя, при этом, исходный смысл. С помощью Rewordify можно узнавать тексты различных жанров, включая научные статьи, художественную литературу и публицистические тексты, не упуская при этом основной смысл. Введите текст или фрагмент книги или ссылку в соответствующее поле, и Rewordify предложит упрощенную версию текста. Подведя указатель мыши к синонимам в тексте, можно увидеть, какие слова были заменены. Использование синонимов для запоминания новых слов считается одним из наиболее эффективных способов расширения словарного запаса [3].

Quizlet – это веб-инструмент для быстрого запоминания лексики. Он представляет собой простое приложение, позволяющее повысить эффективность обучения с помощью различных инструментов. Гибкость и простота использования делают его доступным везде и в любое время и позволяют просматривать материал. Основой данного приложения является использование карточек на более продуктивном уровне (слово/картинка, слово/перевод, термин/определение). С помощью настроек можно изменить режим использования: озвучивание/отсутствие озвучивания слов, выбор ответов/выбор верных/неверных вариантов и т.д.

Процесс изучения иностранного языка невозможно представить без использования электронных словарей, являющихся наиболее распространенными прикладными программами в этой области. По сравнению с бумажными словарями, электронные словари позволяют значительно увеличить скорость поиска нужного слова. Использование мультимедийных средств позволяет семантизировать лексику, озвучивать не только заголовочное слово, но и его определение, искать выражения, слова с неточным написанием, создавать гиперссылки, объединять несколько словарей различных типов в одном, сохранять информацию о последовательности поиска, добавлять собственные записи в словарь, создавать закладки и так далее [6].

Интерактивный словарь Ask Ludwig – это поисковая система, которая помогает изучать английский язык и создавать лучшие фразы. Словарь содержит 120 миллионов проверенных предложений, а также множество определений, синонимов и живых примеров, взятых из авторитетных источников английской письменной речи. Пользователи могут скачать приложение на свои устройства и воспользоваться уникальным опытом. Важную роль в изучении иностранного языка играет письменная речь, так как она помогает закрепить лексический и грамматический материал. Практика письма включает различные письменные упражнения, которые помогают студентам запомнить языковой материал и развить умения. Использование фрагментов видеофильмов на уроках способствует эффективному сочетанию всех видов речевой деятельности. Это помогает студентам лучше усваивать изучаемый материал и развивает их внимание и память.

Профессиональному развитию студентов в написании текстов и творческих навыках помогает веб-инструмент Storybird. С использованием этого сервиса можно создавать визуальные истории, превращая изображения в оригинальные тексты.

Преподаватели могут использовать бесплатные аккаунты для управления студентами и создания заданий. Storybird предлагает большое количество уроков, тестов и письменных подсказок, что делает его одним из крупнейших сообществ по рассказыванию историй. Можно выбрать разные форматы письма, от комиксов до книжек с картинками, от стихов до длинных рассказов. Также можно опубликовать свою историю в публичной библиотеке Storybird и получить отзывы экспертов [2].

Преподаватели могут использовать эти инструменты, учитывая возрастные особенности студентов, чтобы разрабатывать различные задания и достигать поставленных педагогических целей.

Список литературы

  1. Алексеева Н.В. Проблемы профессионального и ориентированного преподавания иностранного языка студентам технических учебных заведений // Хронос. - 2021. - № 24 - С 8-9.
  2. Лозовская Т.В. Интерактивные подходы к обучению профессиональным иностранным языкам // Академическая журналистика. – 2021 год. - № 2. – С. 186-88.
  3. Методы преподавания профессионального и ориентированного иностранного языка студентам неязыковой специальности / А.А. Ниязбеков // Евразийское научное объединение. – 2022. – № 2. – С. 38-41.
  4. Повалюхин, Д.А. Профессиональное ориентированное общение на иностранном языке // Международном журнале гуманитарной и естественной наук. – 2020. – № 8 - С 117 - 119.
  5. Работникова Н.А. Особенности преподавания профессионального иностранного языка в современном университете // Самоуправление. – 2022 – № 2. – С.425-427.
  6. Сергеева Н.Н. Профессиональный подход к преподаванию иностранного языка в иностранном университете // Суть и основы языка и культуры. – 2022. – № 7. – С. 223-239.
  7. Соколова А.М. Особенности преподавания профессионального иностранного языка // Научные поиски. - 2020. – № 9.- С.14-15.

Интересная статья? Поделись ей с другими: