УДК 37.013

Краткий обзор модели социально-эмоционального обучения и её недостатков

Кузнецов Александр Александрович – студент бакалавриата кафедры филологического образования Тюменского государственного университета

Аннотация:  В данной статье рассматриваются основные модели и компоненты социально-эмоционального обучения, а также их недостатки.

Ключевые слова: СЭО, социально-эмоциональное обучение, преподавание, социальные навыки.

Социально-эмоциональное обучение (СЭО) - это многогранная образовательная методика, направленная на развитие межличностных и внутриличностных навыков у учащихся. Она основана на психологических и педагогических теориях, делая упор на развитие эмоционального интеллекта, самосознания, саморегуляции, межличностных навыков и ответственного принятия решений. Этот комплексный подход к образованию стремится воспитывать у людей компетенции, которые можно адаптировать и применить во множестве различных сфер, позволяя легче проходить жизненные трудности.

Теоретическая основа социально-эмоционального обучения

Теория эмоционального интеллекта Даниэля Гоулмана. Эмоциональный интеллект - это способность распознавать, понимать и управлять собственными эмоциями, а также способность воспринимать и влиять на эмоции других. СЭО интегрирует элементы модели Гоулмана, включая самосознание, саморегуляцию, социальную осведомленность, управление отношениями и ответственное принятие решений, в свою собственную структуру.

Теория социального научения Альберта Бандура. Эта теория утверждает, что люди учатся на собственном опыте, а также на опыте других людей. СЭО использует принципы социального научения, чтобы помочь людям развивать социальные и эмоциональные навыки, наблюдая за другими, моделируя их поведение и получая обратную связь.

Теория развития личности Эриха Эриксона. Эта теория утверждает, что люди проходят через ряд стадий развития, на каждой из которых им необходимо решать определенные задачи. СЭО помогает людям развивать навыки, необходимые для успешного прохождения этих стадий развития.

Хорошо, я постараюсь расширить и более подробно объяснить каждый пункт текста о социально-эмоциональном обучении (СЭО).

СЭО черпает вдохновение из нескольких известных психологических теорий, среди которых:

Теория эмоционального интеллекта Даниэля Гоулмана. Эмоциональный интеллект – это способность распознавать, понимать и управлять собственными эмоциями, а также способность воспринимать и влиять на эмоции других. СЭО интегрирует элементы модели Гоулмана, включая самосознание, саморегуляцию, социальную осведомленность, управление отношениями и ответственное принятие решений, в свою собственную структуру.

Теория социального научения Альберта Бандура. Эта теория утверждает, что люди учатся на собственном опыте, а также на опыте других людей. СЭО использует принципы социального научения, чтобы помочь людям развивать социальные и эмоциональные навыки, наблюдая за другими, моделируя их поведение и получая обратную связь.

Теория развития личности Эриха Эриксона. Эта теория утверждает, что люди проходят через ряд стадий развития, на каждой из которых им необходимо решать определенные задачи. СЭО помогает людям развивать навыки, необходимые для успешного прохождения этих стадий развития.

Ключевые компоненты социально-эмоционального обучения:

  • Самосознание – это способность осознавать свои собственные мысли, чувства, ценности и цели. Люди с развитым самосознанием лучше понимают свои сильные и слабые стороны, а также свои способности и ограничения. Они также более мотивированы и ориентированы на достижение целей.
  • Саморегуляция – это способность управлять своими эмоциями, мыслями и поведением. Люди с развитыми навыками саморегуляции лучше справляются со стрессом, избегают импульсивных действий и принимают более разумные решения.
  • Социальная осведомленность – это способность понимать перспективы и чувства других людей. Люди с развитыми навыками социальной осведомленности лучше взаимодействуют с другими, выражают сочувствие и эмпатию. Они также более способны к сотрудничеству и разрешению конфликтов.
  • Навыки построения отношений – это способность устанавливать и поддерживать позитивные отношения с другими людьми. Люди с развитыми навыками построения отношений лучше общаются, сотрудничают и разрешают конфликты. Они также более склонны к формированию крепких социальных связей.
  • Ответственное принятие решений – это способность принимать решения, которые учитывают интересы всех заинтересованных сторон. Люди с развитыми навыками ответственного принятия решений более склонны к этичному поведению и решению проблем конструктивным образом.

Интеграция СЭО в учебный процесс положительно влияет на учеников и их поведение. СЭО улучшает когнитивные способностей, особенно внимание и память. Интеграция СЭО  в образовательные среды зачастую положительно влияет на академическую успеваемость. Учащиеся, прошедшие программы СЭО, демонстрируют снижение агрессии и количества правонарушений. Учащиеся также демонстрируют улучшенный контроль над эмоциями и  психологическую устойчивость.

Однако, критики опасаются, что чрезмерное внимание к СЭО может отвлечь внимание от традиционных академических предметов. Они считают, что выделение значительного времени на занятия СЭО может снизить академическую строгость и охват материала. Также, часто ставится под сомнение объективность оценки социально-эмоциональных компетенций. Оценка таких черт, как эмпатия и самосознание, может быть по своей сути субъективной, что потенциально приводит к несогласованности в методах оценки и результатах.

Часто выражается обеспокоенность по поводу адекватности программ подготовки учителей, что может привести к тому, что преподаватели не будут полностью готовы удовлетворить разнообразные социальные и эмоциональные потребности своих учеников.

Распределение ресурсов

Выделение ресурсов на программы СЭО может рассматриваться как проблема, особенно в условиях ограниченного бюджета. Критики утверждают, что отвлечение ресурсов на инициативы СЭО может происходить за счет других важных образовательных потребностей. У студентов из менее обеспеченых школ или сообществ может не быть такого же уровня СЭО, как у их более обеспеченных сверстников. В то время как краткосрочные преимущества СЭО хорошо задокументированы, поднимается вопросы о долгосрочной устойчивости этих эффектов. Необходимы более долгосрочные исследования, чтобы определить долговременное влияние вмешательств СЭО на взрослую жизнь.

Важно отметить, что дебаты о СЭО продолжаются, и нет единого мнения о его преимуществах и недостатках. Исследования продолжают изучать эффективность СЭО, и в будущем, вероятно, появятся более убедительные доказательства его влияния на учащихся.

Дискуссия вокруг социально-эмоционального обучения (СЭО) подчеркивает его многогранное влияние на личности и сообщества. Доказательства, подтверждающие положительные результаты, связанные с СЭО, от улучшения академической успеваемости до укрепления психического здоровья и долгосрочного жизненного успеха, преобладают.

Признавая потенциальные опасения, высказываемые критиками, важно осознать, что постоянные исследования и развивающаяся педагогическая практика направлены на решение этих проблем. Научное сообщество продолжает изучать сложную динамику внедрения СЭО, стремясь улучшить стратегии, повысить подготовку учителей и обеспечить культурную чувствительность.

По мере того, как СЭО все больше интегрируется в образовательные системы по всему миру, первостепенное значение приобретает постоянная оценка его эффективности, учитывая различные культурные контексты и образовательные условия. Более длительные исследования, отслеживающие устойчивое влияние вмешательств СЭО, в дальнейшем будут способствовать совершенствованию и оптимизации этих программ.

Список литературы

  1. Citation: Durlak, J. A., Weissberg, R. P., Taylor, B., Oberle, E., & Greenberg, M. T. (2011). The impact of social and emotional learning programs on school climate and student behavior. Psychology in the Schools, 48(1), 3-16.DOI:10.1080/0164369100359931.
  2. CASEL (Collaborative for Academic, Social, and Emotional Learning). (2013). Fostering social and emotional learning for prosocial development and learning success. Journal of Educational and Psychological Consultation, 23(2), 89-109. DOI:10.1080/08941494.2013.781072.

Интересная статья? Поделись ей с другими: